Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Помог ли вынужденный дистант вам в плане развития профессиональных компетенций?

Результаты

Текущий номер

На краю земли

Если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда

номер 22, от 2 июня 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№22 от 2 июня 2020 года

pПоследние исследования ЮНЕСКО вызвали новую волну споров вокруг вечного и деликатного вопроса: с какого возраста (и надо ли вообще) преподавать в школах половое воспитание. Далеко не все страны согласны с тем, что разговор с учениками на эту тему должны вести педагоги. Арсений Рыков подготовил обзор, как половое воспитание преподается в разных государствах и о чем говорит статистика.

pЛео Бокерия – кардиохирург, академик РАН, президент Центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева. Его регалии и награды, кажется, можно перечислять бесконечно. В эксклюзивном интервью "Учительской газете" известный врач рассказал о своих пациентах, работе, школьных годах и семье, а также затронул тему отношения в обществе к медикам и необходимости изменений в организации доступной медпомощи на всей территории страны.

pПандемия коронавируса потребовала практически моментального перехода на массовое дистанционное обучение и поставила перед директорами школ и их командами сложные вопросы. Руководители Академической гимназии №56 Санкт-Петербурга суммировали накопленный за последнюю четверть опыт и на страницах "Учительской газеты" представили свои эффективные решения.

pДля школьников лето – особенная пора, когда меняется привычный уклад жизни, хочется отправиться в путешествие, поехать на море, в горы или просто на дачу. Сегодня многие планы оказались под угрозой срыва. Границы, возможно, в этом году так и не откроют, да и отдых в России будет с ограничениями. Какие планы на это лето у российских школьников? Ими поделились сами ребята в новом выпуске рубрики "Эпицентр".

24 февраля 2011 года в 14:25

Нужен третий вариант ФГОС для старшей школы

Иван Александров
Считает Общественный совет при Минобрнауки, разгромивший вторую версию образовательных стандартов для 10–11-х классов. В частности, он призвал Минобрнауки исключить физкультуру, ОБЖ и новый предмет «Россия в мире» из числа обязательных и пересмотреть такие предметные группы, как «математика и информатика» и «русская словесность». Также общественники, среди которых – и главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец, потребовали гарантий государства о том, что обучение в школе останется бесплатным.

Члены Общественного совета призвали министерство не подписывать приказ о введении новых стандартов для старшей школы. «Проект образовательных стандартов пока не состоялся»,— пишут авторы документа. По мнению экспертов, стандарты не дают обществу ответов на вопросы: 1) что должен знать и уметь, по мнению государства, выпускник средней школы; 2) каковы гарантии бесплатного образования; 3) каков формат и содержание итоговой аттестации, и какой объем изменений ожидает учителей и школьников; 4) будут ли и как переаттестовываться учителя.

Также члены Обшественного совета считают, что изучением того или иного предмета нельзя воспитать патриотизм, но можно дезориентировать школьников и учителей. Общественники призвали Фурсенко отказаться от физкультуры и ОБЖ и «России в мире». «Знания, которые намечается получить в его курсе, вполне могут быть интегрированы в такие предметы, как история, география, литература»,— отмечают в своей резолюции члены Общественного совета.

Удалить из числа обязательных призывают и ОБЖ. «Остается неясной программа и принцип преподавательских кадров для еще одного обязательного нового предмета — ОБЖ. В любом случае необходимо, на наш взгляд, рассмотреть возможность освобождения от него в выпускном 11-м классе»,— написано в резолюции.

Физкультуру— как один из трех обязательных предметов — также раскритиковали практически все члены совета. Однако именно этот предмет вызвал наибольшие споры, поэтому вопрос решили отложить до окончательного утверждения резолюции.

Также, члены совета призвали не допустить утверждения в стандарте таких предметных групп, как «математика и информатика» (школьникам предлагают выбрать для изучения облегченный курс «математика и информатика», либо выбрать только математику, либо только информатику) и «филология» (облегченный курс «русская словесность», либо «русский язык и литературу» или «родной язык и литературу»), поскольку в них объединены разные предметы.

Члены совета убеждены, что если уж и выбирать для старшеклассника обязательные предметы, то это должны быть такие дисциплины, как история, русский язык и литература и математика.

Есть претензии и к тому, что «стандарты не проясняют волнующий многих вопрос: смогут ли ученики менять профильные предметы в процессе учебы в старших классах». «Это серьезная проблема и серьезное опасение многих людей»,— заявляют авторы резолюции.

Но критика в адрес стандарта не означает, что члены Общественного совета отвергают саму идею профильной школы – напротив, они ее поддерживают. «Профильная школа отвечает интересам индивидуализации образования, делает выбор семьи и ребенка главным в процессе учебы. Программа обучения становится удобной прежде всего школьнику»,— пишут авторы резолюции.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко, присутствовавший на заседании Общественного совета, заявил, что не будет обсуждать сам текст второй версии стандартов для старшелкассников. Он мотивировал это тем, что на заседании Общественного совета не присутствуют сами авторы документа.

