Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Какова ваша заслуга в высоких баллах ваших учеников?

Результаты

Текущий номер

Педагогический прием - монета и яблоко

Обществознание и история должны быть связаны с жизнью, убежден Евгений Фоменко

номер 37, от 10 сентября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№38 от 17 сентября 2019 года

pЕще неделя, и в Грозном начнется финал Всероссийского конкурса "Учитель года России" - 2019. Масштаб мероприятий ожидается грандиозный, ведь конкурс отмечает в этом году свое тридцатилетие. О том, как рождалась и воплощалась в жизнь идея главного педагогического состязания страны, - в статье первого заместителя главного редактора "Учительской газеты" Ирины Димовой.

pКонкурс - это площадка качественного профессионального общения, новый творческий старт, шанс вновь поверить в свои силы, возможность найти друзей на всю жизнь... У "Учителя года России" множество смыслов. Именно о них размышляют учителя года разных лет в специальной рубрике "Конкурс в моей судьбе".

25 апреля в 17:56

18% участников опроса Общественной палаты поставили под сомнение необходимость ФГОС

Учительская газета
В Общественной палате РФ прошло обсуждение проекта Федерального государственного стандарта общего образования. В пресс-службе ОП РФ отметили, что появление проекта нового стандарта вызвало в обществе активную дискуссию, особенно в части, касающейся перспектив развития отечественной школы и возможности выполнения поставленных в национальном проекте "Образование" целей и задач.

​Заместитель министра просвещения РФ Павел Зенькович сообщил, что 29 марта стартовало обсуждение проектов обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования на специализированном сайте. Он напомнил, что задача обновить ФГОСы и примерные основные образовательные программы поставлена президентом.

Замминистра также подчеркнул, что обновленная редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учета интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.

"Перед нами остро встала задача обеспечения единого образовательного пространства, то есть нам надо с вами быть уверенными, что от Камчатки до Калининграда, от Мурманска до Северного Кавказа есть некое базовое ядро знаний, компетенций и умений для успешного усвоения его детьми", — передает пресс-служба ОП РФ слова замминистра.

Павел Зенькович также отметил, что главное направление обновления — конкретизация требований к предметным результатам по каждому учебному предмету.

"Когда в 2009/2010 году стандарты принимались, они принимались с концепцией, что через десять лет они должны быть серьезно обновлены, и мы продолжаем ту линию, которую начинали наши предшественники в свое время, приняв для того времени прогрессивный документ, который сыграл важную роль", — резюмировал замминистра.

Председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Владислав Гриб отметил, что при принятии окончательной версии ФГОС важно соблюсти баланс между требованиями и пожеланиями: "Нам важен здравый подход, конструктивная, обоснованная критика, и в то же время нужно соблюсти тяжелейший баланс между вариативностью и сохранением единого образовательного пространства. Баланс найти очень сложно, потому что эти темы вызывают серьезные баталии в обществе".

Для выявления точек зрения и мнения широких слоев населения о подготовленном документе Комиссия ОП РФ по развитию образования и науки провела онлайн-опрос, в котором приняли участие 16 тысяч человек из 70 регионов. Его результаты представила Людмила Дудова, первый заместитель председателя комиссии.

– Проект прошел широчайшее обсуждение, это говорит о том, что ФГОС — это документ, который интересует в целом все общество, — отметила она. — Нас интересовало отношение общества к документу, пониманию функций и роли этого документа в организации школьной жизни, степень активности обсуждения разными представителями общества.

Людмила Дудова рассказала, что большая часть респондентов уверена, что предлагаемая редакция ФГОС сохраняет фундаментальный характер образования и не ущемляет ориентированность на деятельностный подход.

"Абсолютное большинство участников анкетирования считает, что ФГОС все-таки обеспечивает качество образования, и большинство, почти 17 тысяч респондентов, считают ФГОС своевременным и возможным для внедрения", — рассказала она.

Однако, отвечая на вопрос "Как вы считаете, необходимы ли ФГОС для школы?", 41 процент респондентов считает, что ФГОС необходим. Еще 41% полагает, что "скорее всего, необходим". 18% считают, что необходимость ФГОС под вопросом. При этом 84% участников опроса – работники системы общего образования.

"Когда мы обсуждаем проект ФГОС более широко, то начинается подтягивание к этой теме других острых вопросов, которые не имеют отношения к стандартам", — сказала председатель ФУМО по общему образованию, директор Института стратегий развития образования Светлана Иванова, призывая общественность к конструктивному диалогу и критике по заявленной теме.

Директор Центра изучения школьных практик и образовательных программ XXI века Высшей школы экономики Тарас Пащенко уверен, что "в обновленных ФГОС не учтены межпредметные связи, что, в свою очередь, приводит к тому, что детям приходится изучать одни и те же предметы на разных годах обучения".

"Предметное содержание стандарта наполнено архаичными понятиями, которые не соответствуют современном научным представлениям по многим направлениям. И формулировки предметных результатов ориентированы на репродуктивность: на запоминание и воспроизведение знаний, что не соответствует системно-деятельностному подходу", — высказал он в качестве замечаний.

Подводя итоги, Людмила Дудова отметила, что все предложения участников круглого стола войдут в рекомендации для Министерства просвещения РФ.

