Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Какие характеристики являются определяющим для вашей образовательной организации при закупке материалов для детского творчества?

Результаты

Текущий номер

Тридцать лет спустя

Как рождалась и воплощалась идея конкурса «Учитель года»

номер 38, от 17 сентября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№38 от 17 сентября 2019 года

pЕще неделя, и в Грозном начнется финал Всероссийского конкурса "Учитель года России" - 2019. Масштаб мероприятий ожидается грандиозный, ведь конкурс отмечает в этом году свое тридцатилетие. О том, как рождалась и воплощалась в жизнь идея главного педагогического состязания страны, - в статье первого заместителя главного редактора "Учительской газеты" Ирины Димовой.

pКонкурс - это площадка качественного профессионального общения, новый творческий старт, шанс вновь поверить в свои силы, возможность найти друзей на всю жизнь... У "Учителя года России" множество смыслов. Именно о них размышляют учителя года разных лет в специальной рубрике "Конкурс в моей судьбе".

12 марта 2018 года в 15:16

В Нижнем Новгороде прошел семинар, посвященный проблеме избыточной отчетности учителей

Вера Кострова
11 марта в Нижнем Новгороде состоялся семинар, посвящённый одной из самых насущных проблем педагогов - избыточной отчетности. Мероприятие организовало нижегородское областное отделение независимого профсоюза "Учитель".

В конференц-зале "Маринс-отеля" собрались учителя из Нижнего Новгорода, Дзержинска и Павлова, а также студенты, планирующие в будущем работать в сфере образования. Ведущими семинара были члены Совета независимого профсоюза "Учитель" Всеволод Луховицкий и Андрей Рудой, а также оргсекретарь профсоюза Ольга Мирясова.

Во многих учреждениях региона всё ещё используют и бумажный, и электронный журналы одновременно, вследствие чего учителя тратят массу времени на бессмысленную двойную документацию, не зная, как перейти лишь на один электронный вариант отчетности.  

По словам Андрея Рудого, педагогические коллективы могут ускорить переход школ сугубо на электронный журнал, если примут необходимые локальные нормативные акты.

Всеволод Луховицкий обозначил список закреплённой в законах обязательной отчётности учителей. По сути, к ней относятся лишь рабочие программы (которые педагоги могут выполнять в произвольной форме, учитывая только три обязательных пункта), журналы, тетради учащихся и, в случае с классным руководством, планы воспитательных работ. 

При обсуждении способов избавления от избыточной отчётности ведущие и участники семинара отметили, что единого пути здесь нет. Можно добиваться того, чтобы за каждую заполненную бумагу учителям выдавали дополнительные средства или отгулы. Можно вносить в локальные акты поправки, регламентирующие отчётность. А можно просто отказываться от незаконных видов работ. Но при этом решающим фактором будет коллективное действие и сознательность учителей.

Но возможно даже индивидуальное избавление от дополнительных нагрузок. Так, член профсоюза "Учитель" из Павлова Дмитрий Казаков поделился собственным опытом избавления от избыточной документации: "Руководство школы не нагружает меня отчётами, зная о моей юридической грамотности и членстве в независимом профсоюзе". Так что это тоже путь.

В конце мероприятия участники семинара составили список пожеланий для регионального проекта по сокращению избыточной отчётности.

Проект "Выработка и популяризация путей решения проблемы излишней отчётности педагогов в сфере школьного образования" реализуется профсоюзом "Учитель", начиная с декабря 2017 года. Нижегородская область выступает в качестве пилотного региона. Планируется, что полученный опыт будет использован в других регионах. Проект организован с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Фото Марии Голубевой из архива "УГ"

12 марта 2018, 22:49
Российские школы «задыхаются» от многочисленных отчетов. Российская система образования – самая забюрократизированная в мире. К такому выводу пришли авторы международного исследования систем преподавания и обучения TALIS. В России партнерами ОЭСР по проведению TALIS являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования», Институт образования НИУ ВШЭ.
В ходе исследования выяснилось, что в среднем у российских учителей уходит 15 часов в неделю на заполнение планов и отчетов, как правило, излишних. Это фактически два рабочих дня в неделю в 8 часовом варианте фактически отнимается у педагогов от выполнения реально полезной работы. Такая дополнительная нагрузка на учителей из года в год растет. И, по мнению педагогов, этот год не исключение. Многие считают, что отчетная нагрузка возросла.
Следует отметить, что по снижению отчетности рядовых педагогов начали приниматься определенные меры, но надолго ли? Остается огромный вал всевозможных отчетов, который продолжает обрушиваться на образовательные учреждения и органы управления образованием. Например, в Суземском районе Брянской области подсчет показал 3 тысячи запросов от разных инстанций, которые пришли в образовательные учреждения за год, а в Дубровском районе -10 тысяч запросов. Учитывая сокращения штатов, в том числе АУП (административно-управленского персонала) и УВП (учебно-вспомогательного персонала), без помощи педагогов многие из них не выполнить. Поэтому, проблему избыточной отчетности надо решать в комплексе.
На это Бежицкая РО профсоюза обратила внимание в своем обращении к директору Департамента образования и науки Брянской области Оборотову В.Н еще в 2017 году.
Приводим дословно часть этого обращения –«В связи с тем, что проблема отчетности по- прежнему является очень острой и актуальной, Бежицкая РО профсоюза просит Департамент образования и науки Брянской области принять следующие меры:
1. Упорядочить взаимодействие с органами управления образования муниципальных организаций по получению информации о деятельности образовательных организаций. Обратить особое внимание на максимальное исключение педагогов в отчетной деятельности образовательных организаций.
2. Разработать Типовой перечень информации и отчетов, к исполнению которых привлекаются педагоги, чтобы имели возможность отказываться от сбора данных, не связанных с их учебной или воспитательной деятельностью.
3. При межведомственном взаимодействии с органами власти различного уровня о получении информации о деятельности образовательных организаций предупреждать о решении Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 года о поручении Президента Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчётов, ответов на информационные запросы».
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.