Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Создана ли в вашем регионе образовательная инфраструктура?

Результаты

Текущий номер

Возвращение к себе

Судьба оставляет с нами тех, кому мы нужны

номер 25, от 18 июня 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№26 от 25 июня 2019 года

pДо сих пор никто из омских педагогических работников не жаловался на зарплату так, как младший воспитатель омского центра развития – детского сада №11 Елена Буянова: заявления в суд, одиночные пикеты… Правда, коллектив ее действия не поддержал. О борьбе одной против всех, 2-й статье Конституции РФ и "работающих нищих" – в статье Натальи Яковлевой.

p"Индивидуализация обучения – это очень важный момент, от которого зависит все остальное. Но если в классе всего три ученика, а им преподает учитель, который не знает предмета и ненавидит свою работу, это гораздо хуже, чем ситуация, когда для 30 человек преподает высококлассный педагог, способный мотивировать, заинтересовать, зажечь", - из интервью Владимира Собкина, доктора психологических наук руководителя Центра социологии образования Института управления образованием РАО.

p"Лето" и "каникулы" – заветные слова для многих школьников. Причем, не только потому, что появляется возможность провести все три месяца в блаженном ничегонеделаньи, наоборот, можно, например, устроиться на работу и заработать на желанную покупку и/или получить необходимый в будущем профессиональный опыт… Как еще провести каникулы с пользой? Обсудим с ребятами в рубрике "Эпицентр".

31 января в 19:45

Жители карельского поселка пожаловались детскому омбудсмену на чрезмерную загруженность школьников

Мария Голубева
В поселке Пушной Беломорского района Карелии прошла встреча коллектива школы с уполномоченным по правам ребенка в республике Геннадием Сараевым, чиновниками и родителями. Одной из главных тем обсуждения стала загруженность школьников.

​Один из местных жителей пожаловался на занятость ребенка в школе. По мнению папы, 36 часов в неделю урочной деятельности и шестидневка — серьезная нагрузка для старшеклассника. "По нормативам расписано хорошо, но в итоге у ребенка занятость получается огромной! Если сложить еще три часа с половиной на домашние задания, то часов получится больше, чем работа мужчины на производстве — больше 40. Почему эти нормы никто не пересматривает?" — поинтересовался родитель у детского омбудсмена. 

Геннадий Сараев согласился с тем, что занятость детей в образовательной организации — вопрос, который требует корректировки и пересмотра.

— Учебный год начинаем 1 сентября, а заканчиваем 31 мая. Я с этим категорически не согласен, — высказался он. — Это жесткая и нарушающая права ребенка работа системы образовательных организаций. Разрыв в обучении допустим не более одного месяца, а время летних каникул в России — три месяца. Каждые два месяца детям необходимы каникулы. Этот вопрос обсуждался на Координационном совете детских омбудсменов РФ вместе с медиками. Из исследований понятно, что нынешний режим учебы и отдыха не сбережет детское здоровье.

Геннадий Сараев отметил, что, к примеру, финское законодательство жестко нормировало отдых ребенка на перемене. "Отдыхать финские школьники могут только на улице. Как только урок закончился, хочешь не хочешь, одеваешься идешь на улицу бегать", — отмечает омбудсмен. Если учитель оставил подопечного в школе на перемене, это считается грубым нарушением прав ребенка и педагог попадает под административную ответственность.

Детский омбудсмен высказал свое мнение и о шестидневке. Российские школьники могут учиться пять дней в неделю, считает он. К слову, министр образования Карелии Александр Морозов уверен в обратном: "Пятидневка позволяет реализовывать четко только федеральный компонент стандарта, образовательный минимум. Если в пятом классе при шестидневке у нас 31 час, при пятидневке их уже 28. Просьбы родители вписать шестидневный учебный план в пятидневку ведут к перегрузке детей. На уровне 5-7 классов появляются по 7-8 уроков в день — это неправильно".

