Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Ученик на уроке постоянно в телефоне. Что делать учителю?

Результаты

Текущий номер

«Пока я с детьми, мне везет!»

Анастасии Василевской хорошо знакомо чувство внутреннего времени - и на уроке, и в литературе, и в обычной жизни

номер 50, от 10 декабря 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№50 от 10 декабря 2019 года

pНовые версии ФГОС стали настоящем полем битвы. Один из недавних ее эпизодов - отрицательное заключение РАО, зафиксировавшее более 500 недостатков в проекте документа. Впрочем, публично данное заключение называется "единственным отрицательным"... Говорит ли это на самом деле о высоком качестве проекта ФГОС или об административном безразличии к содержанию образования? Свою точку зрения по этому поводу высказал член-корреспондент РАО Игорь Смирнов.

pСмерть Михаила Щетинина потрясла всю педагогическую общественность и вызвала многочисленные отклики. В них, как это обычно бывает, когда дело касается талантливых людей, волна любви и признательности столкнулась с громкими высказываниями оппонентов и критиков. О том, как воистину народный педагог со своими сподвижниками смог на высоком уровне целостно соединить обучение, воспитание, социализацию и образование и вошел в историю - в статье доктора педагогических наук Михаила Богуславского.

p11 декабря исполняется 101 год со дня рождения писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Александра Солженицына. Драматичных периодов в жизни классика было немало. Один из них - пожалуй, наивысший по накалу - внимательно исследует литературовед Вячеслав Огрызко.

3 октября в 15:32

Призеры конкурса "Учитель года России"-2019 выступили с публичными лекциями в Общественной палате

Учительская газета
В Общественной палате РФ прошло предпоследнее испытание Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2019 – "Публичная лекция". Общая тематика всех выступлений – "Воспитание в школе в условиях современных вызовов".

​В начале испытания жюри и призеров приветствовал заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб.

– Без ваших усилий, труда, наши усилия были бы тщетны. Вы закладываете колоссальные основы, – обратился он к педагогам.

Владислав Гриб поздравил всех конкурсантов и от лица профессорского сообщества пообещал отстаивать права педагогов на всех уровнях. "Мы сделаем всё, чтобы работа учителя стала престижной и комфортной. Огромное спасибо и низкий поклон за вклад в развитие нашей страны", – добавил он.

У каждого выступающего было семь минут на то, чтобы представить свое видение заявленной проблемы. Первым публичную лекцию дал Наиль Мирсаитов, учитель биологии лицея-интерната №2 г. Казани. Педагог признался, что выступая сегодня, чувствует "отвественность перед семью поколениями прадедов".

"Я спрашиваю себя: что для школы важнее – обучение или воспитание? Я считаю, они неразрывны. Это как птица, которая не полетит без одного крыла. Воспитание - не только на уроке, а учитель должен быть интересен для учеников всегда", – сказал в ходе выступления Наиль Мирсаитов.

Он убежден, что главная миссия учителя – служение детям и обществу.

При этом педагог констатировал: с каждым годом понимать детей становится сложнее, увеличивается разница в коммуникации. Что делать, чтобы школа могла объединить родителей и учеников? По мнению конкурсанта, необходимо вовлечь родителей в учебный процесс.

Наиль Мирсаитов рассказал, что в его лицее возродили традицию посещения учеников. "В узком кругу мы можем обсудить проблемы и выстроить траекторию будущего", – пояснил он.

"Я мечтаю, что мои ученики будут счастливыми и успешными", – таков девиз призера "Учителя года России"-2019 из Татарстана.

Второй выступила Вероника Романова, учитель химии лицея № 2 г. Саратова. Она отметила, что сегодня можно услышать две противоположные позиции:

– Высшая школа твердит, что фундаментальные знания не стареют, школьная ступень говорит иначе – необходимы особые навыки, soft skills – это тренд современного образования. Современному учителю трудно сориентироваться, когда требования у высшей школы и средней разные. Единое представление о целях и задачах о целях и задачах планирования современного процесса обучения это исправит. Нам нужна индивидуальная образовательная траектория, – убеждена Вероника Романова.

Она затронула проблему самоопределения школьников.