В итоге несколько членов Общественного совета выступили с предложением «выбросить этот стандарт в мусорную корзину» и написать абсолютно новый документ. Поручить его подготовку совсем другой команде экспертов и разработчиков (при этом непонятно, как быть с огромной суммой в 120 миллионов рублей, заплаченных из бюджета прежней группе разработчиков из РАО за разработку трех стандартов).

Предложение приняли, и было решено рассмотреть данный вариант и обсудить данную возможность на следующем заседании совета. Кроме того, члены Общественного совета предложили в новую версию образовательных стандартов отдельный пункт о том, что государство гарантирует финансирование минимум 36 учебных часов в неделю.

 

Использованы материалы сайта www.gzt.ru

Фото с сайта www.priozersk.lenobl.ru

24 февраля 2011, 22:14
Проект Федерального государственного образовательного стандарта написан грамотно, но, к сожалению, не рационально. Казалось бы, что Проект должен решать две главные задачи: 1. Построение государства с высоким экономическим потенциалом; 2. Профилактика негативных явлений в обществе. Но не решает их. Теперь о базовых предметах. Включение «Россия в мире» в число базовых, считаю неуместным. Всему мировому сообществу и нашим гражданам хорошо известно, что: 1.Россия — благородное государство- она во все исторические времена была и остаётся на стороне угнетенных, униженных, нуждающихся, всегда оказывающая помощь народам мира в трудные для них времена, способствующая их развитию и процветанию; 2. У России как Великой державы всегда была и есть миролюбивая и доброжелательная внешняя политика, активно участвующая во всех межгосударственных мероприятиях, включая активное участие в ООН, во всех форумах, саммитах и т.д.; 3. Россия активно поддерживает Олимпийское движение, принимает участие практически во всех мировых спортивных мероприятиях и во многих случаях выходит победителем. Народы мира и граждане России об этом хорошо знают. Зачем изучать то, что всем известно. Еще Эзоп в свое время говорил: «Если что можно сказать делом, то на это незачем тратить слова». Кроме того, в России проживают 85% русского населения, о котором в лаконичной форме можно сказать: «Все вы сможете, в полной мере осуществить свои замысли, реализовать способности, общаясь, проживая и работая рядом с прекрасным, доброжелательным и благородным русским народом». Более разумным будет, если изучать какое-то иностранное государство, например, «Греция в мире», к тому же есть что изучать. И, наконец, лучше всего в этот учебный год во всех общеобразовательных учреждениях страны изучать то государство, где проводится год России, в надежде на то, в этой стране будет изучаться «Россия в мире». В целом Россию, если на то имеют желание, пусть изучают иностранные государства. А в прочем Россия не «барышня», чтобы удачно выдать «замуж», красиво надо одеть ее. Включение ОБЖ в число базовых, где все смешали, что можно и что нельзя оправдано лишь наполовину. По этой дисциплине не решается очень важная государственная проблема: профилактика нарушений поведения школьников и старшего поколения, профилактика негативных явлений в обществе. Включение физической культуры в число базовых, мягко говоря, вызывает недоумение. Эта дисциплина может быть включена в число базовых в начальной школе, но в старшей школе базовым должен быть «Физический труд». Таким образом при таком ФГОС мы никогда не построим государство с высоким экономическим потенциалом, никогда не преодолеем негативные явления в обществе, и тем более никогда не построим Нашу новую современную школу. Где выход из положения?По моему глубокому убеждению, в число базовых предметов должны быть включены:1. Математическая экономика, направленная на развитие экономического мышления, включая экологическое, как составная ее часть, организаторских способностей и деловых качеств, столь нужных в нынешних условиях рыночных отношений ( в этом случае изучать экономику отдельно не следует, эти два предмета удачно взаимодополняют друг друга, при этом значительно возрастает интерес учащихся к их изучению, повышается эффективность обучения, экономия времени); 2. Основы медицины, включая профилактику нарушений поведения, и направленная на ведения здорового образа жизни, своевременного проведения профилактических мер, связанных с негативными процессами в организме и функциональными изменениями с учетом возрастных особенностей ( в этой связи каждый школьник должен знать: какие функциональные изменения поджидают с возрастом, и приводящие неуровновешанным рассуждениям, чтобы вовремя провести профилактические меры, с учетом того, что по данному вопросу, мягко говоря, ситуация в стране сложная);3. Культура отношений, направленная на развитие межличностного, межнационального, межэтнического, толерантного взаимопонимания;4. Физический труд, направленный привитию школьникам трудовых навыков, трудолюбия по востребованным специальностям через Учебные ученические производственно- фермерские комплексы для реализации их в практической жизни и трудовой деятельности на рынке труда. Это и будет для них физическая культура. Все эти предметы логически взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Все остальные предметы оставить на усмотрение педагогических коллективов.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
24 февраля 2011, 22:15
+1
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.