Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Создана ли в вашем регионе образовательная инфраструктура?

Результаты

Текущий номер

Возвращение к себе

Судьба оставляет с нами тех, кому мы нужны

номер 25, от 18 июня 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№26 от 25 июня 2019 года

pДо сих пор никто из омских педагогических работников не жаловался на зарплату так, как младший воспитатель омского центра развития – детского сада №11 Елена Буянова: заявления в суд, одиночные пикеты… Правда, коллектив ее действия не поддержал. О борьбе одной против всех, 2-й статье Конституции РФ и "работающих нищих" – в статье Натальи Яковлевой.

p"Индивидуализация обучения – это очень важный момент, от которого зависит все остальное. Но если в классе всего три ученика, а им преподает учитель, который не знает предмета и ненавидит свою работу, это гораздо хуже, чем ситуация, когда для 30 человек преподает высококлассный педагог, способный мотивировать, заинтересовать, зажечь", - из интервью Владимира Собкина, доктора психологических наук руководителя Центра социологии образования Института управления образованием РАО.

p"Лето" и "каникулы" – заветные слова для многих школьников. Причем, не только потому, что появляется возможность провести все три месяца в блаженном ничегонеделаньи, наоборот, можно, например, устроиться на работу и заработать на желанную покупку и/или получить необходимый в будущем профессиональный опыт… Как еще провести каникулы с пользой? Обсудим с ребятами в рубрике "Эпицентр".

7 февраля в 13:52

Тему переподготовки педагогов обсудили на Всероссийском съезде учителей и преподавателей химии

Учительская газета
С 5 по 7 февраля в МГУ имени М.В. Ломоносова проходит Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии, посвященный Международному году Периодической таблицы химических элементов. В нем принимают участие делегаты из 78 регионов РФ.

​Выступая в ходе церемонии открытия, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий рассказал участникам, что сегодня университет активно ведет работу со школами и преподавателями по всем субъектам РФ, проводит школьные олимпиады для поступления. Ежегодно для учеников организуются летние школы и проводятся университетские субботники для знакомства с университетом.

— Михаил Васильевич Ломоносов писал о проекте создания московского университета, а именно о том, что университет без гимназии, как пашня без семени, и предложил при создании университета создать две университетские гимназии, и на сегодняшний день МГУ реализовал две университетские гимназии, — отметил Виктор Садовничий.

Он также обратил внимание на роль науки в школе: "Я считаю, что нужно дальше совершенствовать систему завершающей подготовки в нашей школе с тем, чтобы ребята как раз старших классов больше занимались наукой и ее фундаментальными вопросами".

О роли государства в развитии химической науки и концепции преподавания химии в школе рассказал советник министра просвещения РФ Андрей Петров: "У нас на площадке министерства создана рабочая группа, которая разработала концепцию преподавания химии. В установленном правительством порядке она должна быть обсуждена на коллегии Министерства просвещения, коллеги такое обсуждение подготовят. Мы обязательно, думаю, в течение года закрепим нормативный статус этой концепции документом министерства".

Президент химического факультета МГУ, академик РАН Валерий Лунин поздравил всех участников съезда с Международным годом Периодической таблицы химических элементов и пригласил принять участие во II Всероссийском химическом диктанте, который состоится 18 мая. Мероприятие традиционно будет организовано на площадках по всей России, желающие смогут поучаствовать онлайн и за ее пределами. 

— В очередной раз совместно с корпорацией "Российский учебник" и Ассоциацией учителей и преподавателей химии проведем Всероссийский химический диктант, чтобы продемонстрировать ребятам и взрослым, насколько замечательна и многогранна наука химия", – рассказал Валерий Лунин.

На церемонии стало известно, что в этом году Таблице химических элементов могут на мировом уровне официально присвоить имя Дмитрия Менделеева. "Недавно прошедшая Церемония открытия [Международного года Периодической таблицы химических элементов] в Париже стала триумфом нашей науки, Дмитрия Ивановича Менделеева. 150 лет потребовалось, чтобы это случилось. Но когда я спросил президента американского химического общества [Бонни Чарпентье], а должно ли быть имя Менделеева присвоено таблице, она говорит: пока это тайна, и вы узнаете ответ, когда мы с вами увидимся 5 декабря в Японии. Я надеюсь, что 5 декабря это [присвоение имени] случится", – поделился Валерий Лунин.

