Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Что мешает вам преподавать так, как хотелось бы?

Результаты

Текущий номер

Нет проблем!

Плывя по течению, вполне можно управлять им

номер 21, от 21 мая 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№22 от 28 мая 2019 года

p"Поступая в университет, каждый абитуриент надеется, что высшее образование поможет ему найти свое место в жизни и реализоваться в профессии. Но так ли легко найти хорошую работу сразу после окончания университета? Помогают ли вузы с трудоустройством или молодежи приходится самостоятельно искать свое место под солнцем? Об этом в рубрике "Студсовет" рассуждают недавние выпускники вузов и студенты выпускных курсов.

pВ педагогике последних лет все громче звучит критика централизма системы образования и воспитания, педагогу все чаще отводится миссия наставника, а учащегося прогрессивно возводят в ранг саморазвивающейся личности… Параллельно с этим расширяется разнообразная запретительная практика, блокировка инакомыслия, идет навязывание стандартных образцов мышления. Все это чем-то напоминает попытки строительства плотины поперек безбрежного океана… Как адекватно и рационально реформировать образование с учетом накопленного опыта и современных трендов? Ответы – в статье доктора философских наук, члена-корреспондента РАО Игоря Смирнова.

p"Меня беспокоит то, что я бы назвала антипросветительским трендом современной государственной политики. На словах нас, разумеется, призывают читать книги, совершенствовать наши профессиональные навыки, но на деле обществу все больше перекрывают свободный доступ к образованию и культуре. И это происходит в ситуации, когда конкурентоспособность страны определяется в первую очередь количеством высокообразованных граждан", - из эксклюзивного интервью филолога, просветителя, главного редактора журнала "Новое литературное обозрение" Ирины Прохоровой.

28 февраля в 11:52

Руководители Сбербанка и ИТ-компаний провели для школьников "Урок цифры"

Вадим Мелешко
В одной из самых необычных образовательных организаций Москвы – Хорошевской школе, известной также под названием “Хорошкола”, прошёл открытый “Урок цифры”. Дети из разных классов собрались, чтобы задать вопросы председателю правления Сбербанка Герману Грефу, заместителю министра просвещения РФ Марине Раковой и топ-менеджерам крупнейших российских ИТ-компаний.

​На встречу с ребятами, несмотря на свою занятость, пришли генеральный директор Кодвардс Максим Волошин, генеральный директор организации "Цифровая экономика" Евгений Ковнир, основатель 1С Борис Нуралиев, генеральный директор Mail.ru Group Борис Добродеев, управляющий директор "Лаборатории Касперского" в России и странах СНГ Сергей Земков и руководитель службы разработки Яндекс.Поиск Алексей Шаграев. Вёл мероприятие исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее" Петр Положевец. Тема урока была связана с искусственным интеллектом, его безопасностью и перспективами использования.

Как рассказал Максим Акимов, разработки в области ИИ ориентируются на описанные ещё Айзеком Азимовым базовые этические принципы робототехники, поэтому не могут причинять вред человеку. “И если появятся какие-либо риски, то в России и во всем мире нормы безопасности в сфере искусственного интеллекта будут усилены на государственном уровне, чтобы не причинить вред не только людям, но и животному миру и экологии”, — заверил он ребят.

Рассказывая о возможностях ИИ, Герман Греф сообщил, что он, прежде всего, способен избавить человека от выполнения рутинных операций, простых и однотипных задач, а также от сложных вычислений, требующих огромного количества времени и сил. Однако пока мы ещё не можем полностью доверять ему, особенно в решении творческих задач, поскольку здесь он не слишком силён, к тому же, в условиях неопределённости, когда данных нет или их мало, искусственный интеллект явно проигрывает “натуральному”. Ещё один повод для недоверия связан с тем, что ИИ пока не способен критически оценивать данные, которые ему предлагают обработать, и порой малейшая ошибка и неточность в исходных цифрах способна на выходе вылиться в миллиардные убытки, хотя этого можно было бы избежать на начальных этапах обработки и вычислений.

Но ИИ способен обучаться, и это главное. В качестве примера председатель Правления Сбербанка продемонстрировал аудиоролик, на котором разработанная компанией DeepMind программа поздравляла присутствующих с праздником, причём делала она это голосом Иннокентия Смоктуновского. По словам Германа Грефа, ИИ способен синтезировать любой голос и интонацию любого человека, прослушав его записи в течение 18 часов.