У проблемы занятости детей в школе есть и еще один аспект — режим дня. Так, например, ученые из института биологии КарНЦ РАН предложили перенести начало уроков в школах республики на полчаса в холодное время года. Эксперты считают, что 30 минут помогут школьникам выспаться. Недосып в условиях сокращенного светового дня негативно влияет не только на успеваемость, но и на качество жизни детей. 

— На мировом уровне идет обсуждение этой проблемы, но мы по-советски живем, — заметила исполнительный директор Ассоциации сельских школ РК Зинаида Ефлова. — Давно доказано учеными, что мозг не просыпается до девяти утра, но первый урок в школе начинается в 8.30, а если дети из сельской школы на подвозе, то в шесть и семь утра. У нас на всю огромную страну с разными часовыми поясами задается один и тот же режим. Даже в одной республике Карелия север и юг — это большая разница. И световой день, и природные условия, и город и поселок - все разное. Вопрос о регионализации СанПиН должен стоять уже давным давно, а мы живем, равняясь на московское время.

Начальник отдела образования Беломорского района Татьяна Долинина также высказала отношение к проблеме занятости школьников:

— Эти вопросы нужно решать и не только на местном уровне. У ребенка в 10-11-м классе занятость — 36-37 часов в неделю. Мы сегодня обеспокоены тем, что наши дети перегружены. Ни о каких здоровьесберегающих технологиях речи быть и не может. Наши дети, особенно добросовестные, которым надо сделать все уроки, устают. Нам это не изменить, поскольку это закреплено законодательством. Это требование закона и СанПиН, но это разговор и о том, что внутри каждого учебного заведения можно устраивать такую организацию образовательного процесса, которая будет и родителям, и детям удобна. С тем же уроком физкультуры — сначала ввели обязательный третий час физкультуры, а потом разрешили вести его как внеурочную деятельность.

Татьяна Долинина уверена, в каждом образовательном учреждении можно найти решение с учетом специфики организации. Начальник райотдела образования привела в пример школу села Сумский Посад. При ней работает интернат, куда приезжают дети из соседних поселков — Колежмы, Хвойного, Маленги. 

— Школа пересмотрела расписание так, чтобы подстроиться под детей, — пояснила начальник отдела образования. — Из поселка Маленга дети добираются только электричкой, которая идет в 13 часов. В день приезда выстроено ступенчатое расписание в интересах детей, потому что школьникам нельзя добираться до образовательной организации ночью.

Как рассказала Татьяна Долинина, пушнинская школа, в которой и проходила встреча, показывает хорошие результаты. Например, в прошлом году ученица школы заняла призовое место на Конкурсе им. В.И. Вернадского в Москве. Школа уже десять лет является инновационной площадкой лаборатории Теории и практики развития сельской школы Петрозаводского госуниверситета и региональной инновационной площадкой Карелии.

Разговор проходил в рамках обучающего проектировочного семинара, организатором которого выступила Ассоциация сельских школ Республики Карелия. За три дня представители Ассоциации побывали в школах двух отдаленных северных районов Карелии — Калевальского и Беломорского. На встречах с учителями и местными жителями обсуждались проблемы сельских школ.

Уполномоченный по правам ребенка в Карелии, в свою очередь, за эти дни также побывал в четырех школах: Калевальской средней школе, основной школе поселка Кепа, в Пушнинской средней школе Беломорского района и средней школе поселка Сосновец. В каждом населенном пункте он встретился с гражданами, пообщался с коллективами школ и руководителями образовательных организаций. 

Особое внимание на встречах в карельских поселках уделялось планам региональной власти по оптимизации малокомплектных школ. Напомним, недавно ситуация обсуждалась в Правительстве РК. Местные жители высказались против строительства интернатов и обучения детей вдали от дома. Педагоги готовы обучаться сами, использовать новые технологии и сделать все, чтобы образование в сельской школе соответствовало современным стандартам. Для этого, считают эксперты, необходимо финансирование школ, ремонт помещений и проведение Интернета — в каждой из перечисленных образовательных организаций до сих пор не стабильного выхода в Сеть.

Карелия
Фото автора

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.