— Химическая наука пронизывает все сферы нашей жизни, множество отраслей промышленности, медицину, сельское хозяйство. Все так или иначе используют достижения химической науки. Но в начале пути каждого ученого, каждого профессионала-практика, для которого вход в профессию и развитие в ней сопряжены со знанием химии, стоите вы – преподаватели и учителя химии, – обратился к участникам генеральный директор корпорации "Российский учебник", стратегического партнера мероприятия, Александр Брычкин. – Время ставит сегодня перед страной и обществом совершенно новые вызовы, требующие кардинального улучшения качества общего образования, увеличения числа школьников и их заинтересованности в естественнонаучных и математических дисциплинах.

Региональная повестка по поддержке одаренных школьников и учителей и выделению квот для организации участия региональных делегаций во Всероссийском съезде была поручена Ассоциации учителей и преподавателей химии при поддержке благотворительного фонда Андрея Мельниченко. Наибольшее количество делегатов — из Республики Татарстан, Нижегородской области, Саратовской области и Пермского края. Председатель Ассоциации Людмила Левина отметила: "Наши партнеры приветствуют и поддерживают нас в проведении столь масштабного съезда".

Второй день Съезда был посвящен теме преподавания химии в современной школе. Профессор Ноттингемского университета (Великобритания), Сэр Мартин Полякофф показал на своем примере, как с помощью практических работ и авторских видеоуроков, публикуемых на YouTube-канале, можно привлечь внимание ребят и показать, насколько интересной и удивительной может быть химия. 

Живой интерес также вызвала тема государственной итоговой аттестации в системе общего образования. В частности, эксперты обсудили стандарты аттестации, которые используются в настоящее время, а также поделились мнением о переходе к новым стандартам. До 2020 года ОГЭ будет проводиться по федеральному компоненту госстандарта 2004 года, но с 2020 года запланирован переход на новый стандарт. Также изменения затронут ЕГЭ при вступлении в 2022 году в силу ФГОС 2010 года.

Одной из самых важных тем в рамках второго дня Съезда стала система переподготовки и повышения квалификации учителей химии. Известно, что химия как школьный предмет имеет большой содержательный потенциал, поэтому для учителя важны курсы, связанные с предметной компетентностью. Такие потребности связаны в том числе с профильностью, которая возникает в образовании: появляются медицинские, химико-биологические классы. Кроме того, меняется и содержание ФГОС, который дорабатывался несколько раз за последние годы.

Записи основных выступлений участников Съезда доступны на YouTube-канале для педагогов.

Фото Вадима Мелешко

11 февраля, 16:52
Некоторые соображения при чтении информации.
1. В рамках предстоящего введения профессиональных стандартов возникает возможность уточнить/унифицировать наименования должностей работников общего образования с учётом различения родовых и видовых понятий. Педагогика – это наука об образовании. Педагогикой занимаются педагоги (учёные), осуществляющие научную деятельность. Образование – единство ухода за детьми, воспитания, обучения, оздоровления и просветительской работы во внешнем и внутреннем социуме (по Э.Г. Костяшкину, отчасти по п.1. Ст. 2. 273-ФЗ). Преподавание в структуре обучения ведут преподаватели, воспитание в структуре совоспитания (Совоспитание - термин В.Е. Гмурмана. Общие основы педагогики. – М., Просвещение, 1967) ведут воспитатели. Учителя осуществляют образовательный процесс/деятельность – непрерывно меняя функции преподавателя и воспитателя. В настоящее время утвержден профессиональный стандарт педагога (педагогической деятельности…) (учителя, воспитателя). В ст.2 273-ФЗ нет понятия «педагогическая деятельность», а в названии профессионального стандарта есть. Парадоксально, нелегитимно, но естественно для нашего времени тотальной вульгаризации педагогики.

