Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Питаются ли ученики вашего класса в школьной столовой?

Результаты

Текущий номер

Счастливый учитель

Невозможное возможно, надо лишь приложить усилия

номер 16, от 16 апреля 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№17 от 23 апреля 2019 года

pПрофессиональные категории для педагогов были введены в первой половине 1990-х: 16 разрядов, 14-й соответствовал высшей категории… Видоизменяется и совершенствуется эта система до сих пор, но почти всегда сама процедура аттестации вызывает у учителей как минимум беспокойство, а у кого-то – реальный страх и панику. Как сделать так, чтобы аттестация объективно подтверждала педагогическую и личностную зрелость учителя, а не служила карающим мечом? Своими соображениями поделился Заслуженный учитель России, кандидат психологических наук Александр Снегуров.

pВернуть трудовое обучение в школы – это требование самой жизни. Но сейчас в учебном плане вместо уроков труда технология. По темам близко, на деле – скучный теоретический предмет. А детям нужен практический опыт настоящей работы настоящими инструментами. Нужно это и стране, потому что уже через три-четыре года рынок будет испытывать острую нехватку молодых и готовых к труду кадров. Что для этого нужно изменить? Ответ – в статье Владимира Семенихина.

pБыть спортивным так же престижно и модно, как быть начитанным и остроумным. По крайней мере, так обстоит дело в школах Англии. А в Японии более 40% старшеклассников занимаются спортом не менее девяти часов в неделю… В то же время в российских школах "прогулять физру" не зазорно, была бы убедительная отговорка или справка. О том, почему зарубежным педагогам удается гораздо эффективнее мотивировать школьников напрягать не только извилины, но и мышцы, размышлял Сергей Рыков.

6 июня 2018 года в 15:54

Новый рейтинг университетов продемонстрировал слабые позиции педагогических вузов

Учительская Газета
Рейтинговое агентство RAEX представило седьмой ежегодный рейтинг вузов России. Тройка лидеров рейтинга – МГУ им. М. В. Ломоносова, МФТИ, НИЯУ МИФИ – продолжает удерживать свои позиции четвертый год подряд. Особое внимание составители рейтинга уделили педагогическим и аграрным вузам, которые демонстрируют довольно пессимистичную картину.

​Рейтинг вузов RAEX – интегральная оценка качества подготовки выпускников вуза, определяемая количественными параметрами их образовательной и научно-исследовательской деятельности и качественными характеристиками. При его подготовке использовались статистические показатели, а также результаты опросов среди 30 тысяч респондентов: представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников, работодателей. В исследовании не участвуют вузы творческой и спортивной направленности, а также силовых ведомств. 

Тройка лидеров рейтинга – МГУ им. М. В. Ломоносова, МФТИ, НИЯУ МИФИ – продолжает удерживать свои позиции четвертый год подряд. Все участники топ-10 рейтинга 2017-го остались в десятке лучших и в этом году, но очередность мест несколько изменилась, говорится в сообщении RAEX. Так, одну позицию в рейтинге отыграл НИУ ВШЭ, опередивший МГИМО и занявший пятое место. 

Наилучшую динамику в топ-20 рейтинга показал Университет ИТМО, который поднялся сразу на четыре позиции, с 19-й на 15-ю. Успех объясняется повышением востребованности вуза среди абитуриентов, усилением международной интеграции, а также победами студентов ИТМО в престижных международных состязаниях. 

В топ-30 рейтинга вошли два новых участника: МАИ (переместился с 32-й на 27-ю строчку) и Дальневосточный федеральный университет (с 34-й на 28-ю). Эти университеты за последнее время наиболее ощутимо продвинулись в области международной интеграции.

