Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Вы уйдете из школы или даже из профессии, если:

Результаты

Текущий номер

Марина РАКОВА, заместитель министра просвещения Российской Федерации:

С учителями нужно разговаривать

номер 20, от 14 мая 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№21 от 21 мая 2019 года

p"Скорее всего, этот год будет для меня решающим, я буду думать, оставаться на этой работе или менять что-то в жизни. Потому что заниматься параллельно еще какой-то деятельностью, которая приносила бы доход, очень проблематично. Я такой сейчас не вижу", - говорит один молодой учитель из Воронежа. Но в своих ощущениях с ним солидарны и многие его коллеги-сверстники. Кто-то чуть более оптимистичен, кто-то – чуть менее, но ясно одно: в школе работать очень непросто, и не только потому что ты молодой специалист… Как живет современная педагогическая молодежь? Мнения собирала Татьяна Масликова.

pМногие родители очень щедры, когда речь идет о поощрении хорошего поведения или хороших оценок, но некоторые из них не менее щедры, когда дело доходит до... наказаний за провинности. Психологи говорили не раз: наказание – далеко не самый эффективный метод воздействия на ребенка. Да и кто может предугадать, насколько глубокими могут оказаться последствия наказания? Но некоторые родители уверены: бывают ситуации, когда без наказания не обойтись. Кто и в чем прав – разбиралась Маргарита Курганова.

pЛохматый, улыбчивый пес в красном берете, с лихо переброшенным через плечо шарфом и репортерским фотоаппаратом на шее… Узнали кто это? Конечно же, Мурзилка! И ему в этом году 95! Ой, то есть, нет, 95 лет в этом году исполняется журналу "Мурзилка", а сам его талисман – веселое пушистое существо, несущее детям радость, – всегда ровесник своих читателей. Как это получается? Об этом – в интервью главного редактора журнала Татьяны Андросенко.

23 апреля в 20:43

Проект постановления о новых должностях учителей вынесен на общественное обсуждение

Учительская Газета
Минпросвещения разработало проект постановления, предусматривающий внесение изменений в номенклатуру должностей педагогических работников школ. Согласно ему, существующая сегодня система горизонтального карьерного роста педагогов – от учителя к учителю первой ‎и высшей категории – будет дополнена системой вертикального роста. Наряду с должностью "учитель" в школах появятся "старший учитель" и "ведущий учитель".

​Проект предусматривает внесение изменений в номенклатуру, утвержденную в 2013 году. Это сделано в рамках формирования национальной системы учительского роста (НСУР), направленной, в частности, на установление для педагогов уровней владения профессиональными компетенциями, подтвержденными результатами аттестации.

"В рамках формирования НСУР проработан вопрос горизонтального 
‎и вертикального карьерного роста педагогов – наличия у учителей определенных профессиональных компетенций в рамках занимаемой должности "учитель", — говорится в пояснительной записке к документу.

В частности, НСУР предполагает дополнить сложившуюся систему горизонтального карьерного роста педагогов (от учителя к учителю первой 
‎и высшей категории) системой вертикального карьерного роста путем введения новых должностей. Согласно документу, наряду с должностью "учитель" появятся "старший учитель" и "ведущий учитель".

Предполагается, что в должностные обязанности "старшего учителя", помимо прочего будет входить проектирование и координация участия педагогов в разработке компонентов образовательных программ общего образования, учитывающих особенности континента обучающихся, методическое сопровождение деятельности педагогов образовательной организации. 

"Ведущий учитель" также будет заниматься интеграцией профессиональной деятельности педагогических работников (учителей, психологов, дефектологов, социальных педагогов) и педагогическим наставничеством. 

При этом, согласно постановлению, на должность учителя будут назначаться лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по укрупненной группе направлений подготовки или специальностей "Образование и педагогические науки" без предъявления требований к стажу работы, либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

Должность старшего учителя сможет занять специалист, имеющий высшее или среднее профессиональное образование по укрупненной группе направлений подготовки или специальностей "Образование и педагогические науки" и профилю преподаваемого предмета, дополнительное профессиональное образование 
‎по профилю деятельности в образовательной организации, стаж работы учителем не менее 5 лет, а также первую или высшую квалификационную категорию по должности "учитель".