2. Трудно согласится с утверждением: «…нужно дальше совершенствовать систему завершающей подготовки в нашей школе с тем, чтобы ребята как раз старших классов больше занимались наукой и ее фундаментальными вопросами». Очевидно, что понятие «подготовка» в данном контексте употреблено в метафорическом значении, а не как развитие и формирование навыков исполнительства, элементарной квалификации рабочего. В условиях грядущей роботизации социального (в частности развернувшейся цифровизации образования, здравоохранения и других отраслей), индустриального и экономического производств неизбежно высвобождение рабочей силы. Наукой, инновациями, их коммерциализацией, реинжинирингом при наличии систем искусственного интеллекта будет занято 3÷7% трудоспособного населения, индустриальным, экономическим производством и государственным управлением - 13÷17%, а остальные будут заняты в сфере услуг, возрастёт значение культуры исполнительства. При этом продолжительность рабочих дня и недели сократится. Увеличится свободное время граждан (надеюсь в России тоже), что приведет к росту значимости ОБЩЕГО образования как фундаментальной ценности. В этой связи профильная дифференциация, специализация, а тем более ранняя профессионализация (внедрение предпрофессионального образования и т.п.) выступают факторами регресса, порождая в перспективе воспроизводство одностороннего, «частичного» человека. ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ. Отказ от полноценного изучения функционально полного набора учебных/воспитывающих предметов на уровне среднего общего образования нарушает к тому же преемственность с общеобразовательным компонентом высшего профессионального образования. В будущем общее образование с 1 по 13/14 класс сокращенным на 25÷35% недельным временем обучения залог сохранения психического и физического здоровья, максимально возможного развития и формирования социальных, умственных, художественных, био-физических и трудовых качеств каждого ученика/воспитанника. Гипертрофирование проектной, научно-исследовательской в структуре учебной деятельности вряд ли будет способствовать разностороннему (а может и гармоничному) развитию и формированию большинства детей.

3. Было сказано: "…. на площадке министерства создана рабочая группа, которая разработала концепцию преподавания химии». Химия является учебным предметом. Любой предмет имеет три стороны: содержательную, технологическую/методическую и организационную. Преподавание – это производственный процесс, включающий технологический/методический и трудовой (реализация трудовых действий, операций и движений) подпроцессы. Концепция «преподавания химии» - это концепция названных подпроцессов, которые не включают содержание и организации преподавания. Может быть речь идёт о концепции «учебного предмета «Химия»»? А что будет с «зависшим» бессодержательным ФГОС с конкретизированным содержанием? Концепция – это основной замысел, принцип построения, функционирования и развития учебного предмета «Химия». Концепция включает систему проблем и идей из разрешения. Максимальный объём концепции учебного предмета «Химия» 5÷7 страниц текста. Концепция не теория обучения, не учебная программа, не методические рекомендации по средствам/методам/процедурам преподавания/учения по химии. Как выразился один из основоположников: «Написал бы меньше, да времени не было». Да, но в контексте современной действительности и получил бы меньшую ЗП. Надо отказаться от большого «конкретизированного» ФГОС (он не работает, работают задания ЕГЭ, ОГЭ), разработать предметные концепции и на их основе ЕДИНЫЕ учебные/воспитательные программы как стандартизированные формы представления минимального фундаментального содержания и организации обучения, согласованное с минимальным УСТАНОВЛЕННЫМ недельным временем, отводимым на изучение федеральных учебных/воспитывающих предметов. Единая на дидактическом/федеральном уровне учебная/воспитывающая программа условие реализации внутренней дифференциации обучения на методическом/локальном уровне (класса). Минимизации времени на предъявление/усвоение содержания федеральных учебных предметов позволит школам иметь необходимый состав элективных и факультативных учебных/воспитывающих предметов компенсаторного, коррекционного, расширяющего, углубляющего, релаксационного и иного целевого назначения для создания систем вариативного образования с целью реализации права «3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение..» (п.3 с. 34 273-ФЗ)

4. Трудно согласится с утверждением, что «Время ставит сегодня перед страной и обществом совершенно новые вызовы, требующие кардинального улучшения качества общего образования, увеличения числа школьников и их заинтересованности в естественнонаучных и математических дисциплинах.». Такие вызовы время ставило всегда. И единая трудовая политехническая школа, и работа групп В.М. Монахова над проблемой качества в 1972-76 гг. прошлого века, после реформы содержания образования 1966 г., когда «…хотели сделать как лучше, а получилось как всегда». Потом до 1992 года освобождались от усложненного и второстепенного содержания обучения, представленного в учебных программах и учебниках.

5. О повышении квалификации и переподготовки преподавателей химии.
Наряду со специальной компетентностью (знание предмета и т.п.) в условиях виртуализации, инклюзии и дифференциации обучения/воспитания особое значение приобретает психологическая компетентность (психология восприятия, внимания, памяти, личности и т.п.), компетентность в возрастной физиологии, дидактическая и методическая компетентность. Без психологизации общего образования повышение его качества не возможно. И дело не столько в школьных психологах, сколько в психологическом мастерстве (квалификации, способностях) преподавателей и воспитателей.
Профильная, уровневая дифференциация учащихся, а также дифференциация по темпу (времени) обучения на основе школ/классов (школы/классы с углубленным изучением отдельных предметов конца 70-х годов, типология классов Ю.З. Гильбуха начала 90-х прошлого века и др.) является жесткой. Она противоречит принципиальной неравномерности и непредсказуемости психического развития детей. Необходима гибкая дифференциация на основе элективных групп различного типа (постоянного состава/переменного состава, одновозрастных/разновозрастных, гомогенных/гетерогенных) различного целевого назначения.