Напомним, ранее обсуждение проектов обновленных ФГОС прошло на площадке Общероссийского народного фронта.

Читайте также:

Стратегия неуспеха: заложен механизм блокировки генерации нового контента http://ug.ru/archive/78180

Обсуждаем новые проекты ФГОС. Мнение экспертов "УГ" http://ug.ru/archive/78443

Анна ЛАЗЕБНИКОВА, член-корреспондент РАО: Метапредметная составляющая обучения - самый перспективный образовательный компонент http://ug.ru/archive/78360

Ришат КАЛИМУЛЛИН, учитель истории и обществознания: В целом неплохо, в частности… http://ug.ru/insight/674

Чему учат уроки четвертьвековой истории разработки содержания общего образования? http://ug.ru/archive/78282

По информации oprf.ru
Фото источника

26 апреля, 09:50
Главная проблема ФГОС состоит в отсутствии относительно целостной и завершенной теории стандартизации образования. ___ 1.В начале дискуссии необходимо конвенционально договорится об основных понятиях для сближения смысловых репертуаров. «Уточните значения слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений» (Р. Декарт). __1) Анализ положений законов о стандартизации 1995 года и 2015 года; об образовании 1992, от 5.12.07 №309, от 29.12.12 № 273 и т.п. позволяет сделать вывод, что стандарт – это система требований к объекту стандартизации. __ 2) Стандартизация – это разработка, верификация, утверждение и применение стандартов. «Под стандартизацией образования понимают диагностическое описание минимально обязательных требований к отдельным сторонам, процессу в целом» (В.П. Беспалько). __ 3) Требования устанавливаются в форме: норм, правил, условий и … пожеланий (в этом проявляется специфика стандартов в образовании как организационной системе, в которой действуют целеустремленные элементы); 4) Основными объектами стандартизации в системе образования любого уровня является: готовность (на входе), образованность (на выходе), содержание, средства (точнее по Т.В. Габай - орудия), методы, организация, условия, внешние связи, опытно-инновационная работа, управление. 5) Каждому объекту стандартизации соответствует тип стандарта: стандарты готовности (например, к школе; к обучению по той или иной программе), стандарты содержания образования, стандарты средств, стандарты методов, стандарты организации и т.д. 6) По степени нормативности стандарты делятся на нормативно-обязательные и рекомендательно-ориентационные (В.П. Беспалько, В.Г. Разумовский. См. Народное образование, 1993.). Такой же точки зрения придерживается Б.С. Гершунский, утверждая: «Стандартизация может быть «жесткой» и «мягкой»». (Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 608 с. – С. 272.). 7) Учитывая, что образование включает образовательные подпроцессы - присмотр, уход за детьми, обучение, воспитание, оздоровление, просвещение - возникает группы стандартов во образовании. Например, стандарты содержания ухода за детьми, стандарты содержания обучения, стандарты содержания воспитания, стандарты содержания просвещения во внутреннем и внешнем социуме и т.п. 8) Основными уровнями стандартизации в образовании являются федеральный, субъекта РФ, муниципальный (район/город) и школьный. Каковы полномочия нижележащих уровней в общей системе стандартизации образования? 9) По степени лаконичности и общности стандарты можно разделить на глобальные (генеральные) и локальные. Генеральным уровнем стандартизации в системе общего образования в РФ является Федеральный базисный образовательный план, нормирующий структуру образования (воспитание, обучение; базовое, элективное, факультативное), состав учебных/воспитывающих предметов, состав целевых парциальных программ воспитания, типологию и состав элективных и факультативных учебных/воспитывающих предметов; направления дополнительного образования детей на базе школ, а также нормы времени и правила организации образовательных процессов. ___ 2. Что такое ФГОС? Это стандарт чего? Какова полнота описания объекта стандартизации? Это какой по виду стандарт? Как в стандарте формулируются нормы, правила, условия, пожелания? Как ФГОС коррелируется с СанПиН?
___ 3. Необходимо отказаться от идеологии ФГОС 2009/10. Прекратить практику нагромождения предметных стандартов и концепций. Взять из проектов ФГОС 2019 приложения, в которых дается состав смысловых учебных/воспитывающих элементов. Отказаться от практики привлечения временных НИК, групп разработчиков, а создать на базе соответствующих НИИ РАО постоянно и скоординировано действующие предметные лаборатории (типа лаб. по физики Ю.И. Дика в НИИ СИМО АПН СССР), имеющие широкую сеть экспертов (квалифицированных судей) и учителей-экспериментаторов. Разработать Федеральный базисный образовательный план (не более 15 стр.), единые минимальные (на дидактическом уровне) программы учебных/воспитывающих предметов с учётом отводимого в ФБОП на изучения того или иного предмета недельного/годового времени (10-20 стр. на предмет). На основе программ, содержащих конкретные смысловые учебные/воспитывающие элементы, создать по два конкурирующих учебника для каждого предмета/класса. На основе программ разработать и отчасти учебников разработать соответствующие КИМы. Обеспечить соответствие и преемственность ФБОП – программы по предметам – учебники/пособия/задачники – КИМы. И дать учителям спокойно работать, с периодичностью 5 лет уточняя содержание программ как действительных стандартов содержания и организации образовательной деятельности по учебным/воспитывающим предметам.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.