Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Как вы считаете, в какой зависимости находится качество работы учителя от его заработной платы?

Результаты

Текущий номер

Сельская школа: интернат, Интернет, автобус?

Как сделать качественное образование доступным для сельских школьников

номер 17, от 24 апреля 2018

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№17 от 24 апреля 2018 года

pПредлагать выпускнику писать о фальши и лицемерии на итоговом сочинении и в «сочинительной части» ЕГЭ по русскому языку не стоит. В том числе, потому, что эта задача может оказаться морально сложной: по мнению Льва Айзермана, сегодня сами эти процедуры "сплошь и рядом учат фальши".

pКак бы ты ни был талантлив и даже гениален, важнее не первенство и соперничество, а сотрудничество и постоянный рост – эта идея лежит в основе ежегодного пермского педагогического форума "Все звезды в гости к нам". О вечных ценностях и вдохновляющих открытиях этого года – в специальном репортаже Ирины Димовой.

pОтойти от борьбы, забыть ожесточение, нести другим мир и отдохновение – этим благотворным навыкам стоит поучиться… у деревьев. Какие еще уроки таит окружающая нас природная среда? Своими находками делится путешественник Владимир Супруненко.

15 декабря 2017 года в 14:26

Участники конкурса "Успешная школа" рассказали о своем видении ученика и учителя будущего

Мария Дмитриева
Сегодня состоялось второе испытание очного тура Всероссийского конкурса "Успешная школа"-2017. Оно проходило в формате круглого стола на тему "Навыки XXI века: школа будущего формируется сегодня". В нем приняли участие лидеры команд - участниц состязания.

​В роли модераторов круглого стола выступили главный редактор "Учительской газеты" Петр Положевец и редактор сайта "Учительской газеты" Анна Данилина. 

Открывая дискуссию, Петр Григорьевич предложил участникам перечислить, какими навыками, на их взгляд, должен будет обладать ученик школы будущего. Ответы прозвучали разные, в числе качеств школьников нового поколения назывались умение приспосабливаться к ситуации, профессиональная и территориальная мобильность, экологическое мышление, предпринимательские навыки, креативность, самоорганизация и конкурентоспособность. 

Представитель Ремонтненской гимназии №1 (Ростовская область) отметил, что ребята должны обладать чувством "хорошей наглости" - то есть быть конкурентоспособными. По мнению представителя петербургской школы №35, обладатель всех перечисленных навыков должен еще быть эмоционально устойчивым человеком.

Но наиболее часто участники называли компетенции, связанные с информационным полем: медиаграмотность, умение ориентироваться в мире информации и анализировать эту информацию. Комментируя ответы, Петр Положевец, будучи национальным координатором международного исследования качества граждановедческого образования ICCS-2016, напомнил о результатах российских школьников, уровень доверия которых к СМИ снизился сильнее всего. 

На вопрос, необходимо ли оформить указанные навыки в рамках стандартов, педагоги отвечали по-разному. По мнению одних, все уже прописано в существующих ФГОС. Другие же отмечают, что зачастую стандарты вызывают недоверие педагогов.

Логически вытекающий из предыдущих вопрос: а отвечают ли учителя требованиям для того, чтобы подготовить учеников школы будущего? Представитель школы №1 ст. Динская Краснодарского края констатировала, что, к сожалению, на сегодняшний день не все учителя обладают не только достаточными методическими компетенциями, но и предметными. Так или иначе, все согласились с тем, что педагогам, чтобы стать учителями будущего, необходимо развиваться. 

Какими же качествами должен, в результате, обладать педагог будущего, и нужно ли их закрепить в соответствующем стандарте? 
Неоднократно было сказано, что такой педагог должен обладать творческим подходом к образованию, быть интересной личностью, не зарабатывая при этом дешевую популярность школьников. Было такжн отмечено, что излишняя стандартизация означает контроль и может загубить то твоческое профессиональное начало, о котором говорили ранее.

Но кто должен учить учителя? По этому поводу также прозвучали разные мнения. Например, Светлана Соколова из Владивостока рассказала, что в ее школе педагоги не слишком доверяют институтам повышения квалификации, а образовывать предпочитают, посещая уроки и семинары коллег из российских школ, то есть "учатся друг у друга". По мнению Ирины Гонышевой, руководителя школы села Черноречье Оренбургской области, системе подготовки учителей нужны изменения, но в итоге оптимально, чтобы каждый педагог выбирал собственную траекторию профессионального развития. Прозвучали мнения и о том, что примером для учителя должен стать директор школы, которому также необходимо постоянно развиваться. Еще один способ развития для преподавателя - это самообразование, в том числе и посредством интернет-ресурсов. Школьные управленцы отметили важность участия в профессиональных конкурсах, таких как "Директор школы", "Учитель года России" и, кстати, "Успешная школа". Отметим, что на систему институтов повышения квалификации участники "Успешной школы" уповают мало. 

Кроме того, участники отметили, что существуют проблемы в вузовском обучении будущих педагогов. Одним из вариантов решения мог бы стать институт наставничества, в рамках которого опытные учителя помогали бы молодым. Но, что важно, на это должно быть отведено отдельное время, что при нынешней нагрузки на учителя кажется маловероятным.

Еще одна интересная идея - организовать аналог ординатуры только для молодых педагогов, которые бы практиковались 1-2 года за счет бюджета.
Представитель Самарской области сказал, что администрация школы должна давать учителю возможность развиваться. При этом, он отметил необходимость учиться не только в рамках педагогического процесса, но и в других областях, а затем использовать почерпнутые знания в своей работе.

Один из ключевых вопросов: как участники представляют себе школу будущего? По словам представителя школы Иннополиса, в школе будущего каждый ученик должен иметь возможность для раскрытия своего внутреннего потенциала, возможностей. По мнению педагога из  Самарской области, школа будущего должна выйти за пределы одного здания. Представитель Воткинского лицея (Удмуртия) сказала о школе выбора, индивидуализации. Ростовчанин обратил внимание на материальную базу такой образовательной организации. По его словам, чтобы учить учеников будущего, у школы должны быть гарантии достаточного государственного финансирования. Упомянули участники и возможность отказаться от классно-урочной системы в будущем.

Кроме того, в ходе обсуждения, представители регионов рассказывали об опыте зарубежных коллег, с которым им довелось знакомиться воочию или заочно. Особо выделяли финскую систему образования и даже вспомнили о Хогвартсе.

В завершение резюмируем: круглый стол получился очень интересным, и дискуссия позволила увидеть, чего ждут учителя, какими они видят себя и своих учеников в школе будущего. Удастся ли этого достигнуть? Вполне возможно, если, как отметил в самом начале Петр Положевец, голос педагогического сообщества будет звучать чаще и громче.

Напомним, сейчас в Москве, на базе школы №1520, проходит Всероссийский конкурс "Успешная школа"-2017. Сегодня состоялись заключительные испытания, а в 15.45 начнется торжественная церемония и объявление победителей и лауреатов конкурса. Смотрите закрытие в прямом эфире на нашем сайте!

"Успешная школа" - это уникальный конкурсный проект "Учительской газеты". В этом году он проходит во второй раз и проводится при участии Комитета Совета Федерации ФС РФ по науке, образованию и культуре, Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, а также Агентства стратегических инициатив.

Фото Вадима Мелешко

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.