Подобные возможности открывают, поистине, необозримые перспективы, подтвердил Максим Акимов. Ведь индивидуализированное производство культурного продукта – это одно из перспективных направлений использования ИИ. “Для каждого из вас один и тот же фильм можно снять по-разному, с разными концовками, с набором своих героев и актеров, – сказал вице-премьер. – Можно, например, переснять фильм "Белый Бим, Чёрное ухо", изменив трагичный финал фильма и предложив свои варианты развития событий”.

Марина Ракова призналась, что доверяет некоторым проявлениям искусственного интеллекта - например, при использовании приложения такси. Однако стопроцентное доверие – это человеческое качество, основанное на эмпатии, возможности чувствовать. “Вместе с тем критическое мышление и по отношению к искусственному интеллекту, и при прочтении книги или изучения веб-сайта сохраняйте всегда, - посоветовала она школьникам. - Безусловное доверие следует пропускать через критику, чтобы те выводы, которые вы делаете, были обоснованы”.

Учащихся волновало то, смогут ли они сами научиться формировать у машин искусственный интеллект, какие компетенции им для этого нужны и в каком возрасте лучше начинать этим заниматься.

“Сегодня мы можем наблюдать совершенствование беспилотных машин, пользоваться фантастическими сервисами по обработке фотографий, получать полезные советы от персонального помощника. При этом далеко не все сценарии сегодня придуманы, поэтому у нынешних школьников впереди большое пространство для творческой интересной деятельности”, — успокоил детей Евгений Ковнир.

А Борис Нуралиев добавил, что IT отрасль очень демократична, поэтому если у вас есть компьютер, вы можете уже прямо сейчас начинать писать программы. “Эта работа дает широкие возможности, богатейшие люди мира – айтишники, — сообщил он. — Работать очень интересно, есть простор и для инженерных разработок, и для творчества – многое зависит от дизайна, как программа выглядит. И это дает большое удовлетворение, когда ты сделал программу или сервис, которыми пользуются тысячи, миллионы людей. Приходите все в IT отрасль, у нас как раз не хватает людей!”

То, что ИИ вошёл в нашу жизнь и незримо присутствует рядом, – неоспоримый факт, констатировал Борис Добродеев. “Технологии машинного обучения и нейросети используются в большинстве наших продуктов, и пользователи с ними сталкиваются каждый день: умные ленты в соцсетях, рекомендации товаров в e-commerce, распознавание лиц на фото и компьютерное зрение. Искусственный интеллект делает продукты максимально удобными и актуальными для пользователей”, – отметил он.

По слова Максима Волошина, во многих странах действует система “умного города”, целиком основанная на ИИ: с его помощью предотвращаются преступления и выписываются штрафы, поезда ездят автоматически, без машинистов. “И все это было бы невозможно без людей, которые выстраивают и обучают системы с искусственным интеллектом, - подчеркнул Волошин. - Все идет к тому, что во многих областях жизни искусственный интеллект будет выполнять работу быстрее и лучше человека, а большая часть профессий кардинально трансформируется, и важно быть к этому готовым”.

Но главное, на чём сошлись практически все выступающие, сводилось к следующему: поскольку искусственный интеллект пока и в обозримом будущем не может обучать сам себя, нужны люди, которые были бы способны этим заниматься. А для этого, конечно же, людям нужно самим быть очень грамотными и развитыми личностями, поэтому задача школьников – учиться, учиться и ещё раз учиться.

Об "Уроке Цифры":

Всероссийское образовательное мероприятие “Урок цифры”, организаторами которого являются Министерство просвещения РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, АНО “Цифровая экономика” и ведущие российские технологические компании фирма “1С”, “Яндекс”, “Лаборатория Касперского”, Mail.Ru Group, образовательная платформа “Кодвардс”, а также Благотворительный фонд Сбербанка “Вклад в будущее”, стартовала в декабре 2018 года при информационной поддержке АНО “Университет 20.35”. В первом уроке приняли участие более 20 000 школ и более 5 млн учащихся 1-11 классов, а также русскоязычные школы из более чем 50 стран.

Следующие "Уроки Цифры" планируется проводить раз в месяц до мая 2019 года. Каждый из них будет посвящен развитию ключевых навыков цифровой экономики: искусственный интеллект и машинное обучение, нейросети, управление проектами и безопасность в интернете. Все они направлены на приоритеты федерального проекта "Кадры для цифровой экономики".

Фото автора

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.