Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Какие характеристики являются определяющим для вашей образовательной организации при закупке материалов для детского творчества?

Результаты

Текущий номер

Тридцать лет спустя

Как рождалась и воплощалась идея конкурса «Учитель года»

номер 38, от 17 сентября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№39 от 24 сентября 2019 года

pФоторепортаж с открытия 30-го Всероссийского конкурса "Учитель года России" в Грозном. Наталья Алексютина и Вадим Мелешко - о том, как это было, и о том, что еще предстоит.

pВ будущем году перечень профессий и специальностей, которые можно освоить в колледжах и техникумах, сократится. В чем смысл подобных преобразований? Ответы на эти и другие вопросы в интервью генерального директора Национального агентства развития квалификаций Александра Лейбовича.

pНовый учебный год вновь поднял тему единообразия одежды в школе. Хорошо это или плохо, когда в классе все в одинаковых жилетах? А у учителей тоже должен быть свой дресс-код? И почему кто-то один решает, что можно носить, а что нет? Обсудим это со школьниками в рубрике "Эпицентр".

pЯнуш Вишневский уверен: без знакомства с русской классикой нельзя считать себя интеллигентным человеком. Свой путь к Толстому, Достоевскому и Чехову он начал еще в школе... Читайте интервью автора знаменитого романа "Одиночество в сети" в рубрике "Гость "УГ".

p3 октября главному педагогическому изданию страны исполняется 95 лет. Это большой праздник не только для сотрудников "Учительской газеты", но и для его подписчиков. А для нас они не просто подписчики, а настоящие добрые друзья. И их работы, присланные на юбилейный конкурс, прямое тому подтверждение. Если вам тоже есть, что рассказать о нашей газете в вашей судьбе, пишите по адресу: ugazeta95@mail.ru.

1 ноября 2018 года в 16:35

Московским школьникам рассказали о массовых репрессиях в СССР в рамках Урока Памяти

Мария Голубева
30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, для участников творческой смены "Академия полезных действий" Московского Дворца пионеров провели Урок Памяти. В роли ведущего урока выступил Константин Андреев, руководитель образовательного центра Государственного музея истории ГУЛАГа.

​"Дети рассуждали о ценности человеческой жизни, поднимаясь над повседневностью учебы, социальных сетей, смартфонов. В словах их все четче проступали искренность и понимание того, о чем они говорят", — поделился своими впечатлениями по итогам занятия Константин Андреев. 

Сценарий урока разработали специалисты Музея истории ГУЛАГа. Понимая ограниченность времени и небогатые знания современных школьников по истории страны, авторы решили в основу заложить ключевые вопросы: С кем это было? Когда это было? Где это было? Как это было?

"Вопросы были взяты, чтобы сконцентрировать внимание ребят на самом основном и побудить их к рассуждению и фиксации самого очевидного в массовом терроре в Советском Союзе", - пояснил Константин Андреев.

130 столичным школьникам выпала возможность поработать с этими вопросами в разных формах. Авторы урока придумали множество упражнений для работы над ними. Все они доступны как на сайте Музея истории ГУЛАГа, так и на портале Московской электронной школы.

Четыре основных вопроса задавали не только логику встречи с подростками, но и дополняли урок восприятием аудитории (с кем?), времени (когда?), места (где?), алгоритма (как?). Таким образом, московские старшеклассники в День памяти жертв политических репрессий в загородном детском центре "Команда" с помощью разных активных форм узнали об этой трагической странице истории нашей страны.

"Каждая применяемая форма – это возможность как отдельному участнику Урока, так и всей группе сформулировать и воспринять как вопрос, так и ответ. Например вопрос "С кем?" требует входа с помощью смартфонов в базу данных жертв политического террора в СССР. Ребята заходят на этот сайт, ищут своих однофамильцев. Кто-то параллельно пишет своим мамам и папам с вопросом "Как звали прадедушку?", кто-то находит свою прабабушку в списке, кто-то задает вопрос, что такое "10 лет ИТЛ" [исправительно-трудовой лагерь] или "ВМН" [высшая мера наказания]. Ребята фиксируют информацию на стикерах, выбирая красный или зеленый – как символ расстрела или выживания, но осуждения", — рассказал Константин Андреев.

Отвечая на вопрос "Когда?", старшеклассники размещали эти стикеры на линии времени. 130 разноцветных стикеров группировались, соотносясь со сложной выборкой по годам. Один из школьников подвел итог, фиксируя внимание на 1937-1938 годах как времени с наибольшим количеством арестов и расстрелов.

Следующий вопрос "Где?" дал возможность ребятам узнать, что в 1930-е годы на территории загородной базы, где они находились, был лагерный пункт Дмитровлага. Для многих эта информация – серьезная новость, так как некоторые из старшеклассников даже допустить не могли, что ГУЛАГ оставил отпечаток на месте их детства, отдыха и встреч с друзьями.

Отвечая на вопрос "Как?", ребята читали воспоминания о количестве арестованных, находящихся в камере следственной тюрьмы. Текст дал вводные цифры: в камере площадью примерно 12 квадратных метров в течение двух месяцев находилось около 24 человек. Сухая констатация мешает осознанию.

— Но нам доступна механика и групповая динамика упражнения! — уверен Константин Андреев. — Я предлагаю провести эксперимент. На полу малярным скотчем обозначаю контур 3 на 4 метра. Внутрь прямоугольника встает 24 человека. И это начинает работать. Это вызывает огромное количество вопросов, так как школьники (да и взрослые) видят, что это не только некомфортно, это нечеловечно!

Эксперимент кому-то может показаться игровым элементом...

— "Игра" здесь недопустима, — уверен ведущий. — К этому упражнению ребята относятся как к эксперименту, ведь они только познакомились с документом и пытаются разными формами понять его, реконструировать, не умаляя темы и памяти. И даже вопросы, которые могут показаться смешными опытным историкам в детской аудитории звучат серьезно, так как ребята, многие их которых никогда не слышали про ГУЛАГ и про культ личности, искренни в своих попытках понять, разобраться, узнать. И эту искренность предать .

Упражнения перемежались просмотром видеозаписей интервью бывших заключенных лагерей и детей репрессированных, а также обсуждениями, которые порождали все больше вопросов.

Финал урока - видеообращение тех, кто сегодня сохраняет эту память: историков, операторов, волонтеров, художников. На вопрос, что мы можем делать, чтобы сохранять память, одна из старшеклассниц ответила: "Многие, проводя мероприятия в школе, помнят "для галочки"! А сейчас очень нужны неформальные мероприятия, рассказывающие о прошлом".

Расходясь, дети обсуждали урок: кто-то рассказывал, что нашел в списке своего прадедушку, кто-то показывал переписку с родителями, которые в соцсетях прислали фото справки о реабилитации родственника.

Сотрудники Музея ГУЛАГа уверены, что подобные уроки важны для старшеклассников. Они укрепляют связи между поколениями, формируют единство культурного пространства и любовь к Родине. Музей приглашает школьников 10–11 классов на экскурсии по экспозиции, кукольные спектакли, кинопоказы, мастер-классы и сюжетно-ситуационные игры. Также здесь ждут педагогов для обсуждения возможностей использования современных музейных технологий в образовательном процессе.

Читайте также:

Константин Андреев, Москва: О репрессиях я узнал в раннем возрасте http://www.ug.ru/insight/657.

Фото из личного архива Константина Андреева

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.