Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Каким образом вашей школы коснулась цифровизация?

Результаты

Текущий номер

Горечь победы

Откровенный разговор о жизни после конкурса

номер 03, от 15 января 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№3 от 15 января 2019 года

p"Словечко "троллить" прочно вошло в наш обиход. Утверждают, что оно от способа рыбалки, когда удильщик подергивает приманку. Однако не следует сбрасывать со счетов скандинавское troll – "очарование", "колдовство". Ведь желание осмеять, разыграть, а то и оскорбить, и даже усыпить бдительность, обмануть собеседника с помощью речевой эквилибристики, которую часто даже без особой натяжки можно приравнять к словесному колдовству, причем сделать это на миру, прилюдно, весьма показательно для нынешнего телеэкранного и компьютерного общения…" Любопытное наблюдение? Целое множество таких наблюдений привез из своей очередной экспедиции Владимир Супруненко. И он вновь охотно делится ими на страницах газеты.

pНынешних детей ученые называют так: "дети со спецификой социализации". Более 70% из них не умеют, а иногда и не хотят контролировать свои эмоции, их мировоззрение похоже на лоскутное одеяло, а логическое мышление западает. Инструментарий, которым владели педагоги, работавшие с детьми 20 лет назад, для нынешнего поколения не подходит… Что же делать? Решение искали участники сразу двух профессиональных конференций в Санкт-Петербурге. Выводы внимательно фиксировала Наталья Алексютина.

pПо данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Минздрава России, среди первоклассников абсолютно здоровыми могут считаться лишь 4,3%, а 60% старшеклассников уже страдают хроническими болезнями. В их числе – нарушения работы сердечно-сосудистой, нервной, костно-мышечной систем, органов дыхания и зрения… Начнет ли ситуация меняться к лучшему с принятием закона "О школьной медицине"? Пока проект важного для всего общества документа завис на этапе согласований. О причинах и следствиях этого промедления – в материале Глеба Платошкина.

29 мая 2018 года в 19:23

В Карелии оптимизируют очередную сельскую школу

Мария Голубева
Ассоциация сельских школ Республики Карелия сообщила об очередной оптимизации в регионе. На этот раз речь идет о малокомплектной сельской школе деревни Усть-Река Пудожского района республики. Согласно официальным формулировкам, причина заключается в "низком качестве образования" и "образовательной неэффективности".

31 ребенок, 8 педагогов, не все из которых работают на полную ставку, 4 воспитателя и 15 человек технического персонала - стольких людей коснется оптимизация.

Реорганизация школы в Усть-Реке предполагает ее присоединение к образовательному учреждению поселка Кривцы, что находится в полусотне километрах, куда будет организован подвоз учеников 5-9 классов. В Кривцах трудоустроят трех учителей деревенской школы, еще двух оставят на одну ставку в начальных классах. 

Как показывает опыт не только Карелии, но и других регионов РФ, филиализация школ в сельской местности приводит в конечном счете к закрытию школ, уходу образования из деревни, а в перспективе - к ухудшению и без того сложной социокультурной ситуации на селе. Школа в Усть-Реке - это некогда многочисленная школа, где учились дети работников леспромхоза. Здесь есть отдельное здание спортзала, помещение для столовой и даже собственный детсад. 

По мнению общественности, дело в очередной раз не в проблеме, связанной с качеством образования, а в экономии на содержании здания одной из старейших школ Карелии, зарплатах педагогам, и, по сути, на детях.

Вызывают вопросы причины реорганизации - "низкое качество образования" и "образовательная неэффективность". Например, в феврале в Усть-Реке прошел межшкольный научно-практический педагогический семинар "Инновационная деятельность сельской малокомплектной образовательной организации: образовательные технологии в разновозрастной группе". На нем обсуждались плюсы и минусы объединения дошкольников и школьников в учебной и во внеурочной деятельности. В ходе встречи анализировались занятия, оценивалась эффективность новых образовательных технологий. На семинаре подводились итоги пятилетнего сотрудничества школы и Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ), намечалась дальнейшая совместная инновационная работа.

Ситуацию, сложившуюся в Усть-Реке, комментирует Зинаида Ефлова, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ, исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия.

