Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Меняется ли роль учителя в современном мире?

Результаты

Текущий номер

Счастье внутри тебя

Идеал недостижим. Но надо стремиться к нему

номер 08, от 19 февраля 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№9 от 26 февраля 2019 года

p«Чтобы работать в одиночку, нужна железная воля. У многих ли она найдется? На миру работать куда легче, артелью, миром легче поднимать большие тяжести», - эти слова из передовицы первого номера «Учительской газеты», вышедшей 3 октября 1924 года, принадлежат Надежде Константиновне Крупской. Именно она, руководитель Главполитпросвета при Наркомпросе, а затем и заместитель наркома просвещения РСФСР, стояла у истоков «Учительской газеты», помогала создавать ее, формулировать ее главную задачу – вскрывать и решать проблемы учительства. Быстро, грамотно, сообща… В этом году «Учительской газете» исполняется 95 лет. В этом же году мы отмечаем 150 лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской. Об этих, неразрывно связанных юбилеях, в материалах наших авторов – Надежды Тумовой и профессора Михаила Богуславского.

pПожалуй, самое главное для подростка – пользоваться авторитетом в своей среде. Мнения родителей и учителей, о том, как он учится, выглядит и вообще поступает в разных жизненных ситуациях, отходят в этом возрасте на второй план. Главное – что думают сверстники. Как в такой ситуации не оказаться изгоем? Кто такой лидер в современной подростковой среде? Какими качествами нужно обладать, чтобы им стать? Ответы в новом выпуске газеты в газете «Эпицентр».

p«Мы учимся, пока живы. И будем учиться, пока не умрем» - таково кредо студента в Китае. Сегодня в вузах этой страны учатся в три раза больше человек, чем живут в нашей. Цифра колоссальная! И здесь хорошо уяснили: образование – движущая сила экономики, поэтому учиться нужно всем и всегда. О том, как удается организовать и направить в нужное образовательное русло такое количество человек, узнал из первых уст Сергей Рыков.

10 сентября 2013 года в 15:38

Представители российской высшей школы обсудили результаты рейтинга мировых вузов

Вадим Мелешко
В "РИА Новости" прошёл мультимедийный видеомост Москва-Лондон-Санкт-Петербург-Томск, на котором представители высшей школы обсудили результаты рейтинга мировых вузов, составленного компанией Quacquarelli Symonds.

Напомним, сегодня стали широко известны результаты рейтинга мировых университетов: 18 российских вузов вошли в состав списка из более чем семисот высших учебных заведений. И только один, МГУ им.Ломоносова, попал в топ-200 рейтинга. 

Как пояснила региональный директор по странам Центральной Европы и Центральной Азии QS Зоя Зайцева, рейтинг проводится на протяжении 10 лет, ежегодно оценивая порядка 3000 вузов мира. Оценка происходит по следующим критериям:

- академическая репутация;

- репутация среди работодателей;

- соотношение количества преподавателей и студентов;

- индекс цитируемости;

- доля иностранных студентов;

- доля иностранных преподавателей.

- Согласно нашим данным, в 2013 году Россия продемонстрировала стабильно положительное соотношение профессоров и студентов, однако показала практически нулевые результаты по индексу цитирования и иностранным преподавателям, - сообщила Зоя Зайцева. – В целом же можно сказать, что рейтинг отражает общее состояние системы высшего образования в стране, которое, однако, вовсе не следует рассматривать в мрачных красках, поскольку вузы России медленно и уверенно "растут" по целому ряду показателей. Стабильность в данном случае - вполне нормальное состояние. И оно ничуть не говорит о каком-то застое, поскольку любой застой гарантированно отбросил бы нас в конец рейтинга. Россия же удерживает позиции, сохраняя тенденции к развитию.

Первый проректор Томского госуниверситета Эдуард Галажинский не совсем согласен с этим утверждением. Он считает, что стоять на месте мало, и если мы хотим выполнить задачу правительства по выводу в ТОП-100 вузов не менее 5 российских университетов к 2020 году, необходимо не просто идти, а бежать вперёд. Но и здесь рейтинг QS здорово нам помогает, поскольку стимулирует выход на международную арену, повышает заинтересованность вузов лучше узнать друг друга, привлечь иностранных студентов и преподавателей, чаще печататься.

Некоторые критерии рейтинга вполне можно было бы рассмотреть более критически, поскольку использование их без учёта нашей российской действительности создаёт несколько искажённую картину состояния дел в высшей школе РФ.

- Например, судя по представленным QS данным, у нас довольно низкая цитируемость и малое количество публикаций в иностранных научных журналах, - говорит Владимир Кутузов, ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета ЛЭТИ им. В.И.Ульянова. – Но нужно понимать, структуры и организации, которые заказывают нам те или иные научные исследования, далеко не всегда согласны, чтобы мы публиковали где-либо результаты.

Свои претензии к рейтингу высказал и ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрей Рудской. По его словам, в СПбГПУ обучается примерно 10% иностранных студентов, что не намного меньше, чем в среднем по Европе (15%). Однако почему-то в рейтинге он получил "ноль" по этому критерию. К тому же, считает Рудской, нашим вузам очень сложно привлечь зарубежных преподавателей, но дело здесь не столько в том, что университеты России сами по себе не привлекательны для них, сколько в целом спектре проблем, связанных с оплатой, регистрацией, проживанием приглашённых специалистов и т.д. Решением всех этих задач должно заниматься, в первую очередь, Минобрнауки РФ.

Вуз вузу рознь, одни тесно связаны с военно-промышленным комплексом, занимаются секретными разработками, в них почти нет иностранцев, и они по определению не могут соревноваться в открытости с другими университетами по этим критериям. Другие, например, Российский университет дружбы народов, изначально были созданы для максимального привлечения студентов из других стран.

- Но как раз мы более, чем кто-либо, понимаем: мировая известность вуза напрямую связана с деньгами, которые поступают на его счёт, - уверен проректор по науке РУДН Нур Кирабаев. – Чем больше о нас говорят, чем более положительны отклики, тем больше абитуриентов придут к нам поступать, и тем выше будет наше финансирование. Кстати, хочу напомнить, что из 18 российских вузов, попавших в 700 университетов мира, отобранных QS в качестве лучших, 9 имеют более чем 100-летнюю историю существования. Это ещё раз говорит о том, что известность – определённая гарантия успеха.

Участников видеомоста заинтересовал вопрос, каким же образом Минобрнауки РФ помогает вузам, участвующим в рейтинге QS, и помогает ли. По этому поводу было высказано предположение, что министерство заинтересовано помогать лишь успешным университетам, поскольку это соответствует государственной политике в области высшего образования. “В глазах Минобрнауки повышение статуса университета по итогам мировых рейтингов автоматически означает его повышенное финансирование, чтобы дать ему возможность подняться ещё выше”. Иными словами, помогать слабым вузам вряд ли целесообразно, поскольку они с гораздо меньшей вероятностью помогут стране выйти в 2020 году в ТОП-100.

Тем не менее, в заключение основатель и управляющий компании Quacquarelli Symonds Нунцио Квакварелли сказал о том, что рейтинг вузов, каким бы он ни был, всё-таки нужен, ибо помогает каждому учебному заведению понять, как оно выглядит со стороны, в глазах международных экспертов. А следующий шаг – устранение того, что мешает вузу выйти на международную арену и вступить в честную конкурентную борьбу. Ведь мировой рынок образовательных услуг составляет 200 миллиардов долларов, и здесь есть за что бороться.

Фото автора



быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.