Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Хотели бы вы, чтобы ваши дети или внуки выбрали профессию педагога?

Результаты

Текущий номер

Теоремы на заборе

Педагог не надсмотрщик, а друг и наставник

номер 28, от 14 июля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№28 от 14 июля 2020 года

pК организации ЕГЭ ежегодно привлекают огромную армию учителей. Хотя, по сути, для это работы требуются не педагоги, а контролеры, скрупулезно выполняющие инструкции. Собкор "Учительской газеты" Вера Кострова убеждена: ЕГЭ – мероприятие государственного уровня, поэтому государство должно заниматься его организацией так же, как избирательной кампанией или Всероссийской переписью населения – нанимать участников, достойно оплачивать труд, а не пользоваться почти бесплатной рабочей силой.

pНельзя заставить или навязать человеку познавательную деятельность. Мотивация – это центральное звено и "золотой ключик" на пути к образовательной успешности. Из чего состоит мотивация? Как она влияет на образовательный процесс? И, наконец, как повысить мотивацию школьника? Читайте в новом номере "Учительской газеты" большой материал Андрея Иоффе, заведующего лабораторией МГПУ, доктора педагогических наук, который недавно выпустил книгу "Мотивирующее обучение: теоретические вопросы и практические рекомендации".

pАлександр Суворов говорил: "Тяжело в учении – легко в бою". Смысл афоризма понятен, однако часто разумная идея доводится до абсурда: тяжело – значит эффективно; чем тяжелее, тем лучше. Что не так с представлениями о неприятностях как о благе? Как они могут навредить ребенку? В этом вопросе разбирался педагог-психолог Кирилл Карпенко.

pВ этом году коллектив группы "Моральный кодекс" отмечает 30-летие. Коллектив начал репетировать в 1989 году, а уже в 1990‑м вышла первая пластинка. За эти годы группа получила признание миллионной публики. Ее вокалист, легендарный музыкант Сергей Мазаев в эксклюзивном интервью "Учительской газете" рассказал о творчестве в нынешних реалиях, создании музыкальной школы и планах на будущее.

12 февраля 2019 года в 11:53

Учителя, общественники, депутаты и чиновники собрались вместе, чтобы обсудить проблемы сельских школ Карелии

Мария Голубева
В Петрозаводске прошел Седьмой республиканский день сельской школы Карелии. В рамках его проведения состоялось обсуждение ситуации, связанной с оптимизацией негородских школ республики. Впервые в этом году собрались вместе представители сельских школ, депутаты, общественники и чиновники.

​Диалог не раз сводился к острой полемике, но никаких окончательных решений принято не было. По сути участники дискуссии обозначили отношение к происходящему и наметили пути развития для сельских школ.

Итак, представители Министерства образования Карелии признают, что разосланные рекомендации по оптимизации сети образовательных организаций накануне новогодних праздников — идея едва ли удачная. Первый замминистра образования РФ Татьяна Васильева приняла претензии, но от идеи, что сельской школе необходимы перемены, не отказалась.

—  В Карелии число учащихся выросло более чем на пять тысяч. Но при этом число детей, обучающихся в сельских школах, сокращается ежегодно на 250 человек, — констатировала первый замминистра. — Необходимо переходить на новое содержание образования. Ничего не делать невозможно. Надо искать новые пути, методы и возможности. Сегодня все говорят о сохранении, но нам надо говорить об эффективности, а, значит, о развитии.  

Слова Татьяны Васильевой вызвали неоднозначную реакцию участников круглого стола. Правда, представитель Минобра вскоре после своего выступления ушла — в ее расписании значилась встреча, посвященная строительству новой школы в поселке Деревянка. Дальнейшее обсуждение проблемы показало, что в районах республики размышляют не о развитии, а о выживании.

Так, в школе поселка Импилахти Питкярантского района температура в классах едва достигает 14 градусов тепла, а в коридорах — десяти, дети занимаются на уроках в куртках. Часть из них просыпаются ранним утром, так как добираются до места учебы на школьном автобусе. Транспортному средству приходится преодолевать старый мост, что сопряжено с опасностью. Учительница математики живет в поселке Ляскеля, а работает в Импилахти. За последние пять лет педагог меняет вторую машину, так как местные ухабы привели автомобиль в негодность.

Директор Крошнозерской школы Ирина Богданова уверена, что у детей, которых подвозят в школу, "рабочий" день длится дольше, чем у взрослых. Напомним, проблему занятости детей в январе обсуждали в Беломорском районе Карелии. Школьники выключены из воспитательного процесса в образовательной организации и из жизни семьи. По наблюдению педагога, дети, прошедшие через пришкольные интернаты, в родные поселения не возвращаются — уезжают в города. Критиковали сельские учителя и то, что вокруг небольших зданий школ по нормативам возводят ограждения, вынуждают ставить тревожные кнопки и видеонаблюдение. Это, считает Ирина Богданова, излишние траты в поселении, где по дороге проезжает одна машина в час-полтора. Правильнее средства вкладывать в поддержание зданий. Если же закрыть школы в поселках, то через два-три года от некогда основательных построек, останутся руины, а из деревень и сел уйдет жизнь.