Наконец, на должность ведущего учителя будут назначаться педагоги, имеющие высшее образование по укрупненной группе направлений подготовки "Образование 
‎и педагогические науки" и профилю преподаваемого предмета, дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности в образовательной организации, стаж работы учителем или старшим учителем не менее 10 лет, а также высшую квалификационную категорию по должности "учитель".

Проект постановления Правительства РФ "О внесении изменений в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" опубликован на федеральном портале правовых актов. Он проходит стадию общественного обсуждения, которое продлится до 7 мая.

Фото Вадима Мелешко

24 апреля, 21:06
Какова разница между "учителем", "старшим учителем" и "ведущим учителем" в рублях? Овчинка стоит выделки?
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
25 апреля, 00:11
Но главное в работе учителя то, что названо "помимо прочего". Градацию надо бы строить на качестве преподавания, а не на наставничестве.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
25 апреля, 16:37
Не должности, а расширение диапазона квалификационных категорий.
__ 1. Развитие и формирование учителя имеет квалификационный и должностной аспекты. Предлагаемые должности «Старшего учителя» и «Ведущего учителя» имеют содержательные прототипы. Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 20 июня 1972 г. N 463 «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» п.6. МП СССР предписывалось: «… Для стимулирования постоянного роста квалификации, педагогического мастерства и творческой инициативы преподавательских кадров ввести систематическую аттестацию учителей общеобразовательных школ. … Наиболее отличившимся учителям по результатам аттестации присваивать звание «Старший учитель» и «Учитель – методист».
Звания не меняли основной функционал учителя, за них полагалась доплата.
__ 2. Сегодня в школе можно самостоятельно вводить должности, расширяющие карьерные возможности педагогических работников. Согласно ст. 28, п.3, пп. 4 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (редакция от 25.12.2018.) «К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: …установление штатного расписания…». В действующем ЕКС, утверждённом Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н в состав должностей руководителей входит должность - «Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения», а состав должностей педагогических работников - должность «Методист (включая старшего)». Почему в школах нет массовой практики введения должности «Руководитель структурного подразделения», например, «Руководитель методического объединения», должности «Методист», «Старший методист»? Да потому, что это введение, во-первых, нецелесообразно, а во-вторых, нет денег в условиях подушевого финансирования, действия НСОТ. Даже заместители директора теперь не совмещают должность учителя, а наоборот, учителя по совместительству (расширению зоны труда или иначе) выполняют обязанности заместителей по УР, УВР, НМР для того чтобы выполнить майские указы Президента по величине средней заработной платы учителей.
__ 3. Расширение состава должностей «Старшего учителя» и «Ведущего учителя» приведет к существенному дублирования трудовых функций (компетенций) и полномочий (прав и обязанностей), в-первых, с существующими должностями заместителей директора по учебной работе/учебно-воспитательной работе (входят в государственный ЕКС), во-вторых, с квази-должностями руководителей методических объединений/кафедр/проблемных групп/проектных групп (не входят в государственный ЕКС). Кроме того, это приведет к росту администрации школы, что не согласуется с призывами МП РФ сокращать административно-управленческий персонал школ. Кроме того в малочисленных школах расширение состава администрации нецелесообразно с педагогической, управленческой и экономической сторон.
__ 4. Таким образом, введение должностей «Старшего учителя» и «Ведущего учителя» по существу ничего не меняет в составе должностей, определенных ЕКС от 26 августа 2010 г. N 761н, но создаёт излишние звенья в управлении. Давно бы уже широко применялись должности «Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения», «Методист (включая старшего)», если были бы финансовые ресурсы или насущная необходимость. Очевидно, и то и другое в практике работы школ отсутствует.
__ 5. Решение вопроса лежит не в области введения новых квази-должностей, а в расширение диапазона квалификационных категорий (разрядов, классов) с достаточным шагом в оплате труда для стимулирования профессионального развития. Например, можно ввести 5-7 квалификационных категорий (как в большинстве профессий) с шагом 0,5 минимальной заработной платы. В этом случае возникнут условия для действительного квалификационного роста учителя.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.