– Мы знаем одну реальную схему: школа, вуз, а потом – куда получится. Известно, что 85% абитуриентов выбирают вуз, ориентируюсь на свои проходные баллы. Ежегодно мы получаем выпускников вузов, которые не знают, что делать дальше. Самоопределению тоже надо научить. Необходим личный интерес родителей, грамотная профориентация вузов, которые заинтересованы в хороших студентах. 

Педагог уверена, что все учителя должны иметь точное представление, чем выпускники будут заниматься после окончания школы. "Высокие результаты ЕГЭ - очень важно. Но это не всё, чем мы должны научить наших детей", – резюмировала она.

Следующую лекцию представила Лариса Арачашвили, учитель русского языка и литературы школы № 55 "Долина знаний" Волгограда. "Воспитать и научить ребенка может лишь тот, кто знает, куда, как и зачем он его ведет", – заявила педагог.

Она коснулась истории вопроса: "Когда мы говорим о советском образовании как эталоне мы забываем, что оно дало не только хорошее, но и то, что мы увидели в 90-е. И по масштабу трагедии это сопоставимо с тем, что случилось в 1917 году. Где и почему мы ошиблись?"

Лариса Арачашвили напомнила: "Воспитание строится на трех китах: наказание – кнут, поощрение – пряник и, конечно, личный пример".

При этом, конкурсант подчеркнула, крайне важно отношение учителя к процессу воспитания.

– Пока мы не воспитаем учителя, мы не воспитаем учеников. И выбор всегда за учителем: решить, что воспитание – это просто или задуматься, а так ли это просто? – задалась риторическим вопросом призер.

Учитель географии гимназии им. Подольских курсантов г. Подольска Московской области Павел Красновид поднял тему национального самосознания и самоидентичности школьника.

"Один из современных вызовов – время, ритмы. Они определены всеобщей глобализацией, стандартизацией и интернационализацией. Давайте вместе задумаемся, как современные вызовы влияют на национальное самосознание, самоидентичность, историческую память. Часто ли современные дети интересуются историей своего рода? Увы, редко. Это проблема семьи, школы и всей нашей большой страны. Мы всю жизнь торопимся. Остановись, оглянись на свои ценности, на чём зиждется твоя жизнь. Именно духовные-нравственные идеи нашего общества, передаваемые из поколения в поколение и транслируемые нашими педагогами, всегда были ориентиром, фундаментом нашего государства", – уверен педагог.

По его мнению, одним из направлений решения проблем, стоящих перед нашим обществом и школой, является музейная педагогика. "Огромная красочная палитра музеев даёт возможность всестороннего образования детей. Современность даёт не только вызовы, но и возможности", – убежден учитель, имеющий восьмилетний опыт руководства школьным музеем.

Он назвал школьный музей площадкой активного взаимодействия между учеником, учителем и музейными артефактами и институтом социализации.

"Я точно знаю исходя из восьмилетнего опыта руководства школьным музеем: ребята находят здесь ту самую возможность окунуться в мир прошлого, приобщаясь к вечным человеческим ценностям – любви, семье, друзьям и Родине", – сказал в заключение Павел Красновид.

Наконец, завершила серию публичных лекций Марина Зезкова, учитель французского языка гимназии №171 Центрального района Санкт-Петербурга.

"Одним из важнейших качеств человека будущего называют умение работать в команде", – отметали она.

Педагог процитировала ректора РАНХиГС Владимир Мау, который в ходе одного из выступлений завил о том, что умение договариваться было востребовано и тысячу лет назад: поймать мамонта, построить Вавилонскую башню.

"Обществу будущего нужны те, кто умеет договариваться. Индивидуалисты, уткнувшиеся в гаждеты, ему не нужны. Но как договариваться, если мама Кати считает, что знает, как учить и воспитывать, лучше, чем мама Светы, а папа Васи – лучше, чем папа Коли? И все они полагают, что могут давать советы учителю. Не показывая примера сотрудничества, мы детей коллегиальности не научим", – сформулировала проблему педагог.

Следующее испытание для призеров конкурса "Разговор с Министром" стартовало также в Общественной палате через полчаса после публичных лекций. Подробнее о нем читайте в материалах на нашем сайте и в сообществах "Учительской газеты" в социальных сетях.

Фото Анны Данилиной

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.