Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Помог ли вынужденный дистант вам в плане развития профессиональных компетенций?

Результаты

Текущий номер

На краю земли

Если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда

номер 22, от 2 июня 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№22 от 2 июня 2020 года

pПоследние исследования ЮНЕСКО вызвали новую волну споров вокруг вечного и деликатного вопроса: с какого возраста (и надо ли вообще) преподавать в школах половое воспитание. Далеко не все страны согласны с тем, что разговор с учениками на эту тему должны вести педагоги. Арсений Рыков подготовил обзор, как половое воспитание преподается в разных государствах и о чем говорит статистика.

pЛео Бокерия – кардиохирург, академик РАН, президент Центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева. Его регалии и награды, кажется, можно перечислять бесконечно. В эксклюзивном интервью "Учительской газете" известный врач рассказал о своих пациентах, работе, школьных годах и семье, а также затронул тему отношения в обществе к медикам и необходимости изменений в организации доступной медпомощи на всей территории страны.

pПандемия коронавируса потребовала практически моментального перехода на массовое дистанционное обучение и поставила перед директорами школ и их командами сложные вопросы. Руководители Академической гимназии №56 Санкт-Петербурга суммировали накопленный за последнюю четверть опыт и на страницах "Учительской газеты" представили свои эффективные решения.

pДля школьников лето – особенная пора, когда меняется привычный уклад жизни, хочется отправиться в путешествие, поехать на море, в горы или просто на дачу. Сегодня многие планы оказались под угрозой срыва. Границы, возможно, в этом году так и не откроют, да и отдых в России будет с ограничениями. Какие планы на это лето у российских школьников? Ими поделились сами ребята в новом выпуске рубрики "Эпицентр".

19 января 2019 года в 10:35

В Правительстве Карелии избегают слова "оптимизация", говоря о судьбе сельских школ

Мария Голубева
18 января в Правительстве Карелии обсуждали проблемы сельских школ республики. Формально разговор касался развития образовательных организаций, но фактически поводом для обсуждения стала информация о планах по оптимизации школ в сельской местности, которая широко обсуждается в регионе.

​Представители власти пытались уйти от терминов "реорганизация" и "оптимизация", говоря о развитии и поиске решений в вопросе повышения качества образования. 

С конца 2018 года социальное напряжение в Карелии возрастает. В декабре региональные СМИ опубликовали документ, из которого следует, что часть сельских школ Карелии планируют либо закрыть, либо присоединить к более крупным образовательным организациям. Петиция в защиту сельских школ республики собрала 35 тысяч подписей. Профессиональное сообщество сельских учителей также подключилось к обсуждению планов по оптимизации и последствий сокращения сельских школ.

К дискуссии присоединились представители Заксобрания Карелии. Бурное обсуждение планов регионального Минобразования состоялось 16 января во время заседания Комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике ЗС РК. Парламентарии, например, возмущались тем, что о планах чиновников общество узнало не от них, а из средств массовой информации. Депутат Ольга Шмаеник считает, что процесс реорганизации школ противоречит здравому смыслу. Она указала на абсурдность ситуации: угроза ликвидации нависла над учреждениями, в которые вкладывались бюджетные деньги - ремонтировались спортзалы, приводились в порядок школьные кабинеты.

Участники профильного комитета договорились провести "парламентский час" для обсуждения проблем оптимизации системы образования в Карелии. В феврале на обсуждение планируют пригласить жителей районов Карелии. Об этом главе республики Артуру Парфенчикову на заседании Правительства РК 18 января рассказала депутат ЗС РК Галина Гореликова. 

Вице-премьер РК по социальным вопросам Лариса Подсадник доложила о ситуации, связанной с сельскими школами. При этом речь в ее выступлении шла не об оптимизации, а о "развитии сети карельских школ до 2022 года".

— Мы очень любим наши сельские школы, знаем, как много делают педагоги, родители для создания домашней уютной атмосферы. Но анализ демографической ситуации, результаты деятельности школ свидетельствуют о необходимости принятия ряда управленческих решений, - сказала вице-премьер.