- Школа в Усть-Реке – одна из тех, что по праву можно отнести к успешным образовательным организациям, которая получает образовательные результаты, несмотря на сложнейшую социально-экономическую ситуацию депрессивной сельской территории, - уверена она. - В феврале педагоги Усть-Реки поговаривали о возможности реорганизации школы путём присоединения. Однако слухи об этом ходили уже 5-8 лет назад. Возможно, поэтому тогда учительницы не задумывались об их состоятельности и о последствиях для детей, для себя, для деревень и посёлка, откуда в школу приходят и приезжают ученики. В мае начались реорганизационные процессы. Один из "аргументов" – "низкое качество образования", "образовательная неэффективность". Обидно слышать такое учителям, которые беззаветно отдают себя работе, постоянно учатся и совершенствуются, делают невозможное для развития и становления местных ребятишек!

Как рассказали жители Пудожского района, ситуация накалилась в мае, после того как состоялись три сельских схода, на которых было объявлено по факту о присоединении школы деревни Усть-Река к более крупной средней школе поселка Кривцы, то есть о филиализации. Сообщается также, что обсудить сельским жителям предлагалось только вопрос о подвозе детей. Вопрос о том, согласны ли они, чтобы школа стала филиалом учебного заведения в Кривцах, не обсуждался вовсе.

Однако Зинаида Ефлова указывает на закон "Об образовании в РФ", согласно которому "принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения" (ст. 22, п. 12). Кроме того, приниматься оно должно "на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения" (ст. 22, п. 11). В данном случае сельским жителям преподнесли готовое решение о реорганизации, а с заключением комиссии их не знакомили. Возникают вопросы: была ли создана комиссия, включены ли в её состав местные жители и педагоги и какова обоснованность её заключения? 

Вопрос подвоза детей, по словам эксперта, решается уже тогда, когда изменился статус школы, и не сельским сходом, а новой образовательной организацией.

- Сельским педагогам и жителям нужно знать и уметь пользоваться законодательной базой образования, необходимо предвидеть, понимать и уметь объяснять и аргументировать последствия и в верхах, и в низах, - отмечает Зинаида Ефлова. 

Директор и педагогический коллектив обратились открытым письмом в Ассоциацию сельских школ Республики Карелия (имеется в распоряжении редакции). В нем они, в частности, перечислили аргументы в защиту школы.

Так, педагоги сообщают, что средний балл качества знаний по школе по всем предметам - 62%. Кроме того, являясь членами ассоциации малокомплектных и малочисленных школ Карелии, учителя "давно и успешно практикуют работу в совмещенных классах разного типа,... делятся опытом с коллегами, постоянно участвуют в конкурсах региональных и муниципальных". Работа школы по патриотическому воспитанию отмечена Советом ветеранов Пудожского района, по экологическому воспитанию – фондом Кима Андреева. Все восемь педагогов имеют грамоты главы Администрации Пудожского района и Министерства образования Республики Карелия за многолетний труд.

Учителя также посчитали, сколько средств можно сэкономить на оптимизации их школы - получилось порядка трех миллионов рублей. 

"Остаётся надеяться, что пудожские власти разглядят, что экономический эффект от такой реорганизации мизерный, а вот социальный..., - полагает Зинаида Ефлова. - Здесь необходимы целесообразные решения и недопустимы поспешные шаги".

Лаборатория теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ, в свою очередь, направила письмо районному руководству (имеется в распоряжении редакции), в котором предлагает следующее:

"1. Сохранить школе деревни Усть-Река статус юридического лица, обязав педагогический коллектив провести внутреннюю реорганизацию и оптимизацию кадровых, материально-технических ресурсов школы.

2. Привлечь к разработке и реализации внутренней реорганизации и оптимизации местную власть и сельское сообщество поселения, управление и ресурсы системы образования Пудожского муниципального района, Петрозаводского государственного университета, других заинтересованных организаций.

3. Не допустить подвоз детей и подростков, ставящий под угрозу их физическое и психическое здоровье".

Копии открытых писем сельских педагогов и специалистов университета направлены также в региональные СМИ, Комитет по образованию Законодательного собрания РК, в Министерство образования РК, а также уполномоченному по правам ребёнка в Карелии. "Учительская газета" следит за ситуацией.

Оптимизационные процессы происходят и в других бюджетных учреждениях региона. Так, республиканскую детскую библиотеку присоединяют ко "взрослой", Национальной. Несколько месяцев назад городские власти попытались отменить льготы для тех, кто питался бесплатно. Сейчас в столице Карелии проходит оптимизация в детских садах города. Подобная политика в отношении детства не укладывается в концепцию стартовавшего в 2018 году Десятилетия детства. 

Фото автора и Ассоциации сельских школ Карелии 

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.