Поддержали педагогов и депутаты, которые отметили, что недовольство спущено на Министерство образования Карелии, но проблема намного глубже и шире, чем претензии к одному ведомству. Принимать решение об оптимизации и реорганизации возможно, обратившись за консультациями в Минстрой, Министерство по дорожному строительству, транспорту и связи. Только выверив перспективы развития территории, с учетом строительства и программами расселения жилья, можно принять верное решение. Об этом сказали депутаты Ольга Шмаеник и Галина Гореликова.

Между тем, главный специалист Министерства образования Карелии Наталья Васильева и ректор КИРО Ольга Дьячкова рассказывали о том, что ситуацию поправят нацпроекты. В Карелию в этом году поступят 14,5 миллиона рублей по нацпроекту "Современная цифровая образовательная среда". Для участия в инициативе отберут семь пилотных школ, которые получат по два миллиона. Гарантии, что среди образовательных организаций окажется хоть одна малокомплектная школа, нет.

Несмотря на то, что ответов на вопрос, как же развиваться малокомплектной школе в нынешней ситуации, не прозвучало, руководство Ассоциации сельских школ в заключительных выступлениях расставило акценты. Ее представитель Татьяна Сеппянен пояснила, за счет каких маневров можно сэкономить миллионы, если ввести некий усредненный норматив на ребенка без учета места жительства ученика. Сельский ученик обходится казне дороже, чем городской. Идея Татьяны Сеппянен - на год приостановить процессы оптимизации, внимательно просчитать траты, связанные с образованием детей, и только потом приступать к действиям.

Исполнительный директор Ассоциации сельских школ республики Зинаида Ефлова уверена, что сельские школы имеют ресурс для развития. Не хватает учителей в образовательных организациях, но в России уже работает программа "Мобильный учитель", когда педагог приезжает к детям. В происходящем важно учитывать мнение селян, без согласия которых школу не могут закрыть, об этом гласит и закон "Об образовании в РФ".

Круглый стол открывала председатель Ассоциации Татьяна Танцева, в прошлом директор школы поселка Пушной Беломорского района Карелии. Она заметила, что на деле власть предлагает три пути решения проблемы.  

"Филиалы, пришкольные интернаты и закрытие. Филиал – это последующее закрытие учреждения. Это однозначно! Пришкольные интернаты – побывав в сельских школах и увидев уже те интернаты, которые есть, Ассоциация говорит о том, что так не должно быть.   <... >  Предлагается кадетское училище. Отличное училище! Ничего не могу сказать, но мы прекрасно все знаем, что туда принимают детей, которые учатся на "четыре", а лучше – на "пять", и имеют прекрасное здоровье. Кто из детей северных районов, да и южных районов Карелии имеет на сегодня прекрасное здоровье? Единицы! Значит, путь туда многим просто закрыт", – уточнила перспективы Татьяна Танцева.

В ходе круглого стола представили и другие предложения: найти федеральные программы, по которым можно было бы обучать детей в районах Карелии. Также необходимо обеспечить высокоскоростной интернет. В Карелии не решена проблема с доступом в сеть, так что о дистанционных уроках и скайп-консультациях в школах маленьких деревень не мечтают - нет связи. У учителей по-прежнему возникают проблемы с заполнением электронного дневника — то компьютер один на школу, то интернет не работает. Транспорт — еще одна болевая точка сельской школы республики. Цены на бензин растут, перегоняя нормативы, заложенные в начале года. Автобусы ломаются, российские ПАЗики сложно назвать подходящими для поездки до школы по морозам и распутице. Если постепенно работать над решением каждой из заявленных проблем, то положение сельской школы улучшится.

К сожалению, власть настроена не на улучшение ситуации, а закрытие школ. В Карелии разлетелась весть о предполагаемом строительстве интернатов, новых школ, закрытии старых зданий, развитии индустрии подвоза. Услышат ли в карельском правительстве мнение тех, кто работает с детьми вопреки заявленным перспективам, пока неясно.

Защиту детского права на образование пообещал жителям республики уполномоченный по правам ребенка в Карелии Геннадий Сараев. Вторая часть Дня сельской школы прошла в Карельском институте развития образования. Педагоги до вечера обсуждали, как переподготовка повлияет на развитие школы, как учить детей по-новому и делать так, чтобы каждую свободную минуту ребята тянулись к знаниям, а не торопились домой. 

Карелия, Петрозаводск
Фото автора

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.