Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Создана ли в вашем регионе образовательная инфраструктура?

Результаты

Текущий номер

Уроки музыки только кажутся легкими

«Музыку надо не только слушать, ее надо представлять» - так считает учитель года-2018 Липецкой области Николай Щеглов

номер 26, от 25 июня 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№26 от 25 июня 2019 года

pДо сих пор никто из омских педагогических работников не жаловался на зарплату так, как младший воспитатель омского центра развития – детского сада №11 Елена Буянова: заявления в суд, одиночные пикеты… Правда, коллектив ее действия не поддержал. О борьбе одной против всех, 2-й статье Конституции РФ и "работающих нищих" – в статье Натальи Яковлевой.

p"Индивидуализация обучения – это очень важный момент, от которого зависит все остальное. Но если в классе всего три ученика, а им преподает учитель, который не знает предмета и ненавидит свою работу, это гораздо хуже, чем ситуация, когда для 30 человек преподает высококлассный педагог, способный мотивировать, заинтересовать, зажечь", - из интервью Владимира Собкина, доктора психологических наук руководителя Центра социологии образования Института управления образованием РАО.

p"Лето" и "каникулы" – заветные слова для многих школьников. Причем, не только потому, что появляется возможность провести все три месяца в блаженном ничегонеделаньи, наоборот, можно, например, устроиться на работу и заработать на желанную покупку и/или получить необходимый в будущем профессиональный опыт… Как еще провести каникулы с пользой? Обсудим с ребятами в рубрике "Эпицентр".

13 марта в 09:45

Минпросвещения намерено создать 900 тысяч новых мест в системе допобразования к 2021 году

Учительская газета
Накануне состоялась встреча членов Совета Федерации с министром просвещения РФ Ольгой Васильевой. Сенаторы и министр обсуждали возможности дополнительного образования, решение проблемы кадрового дефицита и трудностей сельских школ в рамках реализации национального проекта "Образование".

Председатель СФ Валентина Матвиенко обратила внимание на то, что в России есть школы, состояние которых оставляет желать лучшего. В большей степени это касается сельской местности.

"Строительство школ – стратегическая задача. Особенно остро этот вопрос стоит применительно к малокомплектным учебным заведениям", — заявила Валентина Матвиенко, обратив внимание на кадровый дефицит.

Она высказала надежду, что ситуация улучшится после запуска программы "Земский учитель". По словам спикера Совета Федерации, решение проблем сельских школ необходимо перевести в упреждающий формат.

Также председатель СФ коснулась темы детского питания. "Совет Федерации неоднократно обращал внимание на необходимость законодательных мер по обеспечению качественного питания детей. Соответствующий проект закона Советом Федерации подготовлен, надеемся на поддержку Правительства", — сказала Валентина Матвиенко.

Глава Минпросвещения России Ольга Васильева в своём выступлении подчеркнула, что национальный проект "Образование" на ближайшие 6 лет станет ключевым направлением государственной образовательной политики. Она пояснила, что реализация 10 федеральных проектов нацпроекта "Образование" планируется на всех уровнях власти – от федерального до муниципального. Кроме того, при полномасштабном методическом сопровождении со стороны министерства и поддержке из федерального бюджета планируется осуществить синхронизированный во всех регионах переход к новому качеству систем общего образования, среднего профессионального и дополнительного образования детей.

Касаясь планов реализации федерального проекта "Успех каждого ребёнка", министр отметила, что в регионах будут внедрены новые формы доступности дополнительного образования.

– К 2024 году мы планируем увеличить охват детей дополнительным образованием до 80 процентов, в том числе не менее 25 процентов из них будут обучаться по дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучной и технической направленностей. Кроме того, министерство поможет регионам в модернизации инфраструктуры системы допобразования, и к 2021 году у нас будет 900 тысяч новых мест дополнительного образования детей, в том числе в сельской местности, – подчеркнула Ольга Васильева.

Министр просвещения также пояснила, что пристальное внимание будет уделено вопросам обеспечения безбарьерной среды и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, создания образовательной инфраструктуры и технологического совершенствования школьного оборудования, сохранения и изучения языков народов России, поддержки сельских школ и повышения качества школьного питания, а также вопросам ведения нового порядка экспертизы учебников.

"Должна быть единая система образования, единое образовательное пространство, понятная модель управления", – резюмировала Ольга Васильева.