6. Каково же качество «ФГОС, который дорабатывался несколько раз за последние годы.». Представьте, так меняются строительные нормы и правила. Построили первый, второй этаж. Пересмотрели СНиП. Разобрали первый, второй этаж. Или всё-таки, оставили? Вообще странно, что наши старшеклассники учатся по «устаревшим» ФГОС. Хотя, может, быть им в этом повезло.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
11 февраля, 17:27
Некоторые соображения при чтении информации.
1. В рамках предстоящего введения профессиональных стандартов возникает возможность уточнить/унифицировать наименования должностей работников общего образования с учётом различения родовых и видовых понятий. Педагогика – это наука об образовании. Педагогикой занимаются педагоги (учёные), осуществляющие научную деятельность. Образование – единство ухода за детьми, воспитания, обучения, оздоровления и просветительской работы во внешнем и внутреннем социуме (по Э.Г. Костяшкину, отчасти по п.1. Ст. 2. 273-ФЗ). Преподавание в структуре обучения ведут преподаватели, воспитание в структуре совоспитания (Совоспитание - термин В.Е. Гмурмана. Общие основы педагогики. – М., Просвещение, 1967) ведут воспитатели. Учителя осуществляют образовательный процесс/деятельность – непрерывно меняя функции преподавателя и воспитателя. В настоящее время утвержден профессиональный стандарт педагога (педагогической деятельности…) (учителя, воспитателя). В ст.2 273-ФЗ нет понятия «педагогическая деятельность», а в названии профессионального стандарта есть. Парадоксально, нелегитимно, но естественно для нашего времени тотальной вульгаризации педагогики.

2. Трудно согласится с утверждением: «…нужно дальше совершенствовать систему завершающей подготовки в нашей школе с тем, чтобы ребята как раз старших классов больше занимались наукой и ее фундаментальными вопросами». Очевидно, что понятие «подготовка» в данном контексте употреблено в метафорическом значении, а не как развитие и формирование навыков исполнительства, элементарной квалификации рабочего. В условиях грядущей роботизации социального (в частности развернувшейся цифровизации образования, здравоохранения и других отраслей), индустриального и экономического производств неизбежно высвобождение рабочей силы. Наукой, инновациями, их коммерциализацией, реинжинирингом при наличии систем искусственного интеллекта будет занято 3÷7% трудоспособного населения, индустриальным, экономическим производством и государственным управлением - 13÷17%, а остальные будут заняты в сфере услуг, возрастёт значение культуры исполнительства. При этом продолжительность рабочих дня и недели сократится. Увеличится свободное время граждан (надеюсь в России тоже), что приведёт к росту значимости ОБЩЕГО образования как фундаментальной ценности. В этой связи профильная дифференциация, специализация, а тем более ранняя профессионализация (внедрение предпрофессионального образования и т.п.) выступают факторами регресса, порождая в перспективе воспроизводство одностороннего, «частичного» человека. ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ. Отказ от полноценного изучения функционально полного набора учебных/воспитывающих предметов на уровне среднего общего образования нарушает к тому же преемственность с общеобразовательным компонентом высшего профессионального образования. В будущем общее образование с 1 по 13/14 класс с сокращенным на 25÷35% недельным временем обучения станет залогом сохранения психического и физического здоровья, максимально возможного развития и формирования социальных, умственных, художественных, био-физических и трудовых качеств каждого ученика/воспитанника. Гипертрофирование проектной, научно-исследовательской в структуре учебной деятельности вряд ли может способствовать разностороннему (а может и гармоничному) развитию и формированию большинства детей.

