Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Продолжаете ли вы ограничивать себя во встречах и посещении людных мест в связи с коронавирусом?

Результаты

Текущий номер

Без посредников

Компьютер как кухонная плита - и тем и другим надо пользоваться легко и свободно

номер 27, от 7 июля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№27 от 7 июля 2020 года

pВ России проведут эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды (ЦОС). Помимо оснащения школ современным оборудованием и высокоскоростным интернетом, он предполагает и организацию обучения с использованием дистанционных технологий. Новость об очередном эксперименте вызвала бурю эмоций среди интернет-пользователей, главные из которых – гнев, волнение и страх. Разбираемся, для чего апробируют ЦОС и какие изменения ждут 14 регионов, участвующих в проекте.

pНужен ли школе отдельный курс генетики? Наши эксперты считают, что нет: во-первых, для него не найти часов в учебном плане, а во-вторых, в курсе биологии старших классов генетике уделяется большое внимание. С другой стороны, полезными могут оказаться курсы внеурочной деятельности и программы дополнительного образования в этой области. Рассказываем об одном из проектов – лаборатории молекулярной биологии, в которой стали возможны исследования школьников с применением современных методов генетических исследований.

pДом в Мансуровском переулке, который московские краеведы традиционно связывают с фигурой булгаковского Мастера, ветшает и приходит в упадок, несмотря на то, что в столице многие хотели бы видеть здесь литературный музей. Но одного горячего желания москвичей, похоже, недостаточно. Алексей Михеев рассказывает о печальной участи здания, выброшенного на задворки истории.

pИзвестный телеведущий, писатель, философ Андрей Максимов убежден, что в России остро стоит проблема взаимодействия родителей и детей. И минувший период самоизоляции показал: зачастую взрослые не знают, что делать и о чем говорить со своими детьми. Каковы причины этой ситуации и что может сделать каждый, чтобы изменить положение дел? Своими мыслями на этот счет Андрей Максимов поделился в интервью "Учительской газете".

23 апреля в 18:48

Генеалогическое общество Карелии ведет просветительскую работу со школьниками

Мария Голубева
Генеалогия – наука, которой интересуются и взрослые, и дети. Нередко школьников начальных классов просят рассказать о своих бабушках и дедушках. Считается похвальным, если дети помнят имена и отчества прабабушек и прадедушек. О том, как заинтересовать школьников изучением своего рода, где найти ответы на вопросы, связанные с историей семьи, знают в Генеалогическом обществе Карелии (ГОК), которое работает в Гуманитарном парке Петрозаводского государственного университета.

​Занятие родословием, считают участники общества, восполняют лакуну исторического разрыва между поколениями, сохраняют семейные ценности, воспитывают любовь к малой родине, формирует чувство уважения к стране. Работа общества – это взаимодействие с теми, кто увлечен родословием, в том числе и с детьми. Так, в конце 2019 года при его поддержке в школе №35 Петрозаводска открылась Школьная генеалогическая студия. В открытии участвовали взрослые и ученики 6–9-х классов, администрация, учителя-филологи и историки.

Создание студии – не первое взаимодействие с образовательным сообществом города. В Центре генеалогии и истории семей (ЦГИС) ПетрГУ проходят встречи с горожанами, которые интересуются своей родословной.

– Я узнал, почему семья моего деда по маминой линии переехала из Тамбовской области в Тульскую в 30-х. Узнал, что мой прадед со своим братом в Первую Мировую служили в одном в одном полку и с разницей в пару дней оба попали в австрийский плен и потом бежали оттуда. В результате моих поисков меня нашла четвероюродная сестра, которая живёт в Петрозаводске. Восстанавливаю контакты с родственниками, оставшимися в Тамбове. Многое узнал о Карелии и Олонецкой губернии, да и вообще об истории России, – рассказал о некоторых результатах своей работы выпускник  КГПУ (ныне - ПетрГУ) Александр Минкин, который участвует во встречах общества.

Сейчас в его генеалогическом древе – больше 300 человек, и по нескольким веткам он дошел до середины 18 века! "Я начал понимать и чувствовать, что за мной поколения моих предков, что это моя земля и моя история", – говорит Александр.

