Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Хотели бы вы принять участие в федеральной программе "Земский учитель"?

Результаты

Текущий номер

Центр тяжести

О подготовленности учителей и образовании

номер 14, от 7 апреля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№14 от 7 апреля 2020 года

pВ условиях дистанционного образования сильнее всего страдают сельские школы и учителя. Как организовать удаленное обучение там, где не всегда есть Интернет или его скорости недостаточно? В создавшейся ситуации станут явными проблемы с инфраструктурой в глубинке.

pДистанционное образование не является ноу-хау, убежден академик РАО Виктор Болотов. По его словам, в былые времена оно было хорошо известно под именем заочного образования. Относительно его качества можно говорить много, но главная задача, которая до сих пор не решена, – это мотивация учащихся.

pВ ситуация, когда школьники и учителя ушли на вынужденные каникулы, насущным стал вопрос о ценностях семьи, способах длительного совместного времяпровождения детей с родителями, внуков – с бабушками и дедушками. В историческом плане эти размышления связаны с личностью Алексея Острогорского, видного педагогического мыслителя, замечательного теоретика и практика семейного воспитания, чей 180‑летний юбилей отмечается в этом году.

pКакие выгоды дают космические исследования для жизни на Земле? В чем заключается важность и взаимная польза международного сотрудничества на космическом поле? Как изменились требования к этой профессии? В преддверии Дня космонавтики мы пообщались с Сергеем Рязанским, летчиком-космонавтом, Героем России, совершившим два длительных полета на МКС.

5 марта 2019 года в 15:54

В Петрозаводске эксперты обсудили проблемы изучения карельского, вепсского и финского языков в школах

Мария Голубева
В петрозаводской школе №3 состоялось заседание Координационного совета по осуществлению государственной поддержки изучения карельского, вепсского и финского языков в образовательных учреждениях. Участниками события стали представители регионального Министерства образования, Карельского института развития образования, Законодательного собрания РФ, национальных общественных организаций, а также преподаватели национальных языков.

​Обсуждение проблем предваряло выступление министра образования Карелии Александра Морозова. Глава ведомства рассказал о реализации региональных программ и перспективах Национального проекта "Образование". По поводу изучения карельского, вепсского и финского языков Александр Морозов высказался весьма категорично: пока у выпускников со знанием перечисленных языков не будет реальной перспективы для дальнейшего обучения и работы, говорить об успешной господдержке преждевременно. Министр также уверен, что общее образование не обязано нести на себе полный груз ответственности за реализацию так называемого национального компонента. По мнению министра, язык можно изучать не только в школах, но и учреждениях дополнительного образования и культуры.

— За наш счет все отчитываются и в районах, и в Петрозаводске, — подчеркнул глава ведомства, говоря о ситуации с изучением национальных языков в Карелии. По словам министра, в школах нередко проводятся "мероприятия для галочки", в которых заинтересованы главы районов, чтобы было, чем отчитаться в конце года.

Об итогах проведения государственного экзамена по родным языкам рассказала Елена Богданова, проректор Карельского института развития образования. В 2018 году государственный экзамен по родным языкам (ГЭР) в 9-м классе сдавали 18 человек: 15 выбрали финский, два - карельский (собственно карельское наречие), один - вепсский. Все девятиклассники получили положительные отметки. Сложность у школьников вызвали задания, связанные с пониманием устной речи, ответы на вопросы и составление вопросов к прочитанному тексту. Елена Богданова отметила, что часть из этих трудностей характерна для школьников, которые изучают, например, английский и немецкий языки. Но в целом родные языки школьники сдают хуже, чем английский.

Министр образования предложил провести подобный экзамен для преподавателей финского, карельского и вепсского, чтобы проверить уровень подготовки учителей. По мнению министра, учителя должны проходить подобные испытания наравне с учениками и подтверждать свой уровень знаний. "Без того кошмара, как это было с математикой, без громкого обсуждения", — уточнил Александр Морозов.

Место проведения Координационного совета было выбрано не случайно. Директор школы №3 Елена Михеева рассказала, что финский язык преподаётся в школе 36 лет, с 1982 года.

— В этом учебном году финский язык изучают 243 школьника 2-11 классов (27%) из тысячи учеников, — отметила директор школы. — Традиционно это классы "А", в которых обучение первому иностранному языку, английскому, проходит по основной общеобразовательной программе, а финский язык изучается как второй иностранный. Этнокультурный компонент содержания образования реализуется как в урочной и внеурочной, так и во внеклассной деятельности.

Татьяна Шелудько, замдиректора по учебно-воспитательной работе, рассказала о школьных проектах "Кабинет финского языка", общешкольном празднике "Рождество зажигает огни", "Волшебный мир "Калевалы". Учитель финского языка Ольга Христофорова познакомила гостей с региональными и международными проектами школы. Это республиканская Эстафета знакомств "Добро пожаловать в финский язык", национально-региональный проект "KAVEREITA", международный проект "Праздничный календарь России и Финляндии". На встрече выступили и мамы, дети которых изучают финский в седьмом и третьем классах. Благодаря проектам, поездкам в Финляндию, общению со сверстниками из районов ребята погрузились в изучение языка с желанием и интересом.

— Подобные встречи полезны тем, что о работе и проектах узнают и в городе, и в республике. Наша школа - не в центре, а, как говорят, на рабочей окраине, — рассказывает Ольга Христофорова. — Но у нас ведется огромная работа по реализации проектов этнокультурной направленности. И, что немаловажно, деятельность проходит в сотрудничестве семьи и школы. Когда ощущаешь поддержку не только от администрации, но и мам и пап, рождаются новые идеи, появляются силы на их воплощение. И мы всегда готовы поделиться опытом, идеями.

Главный специалист Министерства образования Карелии Наталья Васильева, в свою очередь, оценила организацию проектной деятельности этнокультурной направленности в школе, отметив результативную работу и профессионализм педагогов, заинтересованность в сотрудничестве детей и родителей.

Отметим, что Карелия не раз предлагала включить финский в список иностранных языков, которые выпускники могут сдавать в качестве ЕГЭ по выбору. Однако на федеральном уровне этот вопрос не решен, так же, как и издание нового учебника для школ. Педагоги подтвердили, что родители нередко спрашивают, почему у детей нет современных учебных пособий, а учитель пользуется распечатками. Региональному Минобру об этой проблеме тоже известно.

Существуют проблемы и с изучением карельского языка для взрослых. Петрозаводчанка Екатерина Лобастова уже на пенсии решила освоить карельский язык. Однако бесплатно в столице республики можно заниматься только в первый год обучения. 

— Было бы своевременным организовать изучение карельского языка на бюджетной основе, — считает Екатерина Лобастова, которая также посетовала на нехватку учебных пособий.

Напомним, Организаций Объединенных Наций провозгласила 2019 год Международным годом языков коренных народов. Таким образом Генассамблея ООН намерена привлечь глобальное внимание к критическим рискам, которые угрожают языкам коренных народов, и повысить их значимость. В России недавно был учрежден Фонд сохранения и изучения родных языков народов РФ. На заседании его попечительского совета министр просвещения РФ Ольга Васильева заявила о нехватке в стране учебников по родным языкам. 

Фото автора 

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.