Рейтинг RAEX свидетельствует, что сильные университеты сконцентрированы в очень ограниченном, считанном количестве регионов России. Половина вузов из топ-100 приходится всего на четыре субъекта Федерации – Москву, Санкт-Петербург, Томскую и Московскую области. Планку в три вуза в составе топ-100 рейтинга RAEX также удалось преодолеть Республике Татарстан, Самарской, Ростовской, Воронежской, Тюменской областям и Республике Башкортостан. При этом исследователи выделяют еще два региона, где, несмотря на более низкую концентрацию топовых вузов, присутствует явный локомотив, научно-образовательный центр, демонстрирующий заметные успехи в масштабах страны. Это Новосибирская и Свердловская области, где расположены Новосибирский национальный исследовательский государственный университет и Уральский федеральный университет.

Составители рейтинга утверждают, что "москвоцентричность" в развитии высшей школы набирает обороты. В число 100 лучших вузов России в 2018-м вошли сразу 34 организации столичного региона, тогда как годом ранее топ-100 насчитывал 31 вуз из Москвы и Подмосковья, а пять лет назад в сотне лучших их было 30.

"Тот факт, что сегодня московские вузы однозначно побеждают в борьбе за абитуриентов, может еще больше увеличить перекос между Москвой и остальной Россией", - говорится в сообщении RAEX.

Если говорить о платном приеме, то из топ-10 вузов с самой высокой стоимостью платного обучения восемь лидеров расположены в Москве, и лишь два – в Санкт-Петербурге . Что же касается бюджетных мест, то более двух третей выпускников самых конкурентоспособных школ России, располагающихся по всей стране, выбирают для дальнейшего обучения в России именно топовые московские вузы.

Отдельно составители рейтинга остановились вопросе конкурентоспособности социально значимых специализированных вузов – медицинских, педагогических, сельскохозяйственных. Наилучшие успехи из демонстрируют медицинские вузы, тогда как по другим перечисленным направлениям вырисовывается довольно пессимистичная картина. Так, в топ-100 рейтинга RAEX в 2018 году вошли всего три педагогических вуза и лишь два аграрных. При этом в топ-100 вошли сразу 13 медицинских вузов, тогда как пять лет назад в сотне лучших их насчитывалось 11. 

По данным автором исследования, педагогические и аграрные вузы, имеющие высокую социальную значимость, сегодня намного менее конкурентоспособны, чем медицинские университеты. Рейтинги RAEX фиксируют откровенно низкий уровень финансирования ведущих педагогических и аграрных вузов: на одного студента педагогических вузов приходится в два раза меньше средств, чем в среднем в вузах из топ-100 рейтинга (143,9 тыс. рублей против 315,5 тыс.), аналогичный показатель по аграрным вузам также невысок – 186 тыс. рублей. Похожая ситуация с кадровой обеспеченностью: в педагогических и аграрных вузах на 100 студентов приходится в среднем всего пять преподавателей (тогда как в технических вузах это соотношение составляет 6,1, а в вузах из топ-30 рейтинга – 9,1). Не добавляют оптимизма и сведения о доходах выпускников педагогических и аграрных вузов. Согласно данным мониторинга трудоустройства выпускников Минобрнауки РФ, средний доход у окончивших Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена на 14% ниже среднего заработка выпускников других вузов Санкт-Петербурга из рейтинга RAEX. На столько же доход выпускников Московского педагогического государственного университета ниже, чем по столичным вузам из рейтинга RAEX. Зарплаты в сфере сельского хозяйства еще менее привлекательны: доход выпускников Тимирязевки составил 38,2 тыс. рублей, что на четверть меньше среднемосковского показателя (50,6 тыс. рублей); Ставропольский ГАУ, в свою очередь, по данному индикатору и вовсе в числе аутсайдеров рейтинга (доход выпускников 21,1 тыс. рублей). 

"На этом фоне неудивительно, что сильные абитуриенты нечасто выбирают педагогические направления (исключение составляют те, кто считает педагогику своим призванием), а тех, кто решает связать свою жизнь с сельским хозяйством, еще меньше. Ситуация с подготовкой учителей и агрономов свидетельствует о рисках с точки зрения развития человеческого капитала в масштабах страны", - подытожили авторы исследования. 

По информации raexpert.ru
Фото Марии Дмитриевой из архива "УГ"

13 июня 2018, 18:15
На все нужно время, думаю подтянутся в ближайшие годы.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.