Читайте также:

Виктор БОЛОТОВ: "Требование ввести единый учебник не является гарантией сохранения единого образовательного пространства" http://ug.ru/archive/77769

Анна Кузнецова анонсировала запуск масштабного мониторинга детского питания http://ug.ru/news/27276

"Сельские школы думают не о развитии, а о выживании" http://www.ug.ru/news/27206

Генпрокуратура обнаружила коррупциогенные факторы в порядке формирования федерального перечня учебников http://ug.ru/news/27282

По информации council.gov.ru, edu.gov.ru

Фото сайта council.gov.ru


16 марта, 14:12
О составе проектов НПО и приоритетах

В НПО входят следующие проекты, на которые выделяются средства (млрд. руб.): Современная школа - 295,1; Успех каждого ребенка – 89,5; Поддержка семей, имеющих детей – 8.6; Цифровая образовательная среда – 79,8; Учитель будущего -15,4; Молодые профессионалы (повышение конкурентно способности 7. профессионального образования) – 156,2; Новые возможности для каждого – 9,2; Социальная активность – 27,3; Экспорт образования – 107,5; Социальные лифты для каждого – 4,7.
Во-первых, видно, что разработчики овладели процедурой нейминга, задачей которого в условиях рынка является разработка названия товара (продукции/услуг) с целью повышения эффективности продаж. Например, какая продукция/услуга скрывается за названиями проектов: «успех каждого ребенка», «учитель будущего», «новые возможности для каждого», «социальная активность», «социальные лифты для каждого»?
Во-вторых, интересно посмотреть на распределение средств. Например, на проект «Поддержка семей, имеющих детей», имеющий точное в логическом и семантическом отношении название, выделено на 6 лет 8,6 млрд. рублей. Учитывая, что в России порядка 20 млн. семей получим порядка 70 рублей в год на семью как основной институт социального воспроизводства в сложившейся демографической ситуации. Вот и оказывается, что самый низкооплачиваемый труд в России - это труд родителей. Видимо социальная активность, экспорт образования, два три цифровых портала важнее физического и психического состояния детей и их родителей.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
16 марта, 14:12
О факторах качества.

Названы «…три основных направления, необходимых для вхождения России в топ-10 ведущих стран мира в области образования: инфраструктура, кадры, содержание образования».

Согласно ISO 9000 и последующим версиям СМК основными факторами качества являются МТБ, кадры и управление. Инфраструктура – это здания, газо-, электро- и водоснабжение, дороги, транспорт, связь, используемое для предоставления общественно доступных услуг. (см. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1999 и др.). МТБ образования кроме инфраструктуры включает важнейший фактор качества обучения (не воспитания) – учебное оборудование. Если экспертно оценить парциальный вклад инфраструктуры и учебного оборудования в уровень обученности учащихся, то в 60-е годы прошлого века (часто деревянные школы, печное отопление и т.п.) было соотношение 1/5, то сегодня с учетом запросов детей и родителей к качеству зданий, помещений, прилегающей территории и пр. – 1/3. Это к вопросу о приоритетах в распределении ресурсов в условиях их принципиальной ограниченности.
В условиях ускорения хода исторического процесса (Ф. Энгельс и др.), роста числа перемен (И.С. Кон и др.), перманентного обновления социально-орудийной среды не инфраструктра/МТБ и даже не кадры, хотя «они решают всё», а управление становиться определяющим фактором качества. Сегодня «Главная задача управленца понижать неопределённость». (см. Бенвисте Гай. Овладение политикой планирования. - М., «Прогресс-Универс», 1994).
Очевидно (Истина очевидна, Г.В.Ф. Гегель), что в системе образования на всех её уровнях от федерального до школьного потеряна управляемость: отсутствует относительно устойчивый механизм функционирования образования. Инициируются инновации (инвестиции в новации, Янсен Ф. Эпоха инноваций. - М.: Инфра-М, 2002. Серия: Менеджмент для лидера) не уменьшающие, а повышающие неопределённость, деформирующие устойчивое функционирование, направляющие энергию системы на бесконечные дискуссии и перманентные квазиулучшения (профильность, ФГОС, теперь профориентация, инклюзия… и др.). Ничего не меняется: мы так быстро развиваемся, что не успеваем функционировать (Поташник М.М. Развитие школы как инновационный процесс. - М., 1994). Для изменения управления образование необходимо реализовать принцип фрактальности, отказаться от тотальной концептуализации и опрограммировании всего и вся (см. Смиртюков М.С. Советский государственный аппарат управления. – М.: Изд.-во полит. лит. , 1984).
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
16 марта, 14:13
О дополнительном образовании детей.

О.Ю. Васильева отметила, что: «К 2024 году мы планируем увеличить охват детей дополнительным образованием до 80 процентов».
Интересно где они будут заниматься?
На 1-е сентября 2018 года в России было 15,6 млн школьников. Согласно Паспорта приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 №11), «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (в %, на основе данных демографического прогноза), в абсолютных величинах (в млн. человек) составит – базовое значение: 69% (13,8); 2017 70% (14,4); 2018 71% (15,0); 2019 73% (15,9), 2020 73% (16,3); 2021-2025 75% (17,8)», то есть в учреждениях ДОД в 2024 году должно обучаться 17,8 млн из прогнозируемых 23,7 млн школьников. Так как НПО установлено не 75%, а 80%, то количество посещающих учреждения ДОД (при сохранении прогноза) составит в 2024 году 19 млн. детей. В Аналитическом докладе «О состоянии системы дополнительного образования детей в Российской Федерации в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей, 2017 (Государственный контракт № 09.034.11.0014 от 10 июня 2016 г.) отмечается: «По данным формы 1-ДО в 2016 году число организаций дополнительного образования детей составляло 13879. Сравнительно с 2015 годом число организаций сократилось на 295 (2,1%).» Предположим, в 2018 году учреждений ДОД было 14000, то есть на 1 учреждение приходилось в среднем примерно 1000 детей.
К 2024 с учётом того, что в рамках НПО будет создано 685 новых «учреждений» ДОД («100 центров… в вузах», «245 детских технопарков «Кванториум» и 340 мобильных технопарков» ) на 1 учреждение будет приходится (19 млн. детей /14685 учреждений) порядка 1300 детей. Учитывая, что к 2025 году будет осуществлен переход на обучение в одну смену в 100% школ (https://tass.ru/obschestvo/5025670) в учреждениях дополнительного образования детей (ДОД) останется одна «вторая» смена. Таким образом «плотность» обучения в учреждениях ДОД взрастёт в 2-2,5 раза.
Для достижения показателя охвата в 80% «Министерство поможет регионам в модернизации инфраструктуры системы допобразования, и к 2021 году у нас будет 900 тысяч новых мест дополнительного образования детей». Где будут созданы эти места: в учреждениях ДОД, в школах, при вузах? Что значит «место» в учреждениях ДОД в отличии места при определении расчётной наполняемости в школы? В школе, на одном «месте» может заниматься при трех сменном режиме работы 3 ученика. А в учреждении ДОД при 2-х часовой занятости в неделю – 5-6 в детей день, 30-36 детей в неделю.
Таким образом, учреждения ДОД окажутся перегруженными.
Какой выход?
1). В организации дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ (по НПО в 7 тыс. школ МТБ для физкультуры и спорта, в 16 тыс. школ МТБ для программ цифрового, естественно-научного, технического, химического и гуманитарного профилей). Но в общеобразовательных школах внеурочная деятельность по ФГОС во второй половине дня до 10 академических часов в неделю. Учитывая, что дополнительное образование и внеурочная деятельность идентична по основанию «свобода выбора» отказаться от внеурочной деятельности.
2). В установлении в НПО норматива охвата ДОД в 60%, иначе существенно увеличится риск снижения физического и психического здоровья детей.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
16 марта, 16:18
Единое образовательное пространство

Полностью согласен с тем, что в России как федеральном государстве "Должна быть единая система образования, единое образовательное пространство, понятная модель управления" (О.Ю. Васильева).
Что обеспечивает единство образования в Российской Федерации?
1. Единство педагогического/управленческого языка. «Отсутствие единства в понимании педагогических терминов влечёт за собой известный субъективизм в определении любого педагогического факта, и основная задача каждой науки, в том числе и педагогики, - стремиться к установлению единой терминологии…» (Калашников А.Г. Проблемы политехнического образования: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1990. – С.74). При этом При этом «“потери, которые несёт педагогическая деятельность из-за непрофессионального понимания базовых педагогических терминов, трудно посчитать” Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: педагогика, 1990.- С.119)
Например, в чем тождество и различие понятий «Система образования» и «Образовательное пространство». Если будет единая система образования, может ли быть различным образовательное пространство? А есть ещё «образование»/«образованность» (см. ст. 2 273-ФГОС), «знания, умения, навыки»/«компетентность»/«компетенции», «методика»/«технология», «метод»/«способ»/«средство», «внеурочная деятельность»/«дополнительное образование», «метапредметные учебные действия»/ «общие учебные умения и навыки» и т.д. и т.п. Если вы желаете разрушить единство страны/нации, лишите её государственного языка. Аналогия очевидна.
2. Единство минимального и фундаментального содержания и времени изучения федеральных учебных предметов, единство основных параметров организации образования (продолжительность учебного года, режим недели, продолжительность урока, деление классов на группы при изучении ряда предметов, деление классов на элективные группы и др.), на дидактическом/управленческом уровне при расширении свободы в рамках школьного компонента, методическом уровне.
3. Единство системы повышения квалификации, переподготовки и методической работы. Сегодня ИПКиПРО, центры развития образования (оставшиеся со времен мегапроекта Сороса 2001-02 гг), ФПК педагогических вузов и различных университетов и т.п. учреждения находятся в состоянии конкуренции и ведут рассогласованную политике в области ПКиП работников образования. Необходимо восстанавливать многоуровневую (Федерация – Округа – Субъектв РФ – муниципалитеты), основанную на принципах фрактальности и сбалансированности централизации/децентрализации, разработки и реализации федеральных базовых программ ПКиП, систему ПКиП работников образования. Система педагогического образования вносит существенно меньший парциальны вклад, чем постоянно функционирующая система ПКиП работников образования в единство образования в Российской Федерации.
4. Единство системы управления. Необходимо восстановить принцип фрактальности: тождественность состава структурных подразделений на различных уровнях управления образованием; обеспечить единство понимания и толкования федеральных документов и многое другое.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.