search
main
0

О гусиных перьях, VR-технологиях, коте Бегемоте и дядюшке великого поэта

Как музеи превратились в образовательную площадку для школьников

Никого уже не удивить тем, что площадкой для проведения уроков в системе столичного образования является не только школа, но и пространство сети Интернет, технопарки, учреждения культуры, библиотеки, даже улицы – сам город со всем многообразием инфраструктуры и изобилием возможностей.

Третий год успешной реализации проекта «Учебный день в музее» показал, что интерес столичных школьников и учителей к проекту не ослабевает. Прошедший учебный год позволил более чем 61000 ребят принять участие в учебном дне в 15 музеях. А в нынешнем количество площадок значительно расширилось.

Музей истории государственной службы, расположенный в здании Дворца госуслуг на ВДНХ, по праву может быть назван одной из самых современных и интерактивных площадок в проекте. В экспозиции все разрешается трогать руками, то есть вовсе не действуют обычные музейные правила, что позволяет музею быть интересным для школьников любого возраста.

Экспозиция посвящена истории развития государственной службы в России от царских приказов до современных многофункциональных центров. Школьники изучают историю и обществознание, опираясь на документы, информацию, представленную в голобоксах и слайдерах, VR-технологии соседствуют здесь с телеграфным аппаратом, деревянными счетами, печатными машинками и гусиными перьями для письма. Метапредметные уроки не только включают продуктивную работу в экспозиции, но и знакомят с историей самого павильона; уроки английского и китайского языков обогащают словарный запас, развивают коммуникативные навыки школьников.

Одной из отличительных черт проекта «Учебный день в музее» является гармоничное соседство современных экспозиций с обилием технических средств в ряде новых музеев и музеев с давней историей, созданных с использованием классических приемов экспонирования предметов искусства, старины. Музей известного поэта Василия Львовича Пушкина, дяди А.С.Пушкина, воспроизводит обстановку городской дворянской усадьбы XIX века. Множество деталей быта, книги, произведения искусства позволяют говорить не только об особенностях русского или французского языка, но и изучать такой предмет, как технология.
Процесс естественного развития проекта включает в себя и поиск новых форм уроков, отвечающих самым актуальным запросам современного образования. Так, ответом на запрос о ранней профессиональной ориентации стал учебный день в Мемориальном музее космонавтики для инженерных классов московских школ. Разумеется, принять участие в учебном дне с углубленным изучением физики и математики могут все желающие, но особую актуальность он имеет для тех, кто всерьез интересуется точными науками.

Одним из последних присоединился к проекту Музей М.А.Булгакова. Легендарная «ювелиршина квартира», в которой проживали и печально известный Берлиоз, и свита профессора Воланда, в которой кот Бегемот раскачивался на люстре и починял свой примус, снова оживает в заданиях интегрированного урока по литературе и обществознанию. Тонкая ирония писателя по отношению к москвичам 1930‑х годов раскроет перед юными москвичами 2020‑х особенности общественных процессов, происходивших в стране в эту непростую эпоху.

Стоит отметить, что особую роль в развитии проекта играют учителя московских школ: на музейно-педагогических мастерских, которые проводят операторы проекта – Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы совместно с Мосгортуром, – учителя активно делятся идеями с сотрудниками музеев и сами берутся за создание учебных дней. Так, в Дарвиновском музее и Московском зоопарке появились первые уроки для младших школьников в рамках проекта. В ближайшее время такие учебные дни появятся в Мемориальном музее космонавтики, в Царицыне.

Педагоги, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, легко адаптируют материалы уроков под потребности особенных школьников. Так, школа «Технологии обучения» поделилась опытом адаптации материалов учебного дня в музее-заповеднике «Царицыно». Учителя на практике показали, как организовать учебный день, в том числе для тех школьников, которые не смогли лично присутствовать в музее, а присоединились к своим одноклассникам в сети Интернет.

Можно с уверенностью сказать, что городские образовательные проекты меняют не только сознание школьников, но и подход учреждений культуры к своим посетителям. Недаром в музее-заповеднике «Царицыно» формируется отдел гостеприимства, сервиса и обслуживания посетителей, одна из задач которого – сделать музей открытым, удобным и понятным для школьников.

С введением режима самоизоляции проект «Учебный день в музее» предлагает учителям и школьникам проводить уроки дистанционно, без предварительной регистрации и в удобное время. Для этого в материалы проекта добавлена информация о виртуальных экспозициях музеев, которые помогут выполнить задания, не выходя из дома, подготовлены дополнительные рекомендации для учителей, проведены вебинары. В дистанционном режиме проект заинтересовал не только предметников, но и классных руководителей, которые успешно совмещают проведение уроков онлайн, к примеру в Музее Победы, с беседой о 75‑й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Екатерина КИРЬЯНОВА, старший методист Городского методического центра

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте