Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Как ведет себя ваша зарплата в этом учебном году?

Результаты

Текущий номер

Когда знание - сила

Вероника Романова на своих уроках творит чудеса

номер 47, от 19 ноября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№47 от 19 ноября 2019 года

pДесятилетие оптимизации медицины признано неудачным. Нужно ли ждать подобных выводов по образованию? Отвечая на этот вопрос, член-корреспондент РАО Игорь Смирнов напоминает о существующих проблемах: обучение в две-три смены, рост числа учителей, работающих на две ставки, отсутствие в целом ряде школ теплых туалетов...

pВ Карелии детей с аутизмом обучили скалолазанию. Следующим этапом работы с ребятами станет апробация включения их во все виды внеурочной деятельности: сферу дополнительного образования, летнего и активного отдыха, досуга и неформального времяпровождения. Об обычной жизни необычных детей рассказывает Наиль Шабиев.

p"Я чуть не заснула, пока читала "Капитанскую дочку", – заявила восьмиклассница. Почему же современным школьникам неинтересно читать классику? Не потому ли, что она далека от их кругозора? Или дело в однобоком понимании книги? Учитель года Ярославской области-2016 Алексей Бутусов делится своим опытом решения проблемы.

pВ Москве методист школы запретила ученикам посещать туалет во время уроков. В Сосновоборске педагоги заставляли ребенка сменить прическу. Учителя периодически допускают столь бессмысленную жестокость по отношению к детям. В чем причина и как с этим бороться? Ответы знает педагог-психолог Кирилл Карпенко.

3 июля 2013 года в 19:30

Технологии и решения: полимедийность начинает играть в образовании все большую роль

Ева Андреева
В этом году Международная научно-практическая педагогическая конференция "Полимедийные технологии и решения. Применение в образовании, опыт, перспективы развития" проводится уже в пятый раз. Первый юбилей этого большого мероприятия совпал и с более крупной датой - пятнадцатилетием работы знаменитой в России компании Polymedia, которая является организатором конференции и в этом году проводит её совместно с компаниями Promethean и Pasco, а также сетевым сообществом Edcommunity, Лигой образования и Ассоциацией лучших школ России.

Первый день мероприятия выдался весьма насыщенным: многочисленные презентации новых технологий и устройств, мастер-классы, итоги конкурса "ИнтерАктивный Учитель" и, конечно же, знакомство участников конференции друг с другом и целое море профессионального общения, которое всегда полезно и приятно.

Важное слово "успех"

Честь принимать конференцию в этом году выпала Суздалю - городу с древней и славной историей. Тем интереснее, что обсуждались почти у самых стен местного Кремля новейшие технологии, и это значит, что история сегодня теснейшим образом связана с современностью.

Открыла конференцию генеральный директор компании Polymedia Елена Новикова. Отметив, что в этом году мероприятие имеет действительно международный состав, ведь здесь собрались педагоги и управленцы в образовании из Великобритании, США, России и стран СНГ, и пожелав всем успехов, Елена Новикова предложила инновационные методы управления ходом самой конференции. В частности, вопросы докладчикам вопреки обыкновению поступали не с помощью записок, а в Твиттере. А оценивать выступления своих коллег и отвечать на вопросы докладчиков оказалось весьма удобно с помощью опросных систем.

"Сегодня наша страна требует новых кадров, - сформулировал актуальные задачи для педагогов директор Департамента образования Владимирской области Михаил Корешков, - и основные точки роста находятся именно в среде новых информационных технологий. Важно, чтобы опыт, который у нас есть сегодня, был озвучен и получил распространение".

К числу мировых трендов, на которые, по словам участников конференции, сегодня надо ориентироваться не только учащимся, но и педагогам - это в первую очередь умение работать с новыми технологиями, обрабатывать с их помощью те огромные объемы информации, которыми мы вынуждены оперировать. Информация умножается ежегодно в разы, многое устаревает, поэтому учиться приходится всю жизнь. Облегчить решение этой задачи могут именно технологии, однако сегодня их надо не только внедрять, но и стараться оценивать, насколько эффективно они работают, потому что, по словам Елены Новиковой, не секрет, что порой оборудования в школах стоит много, но эффект оно дает небольшой.

А ведь с помощью новых технологий можно узнать так много интересного! Почему ток крови идет в одном направлении и что общего у сосудов с обычными трубами? Как распознать в английском языке приметы, которыми и русский человек нередко руководствуется в жизни? Можно ли за пятнадцать минут освоить французский и не чувствовать себя в Париже неуютно? На эти и многие другие вопросы ответили педагоги-финалисты конкурса "ИнтерАктивный Учитель", готовясь к вердикту судей у интерактивной доски. Для них новые технологии - не просто красивая фраза, а рабочий инструмент.

"Вы видите у меня на доске слово "success". Запомните его, пожалуйста, оно значит "успех", - отметила одна из конкурсанток, педагог английского языка Елена Зарина из Алтайского края, -  Я желаю успеха всем вам. К тому же добиться его уже совсем не сложно, когда на вооружении такие технологии".

Управляй технологиями

Технологии сегодня также меняются быстро: еще вчера оборудование класса могло составлять огромный массив устройств, сегодня один дисплей может выполнять функции системного блока, проектора, камеры и т.д. Важно, что многие подобные устройства производятся именно в России.

В образовательном процессе педагогу сегодня помогают интерактивные полы, столы, доски, системы опроса и голосования, все большее распространение имеют мобильные устройства, или так называемая технология BYOD (bringyourowndevice – буквально: "принеси с собой свое мобильное устройство"). В такой ситуации суперсовременный мобильный телефон с выходом в Интернет не будет мешать на уроке, а скорее помогать. Надо только решить, какой модели BYOD будут следовать в вашем классе: например, централизованной, когда все ученики получат одинаковые устройства, или ребята смогут приносить в класс свои гаджеты. Будет это ситуация дикого BYOD, когда ребята даже вопреки запретам будут пользоваться ими на уроке или управляемого, - это решать педагогу, но то, что это явление прочно входит в образовательный процесс, похоже, ясно.

А возможности, которые дают виртуальная и дополненная реальность, цифровые лаборатории и облачные сервисы, технологии дистанционного обучения? Их повсеместное внедрение приведет к ликвидации цифрового неравенства и позволит давать в удаленных от центра школах не менее качественное образование, чем в крупных городах. Кроме того, использование новых технологий ведет к трансформации класса как такового: сегодня он ограничивается скорее количеством людей и мобильных устройств, участвующих в данный момент в образовательном процессе, а не четырьмя стенами и партами.

Тем не менее все на так просто: если для детей переход к новым технологиям это один шаг, то для учителей это целый путь, потому что у педагога сильна привычка к традиционным методам обучения. Об этом, в частности, говорил старший образовательный консультант компании Promethean доктор филологических наук Джон Коллик, пояснив на примере своей дочери, что еще в свои школьные годы дома она пользовалась и современным телефоном, и выходила в Интернет, смотрела ролики на Youtube и играла в игры. Школа же оставалась традиционным академическим заведением, где новейшие технологии еще не нашли применения.

Впрочем, определенные трудности здесь сохраняются до сих пор. Несмотря на все темпы роста использования технологий в образовании в России, по словам участников конференции, до сих пор в среднем на 15 школьников страны приходится 1 компьютер. Именно поэтому в последние годы, когда школа взяла курс на инновации, ей оставалось только догонять более продвинутых учащихся, всеми способами стараться обратить внимание детей на себя и стать их проводником в мире Интернета и технологий, тогда как раньше они были предоставлены сами себе и подвержены многочисленным рискам.

Однако подвержены рискам и сами образовательные технологии. По словам Джона Коллика, образование должно управлять технологиями, а не наоборот. В этом смысле весьма показателен пример ряда зарубежных школ, где педагогов заменили... роботы. Интересно, что они стали "преподавателями" иностранного языка, что по своей сути противоречит задаче изучения языков - расширению возможностей живой коммуникации.

Тем не менее с помощью разумно используемых технологий сегодня реально обучить действительно всех, поскольку даже самый застенчивый ученик может показать педагогу, что он понимает хорошо и чего пока не усвоил. Этому способствуют например, современные системы опроса. Они становятся по сути "пультом управления учителем", как бы громко это ни звучало. Однако это действительно так: в зависимости от уровня знаний, демонстрируемых детьми в ходе опросов, педагог может отрегулировать темп обучения для каждого класса, для каждого ребенка.

Мастер-ключ к знаниям

Научиться еще лучше учить можно, лишь улучшив собственные знания. Педагогам это удается прекрасно, они привыкли к постоянным повышениям квалификации и всевозможным курсам. В этом году практическая часть конференции была значительно расширена, и большую ее часть заняли мастер-классы разработчиков образовательных технологий. Всех участников мероприятия разбили на четыре потока, и теперь уже педагоги стали учениками, потому что мастер-классы превратились в настоящие интересные уроки. Соответствовала даже продолжительность - строгие 45 минут.

Региональный менеджер по продажам Марк Котляр и главный специалист по обучению компании Pasco Гленн Старки представили свои цифровые датчики и анализаторы. Аудитория с удовольствием измеряла освещенность помещения, насыщенность воздуха СО2, свойства газов и температуру тел, изучая способы применения современных технологий в преподавании естественных наук. Сами педагоги с неподдельным интересом на вытянутых руках поднимали анализатор к осветительным приборам в зале и доказательно спорили о возможном значении, точную цифру которого затем показывал беспристрастный прибор. Подобные приемы могут разнообразить преподавание физики и биологии в старших классах, и, по словам участников мастер-классов, позволят заменить целые страницы теории, которые ребятам приходится заучивать. С такими яркими уроками, где все познается на собственном опыте, знания отпечатаются в сознании надолго.

В мастер-классе компании Promethean, который вели ее образовательный конультант Инна Стивенс, начальник учебного отдела Екатеринбургского дома учителя Валерия Короткова, а также педагог начальных классов Малодубенской школы Елена Чулихина создавали школьную газету с помощью интерактивного стола ActivTable. Этот интуитивно понятный инструмент уже успел покорить британских школьников, особенно тех, для кого английский не родной, но игра и необходимость взаимодействия при работе с задачами ActivTableпомогают им быстрее его освоить.

Редакционно-издательское дело непростое, но несмотря ни на что педагоги вновь ощутили себя увлеченными учениками, склонившись над столом, чтобы подготовить небольшой школьный бюллетень в две страницы. Каждому в рамках проекта была отведена своя должность и свой набор инструментов. Работать со столом одновременно могут до 6 человек, но педагоги справились и втроем, а затем в автоматически сформированных таблицах проанализировали свой вклад в работу. Такой анализ можно проводить по каждому проекту...

В первый день конференции педагогов ждали и другие мастер-классы и мероприятия. Завершился день торжественным ужином, традиционными песнями и развлечениями, например, созданием куколок-оберегов из тканей и природных материалов. Педагоги отдыхали и готовились ко второму дню конференции, который обещал быть не менее насыщенным.

Фото предоставлены компанией Polymedia


быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Дефлектор капота спас от огромного булыжника
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.