3. Было сказано: "…. на площадке министерства создана рабочая группа, которая разработала концепцию преподавания химии». Химия является учебным предметом. Любой предмет имеет три стороны: содержательную, технологическую/методическую и организационную. Преподавание – это производственный процесс, включающий технологический/методический и трудовой (реализация трудовых действий, операций и движений) подпроцессы. Концепция «преподавания химии» - это концепция названных подпроцессов, которые не включают содержание обучения и организацию преподавания. Может быть речь идёт о концепции «учебного предмета «Химия»»? А что будет с «зависшим» бессодержательным ФГОС с конкретизированным содержанием? Концепция – это основной замысел, принцип построения и функционирования учебного предмета «Химия». Концепция включает систему проблем и идей из разрешения. Максимальный объём концепции учебного предмета «Химия» 5÷7 страниц текста. Концепция не теория обучения, не учебная программа, не методические рекомендации по средствам/методам/процедурам преподавания/учения по химии. Как выразился один из основоположников: «Написал бы меньше, да времени не было». Да, но в контексте современной действительности и получил бы меньшую ЗП. Надо отказаться от большого «конкретизированного» ФГОС (он не работает, работают задания ЕГЭ, ОГЭ, разработать предметные концепции и на их основе ЕДИНЫЕ учебные/воспитательные программы как стандартизированные формы представления минимального фундаментального содержания и организации обучения, согласованное с минимальным УСТАНОВЛЕННЫМ недельным временем, отводимым на изучение федеральных учебных/воспитывающих предметов. Единая на дидактическом/федеральном уровне учебная/воспитывающая программа - условие реализации внутренней дифференциации обучения на методическом/локальном уровне (например,класса). Минимизации времени на предъявление/усвоение содержания федеральных учебных предметов позволит школам иметь необходимый состав элективных и факультативных учебных/воспитывающих предметов компенсаторного, коррекционного, расширяющего, углубляющего, релаксационного и иного целевого назначения для создания систем вариативного образования с целью реализации права учащихся на «...обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение...» (п.3 с. 34 273-ФЗ)

4. Трудно согласится с утверждением, что «Время ставит сегодня перед страной и обществом совершенно новые вызовы, требующие кардинального улучшения качества общего образования, увеличения числа школьников и их заинтересованности в естественнонаучных и математических дисциплинах.». Такие вызовы время ставило всегда. И единая трудовая политехническая школа, и работа группы В.М. Монахова над проблемой качества обученности (знаний, умения, навыков, привычек) в 1972-76 гг. прошлого века, после реформы содержания образования 1966 г., когда «…хотели сделать как лучше, а получилось как всегда». Потом до 1992 года освобождались от усложненного и второстепенного содержания обучения, представленного в учебных программах и учебниках.

5. О повышении квалификации и переподготовке преподавателей химии.
Наряду со специальной компетентностью (знание предмета и т.п.) в условиях виртуализации жизнедеятельности людей, инклюзии и дифференциации обучения/воспитания особое значение приобретает психологическая компетентность (психология восприятия, внимания, памяти, личности, общения и т.п.), компетентность в возрастной физиологии, дидактическая и методическая компетентность. Без психологизации общего образования повышение его качества невозможно. И дело не столько в школьных психологах, сколько в психологическом мастерстве (квалификации, способностях) преподавателей и воспитателей.
Профильная, уровневая дифференциация учащихся, а также дифференциация по темпу (времени) обучения на основе школ/классов (школы/классы с углубленным изучением отдельных предметов конца 70-х годов, типология классов Ю.З. Гильбуха начала 90-х прошлого века и др.) является жесткой. Она противоречит принципиальной неравномерности и непредсказуемости психического развития детей. Необходима гибкая дифференциация на основе элективных групп различного типа (постоянного состава/переменного состава, одновозрастных/разновозрастных, гомогенных/гетерогенных) различного целевого назначения.
Повышение квалификации предполагает наличие Федеральной академии ПКиПРО, ИПКиП в субъектах РФ, методических служб на уровне сёл/городов, построенных как фрактальные структуры. Федеральная лаборатория химии в системе РАО, Федеральный кабинет химии в ФАПКиПРО, кабинет физики и регионально ИПКиПРО, методист по химии в Р/Г методкабинете. Эта система деформирована, начиная с мегапроекта Д. Сороса в начале нулевых. Нарушен принцип соразмерного сочетания централизации и децентрализации, концентрации и деконцентрации ПКиП. Всё смешалось и ИПКиП, и центры развития образования, и педагогические университеты... И каждый продвигает свое толкование... Необходимы стандартные единые федеральные программы ПК коррекционного, актуализирующего и опережающего типа на минимум на 48 часов. Остальное добавляет субъект РФ. Было минимум 72 часа в 5 лет, стало 16 часов в 3 года. Явно экономия в ПК, неявно большие экономические потери в качестве обучения/воспитания.

6. Каково же качество «ФГОС, который дорабатывался несколько раз за последние годы.». Представьте, так меняются строительные нормы и правила. Построили первый, второй этаж. Пересмотрели СНиП. Разобрали первый, второй этаж. Или всё-таки, оставили? Вообще странно, что наши старшеклассники учатся по «устаревшим» ФГОС. Хотя, может, быть им в этом повезло.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.