По ее данным, с 2013 года в целом количество школьников Карелии увеличилось на пять тысяч. При этом численность обучающихся в сельских школах снизилась на тысячу.

Исходя из долгосрочного прогноза и расчетов правительства, не все сельские школы в Карелии продолжат работу. В фокусе внимания те образовательные организации, в которых учится 5-10 детей, школы, рядом с которыми (20-25 минут пути) расположены более крупные образовательные организации, и школы, где катастрофически не хватает педагогов. Лариса Подсадник напомнила, что в 2020 году Карелия перейдет на новые стандарты средней школы, к которым готовы не все образовательные организации.

В Карелии планируют строить и школы, и пришкольные интернаты. Этот вопрос поднимался и на заседании Заксобрания Карелии 16 января. Депутат Эмилия Слабунова считает, что отрыв детей от родительской семьи — это потакание социальному сиротству. Депутат напомнила, что в республике закрываются детские дома и... открываются интернаты. Представитель главы Республики Карелия в ЗС Юрий Шабанов парировал тем, что качество образования важнее, чем "мама, папа и так далее". По сути Лариса Подсадник заявила в правительстве, не исключая решения судьбы ребенка законными представителями, заявила, что в Карелии будет развиваться сеть пришкольных интернатов. 

Третьей стороной, подключившейся к обсуждению проблем сельской школы, выступил институт уполномоченных по правам человека и ребенка в Карелии. Так, первый вопрос задал уполномоченный по правам человека в Карелии Александр Шарапов. Омбудсмен поинтересовался, как согласуется закрытие объектов социальной сферы с наличием профицитного бюджета. Вопрос остался без ответа. Детский омбудсмен республики Геннадий Сараев призвал органы местного самоуправления при решении исходить из принципа верховенства прав ребенка. Он предложил создать экспертный совет и включить в него представителей общественных организаций, в том числе Ассоциации сельской школы Карелии.

Депутат Госдумы Валентина Пивненко рекомендовала провести в Карелии выездное заседание Госдумы для обсуждения вопроса о малокомплектных школах и выработать законодательную инициативу. 

— Только имея парк хороших автобусов и безопасные маршруты, мы можем предлагать изменения в действующую сеть образовательных учреждений, — резюмировал итоги обсуждения глава Карелии.

Артур Парфенчиков также пояснил, что Правительство будет предусматривать дополнительные меры поддержки местным бюджетам на создание условий для повышения качества образования и внедрения цифровых технологий, на приобретение учебного оборудования, на повышение квалификации педагогов и решение жилищных вопросов.  

По поручению Главы Карелии будет проработан вопрос усиления мер социальной поддержки сельских педагогов, в том числе вопрос приобретения служебного жилья. Еще одно поручение руководителя региона было адресовано министерству по дорожному хозяйству, транспорту и связи. Артур Парфенчиков потребовал держать на контроле состояние дорог, по которым проходят автобусные школьные маршруты. 

Проблема оптимизации находится в фокусе внимания Лаборатории сельской школы Карелии в ПетрГУ. Во главе с ученым Зинаидой Ефловой специалисты изучили сельские школы Карелии, выработали предложения и рекомендации по обучению в классе из нескольких учеников. Ассоциацией сольских школ изданы пособия, монография, ежегодно проводится День сельской школы Карелии. Очередной пройдет уже 8 февраля. 

К обсуждению проблем сельских школ карельские чиновники и депутаты вернутся в феврале.

Справка "Учительской газеты":

  • В Карелии сегодня 207 школ, из них 111 сельских, среди которых 44 малокомплектных.

  • Средняя наполняемость класса в городских школах 25 человек, в сельских — 10. Есть школы, где педагогов больше, чем учеников.

  • В школах Карелии 137 учительских вакансий, из них 78 в сельских школах.

  • Доля детей из сельских школ, поступающих на обучение по востребованным специальностям в учреждения профессионального образования, в среднем составляет 30%.

Фото автора

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.