В феврале в гости к Генеалогическому обществу Карелии приходили ученики 3 "В" класса петрозаводской школы №38. Встречу организовала Ирина Чашкина, член Генеалогического общества Карелии и мама одного из школьников.

"В сообществе помогли мне лично. Несколько лет назад я начала интересоваться семейной историей. Так уж случилось, что большая часть документов и даже фотографий были утрачены. Поначалу мне удалось продвинуться в поисках, а потом случился ступор. Я не знала, куда двигаться, где искать. В обществе буквально за несколько первых встреч я получила ответы и помощь профессионалов", – рассказала "Учительской газете" Ирина Чашкина.

По ее словам, важно показать детям, как эта работа может быть выстроена в системе, рассказать о тех местах, где восстановить утраченное помогут специалисты. Что такое архив, как туда обратиться? Конечно, ребята, особенно ученики начальной школы уяснят это не сразу, но при планомерной работе все возможно. Тем более что школьников сопровождали взрослые.

Президент Генеалогического общества Карелии, руководитель Центра генеалогии и истории семей Гуманитарного иннопарка ПетрГУ, доцент кафедры социологии и социальной работы Ольга Кулаковская и член Совета ГОК Людмила Афонина провели для школьников экскурсию по Гуманитарному инновационному парку ПетрГУ.

– Детям интересно буквально все! Они узнали о лабораториях в гуманитарном иннопарке, познакомились с научными сотрудниками, самостоятельно читали таблички с названием структурных подразделений парка, задавали вопросы об учебе в университете. Особенно детям понравился этнографический музей, – рассказала Людмила Афонина.

Как отмечает Ольга Кулаковская, школьники с удовольствием вступают в диалог и отвечают на вопросы о том, знают ли они, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, когда и где они родились. Дети за время экскурсии узнали, что такое артефакты, и задумались, хранятся ли в их семье памятные вещи предков. В Центре и впредь готовы проводить экскурсии и работу со школьниками Петрозаводска и Карелии.

Прошлой осенью на базе ПетрГУ прошла практическая школа "Азы генеалогии". Ее участники посетили восемь занятий, овладели азами родословия. Планировалась, что на весенних каникулах 2020 года пройдет третья школа для всех заинтересованных петрозаводчан. Ее организаторы планировали погрузить участников в тему с помощью лекций и индивидуальных консультаций под руководством ведущих историков, генеалогов и знатоков родословных изысканий. Однако из-за коронавируса планы пришлось отложить.

Почему же сегодня генеалогия так популярна? Объясняет доцент ПетрГУ, кандидат исторических наук Иван Савицкий.

"Генеалогия – это основа исторической науки, ее исходная методологическая точка. Возьмите Ветхий Завет или "Повесть временных лет" – их сюжеты построены на генеалогии. Основанное в 1898 году Русское генеалогическое общество находилось под патронажем императорской фамилии и заседало в Михайловском дворце (ныне Русский музей). Поэтому наше время отличается лишь более широким охватом аудитории и применением компьютерных методов", – считает ученый.

Он более пятнадцати лет читает лекции по генеалогии первокурсникам. Историк не сомневаются, что интерес людей к семейным корням зависит от воспитания, но в целом был характерен для человечества всегда.

– Сейчас обучение вышло на городской уровень в рамках "Открытого университета" ПетрГУ, а Ольга Кулаковская организовала студенческий кружок, который со временем преобразовался в научную студенческую лабораторию "Семейный летописец". Поэтому базирование ГОК в университете стало вполне логичным. Генеалогией активно занимается и Национальный архив РК, филиалы ГОК расположены в районных библиотеках. Все элементы этой системы себя взаимно дополняют и обогащают опытом, – убежден он.

О Генеалогическом обществе знают и в районах. По словам директора школы №2 поселка Мелиоративный Натальи Шипняговой, сотрудничество с обществом поспособствует усилению интереса школьников и взрослых жителей поселения к истории семьи и страны. Этой весной в школе планировали поближе пообщаться с экспертами.

Несмотря на то, что очные встречи пока невозможны, в соцсети "ВКонтакте" продолжает работать страница Генеалогического общества Карелии, администраторы которой отвечают на вопросы и выкладывают актуальную информацию для всех, кто интересуется темой.

Фото автора


быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.