Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Как вы считаете, изменилась ли система школьного образования за последние 5 лет в лучшую сторону?

Результаты

Текущий номер

На одной волне

На уроке важно настроение ребят, считает Максим Янке

номер 46, от 13 ноября 2018

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№47 от 20 ноября 2018 года

p"У него демократический стиль общения. Он никогда жизни не кричал ни на одного ребенка. В прошлом году впервые взял восьмой класс, самый тяжелый переходный возраст. Двое пацанов подрались прямо на уроке. Попросил обоих выйти с ним в коридор. Сказал, чтобы успокоились и что проблему будем обсуждать после уроков – сейчас надо вернуться в класс, остальные ни в чем не виноваты…". Именно так разрешил школьный конфликт Алихан Динаев, победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России" - 2018. Именно о нем написал главный редактор "Учительской газеты" Петр Положевец. Следите за нашими материалами – мы начинаем серию очерков о конкурсантах этого года!

pВсегда интересно наблюдать, как растут и приобретают внешние и внутренние контуры новые жилые микрорайоны. Но этот рисунок не будет законченным, если в него не впишутся образовательные организации… Здание школы № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга еще только поднималось ввысь, а ее директор Елена Дерипаска уже продумывала программу развития. О том, как удалось создать школу, где свои возможности может реализовать каждый ребенок – в интервью директора.

p"В школе какого-то особого давления мы на себе не замечали… Более того, музыкой я начал заниматься именно в школе. Делать это нам не запрещалось. Директор 680-й тушинской школы – наша любимая Марья Васильевна Лазарева – не то чтобы поощряла наши музыкальные упражнения, но, когда мы приходили к ней с каким-то творческо-деловым предложением, она выслушивала и высказывала свое мнение. А потом – раз, и откуда-то появлялась аппаратура. Если вдруг был занят актовый зал, она нам говорила: "А вы порепетируйте у меня в кабинете". И мы очень часто так и делали! Представь себе: барабаны, бас-гитара и орган в кабинете. Ты сейчас, когда все можно, поди найди такого директора", - из интервью рок-музыканта, поэта и композитора Сергея Галанина.

29 ноября 2017 года в 17:43

Во Фрайбурге прошла конференция, посвященная популяризации русского языка и литературы за рубежом

Марина Амелина
21-22 ноября 2017 г. во Фрайбургском университете им. Альберта Людвига (г. Фрайбург, Германия) прошла международная научно-практическая конференция "Русский язык, литература и история России в кросс-культурном пространстве". Организатором мероприятия выступил Российский государственный гуманитарный университет при поддержке гранта Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы "Русский язык".

​Доклады профессоров из РГГУ были посвящены актуальным проблемам и вопросам русского языка, литературы и культуры России. С лекцией "Революции 1917 г., Первая мировая и Гражданская войны: осмысление в новейшей русской литературе" выступил Владимир Леонтьевич Шуников, директор Института дополнительного образования РГГУ. Лекция была посвящена осмыслению в новейшей литературе событий Октябрьского переворота 1917 г., Гражданской войны, сопряженных с этим культурных процессов, мировоззренческой ломки. Обсуждалось как серьезное (А. Проханов), так и гротескно-смеховое (Ю. Алешковский, В. Сорокин) воплощение в современных текстах образов политических лидеров той эпохи, исторических событий, атмосферы крушения "старого мира". Было рассмотрено восприятие революции героями разных поколений, политических взглядов (в произведениях З. Прилепина, С. Шаргунова, Б. Васильева). Особый акцент был сделан на текстах, так или иначе актуализирующих идею революции в современности (В. Пелевин, Э. Лимонов и др.).

Юрий Викторович Доманский, профессор кафедры теоретической и исторической поэтики Историко-филологического факультета РГГУ, выступил с лекцией "Вишнёвый сад" Чехова – комедия?". Для рассмотрения был выбран самый, пожалуй, известный пример русской драматургии в мире – пьеса Чехова "Вишнёвый сад". Задача лекции заключалась в рассмотрении одной из "главных" пьес в русской литературе, в попытке за её кажущейся несценичностью увидеть оптимальный материал для театра. Однако аспект рассмотрения данного текста был выбран принципиально сложный – соотнести представления о жанре комедии и особенности комедии в понимании Чехова. Был обсужден вопрос, насколько относительно традиции правомерна та жанровая номинация, что была предложена автором для своей пьесы. Основой для обсуждения стали, во-первых, традиция существования драматургического жанра комедии в мировой и русской литературе, во-вторых, сам текст "Вишнёвого сада" – специфика организации паратекста, мизансцен, создания драматургических персонажей.

Александр Чедович Пиперски, доцент учебно-научного центра компьютерной лингвистики, ведущий научный сотрудник лаборатории социолингвистики Российского государственного гуманитарного университета, выступил с лекцией "Вариативность ударения в русском языке". Основная проблема, рассмотренная в лекции, состояла в том, что система русского ударения славится своей сложностью, которая усиливается ещё и тем, что одно и то же слово часто может иметь несколько вариантов ударения: о́бнял и обня́л, творо́г и тво́рог, звони́т и зво́нит. Эти варианты могут различаться стилистически, регионально, по возрасту говорящих и т. п. Более того, часто бывает так, что даже в речи одного говорящего встречаются разные варианты ударения в одном и том же слове. На лекции речь шла о том, как исследовать такую вариативность с помощью лингвистических корпусов и экспериментов.

Светлана Маратовна Евграфова, профессор кафедры русского языка Российского государственного гуманитарного университета, выступила с лекцией "Слова, вещи и понятия в 21 веке". Отмечалось, что современная цивилизация существенно изменила процесс освоения значений слова. Если раньше конкретная лексика осваивалась в бытовых ситуациях и потому была наполнена чувственными ассоциациями, а абстрактная лексика постигалась через тексты, то сейчас ребенок с детства окружен огромным количеством звучащей речи, не подкрепленной никакими чувственными ассоциациями (телевидение, радио, кино). В результате значения многих слов оказываются обедненными и искаженными по сравнению с лексической нормой. Это отрицательно сказывается на восприятии устной речи и тем более на умении критически анализировать текст. Своеобразие индивидуальной языковой системы, которое раньше было заметно только на ранних этапах онтогенеза, сейчас проявляется у взрослых.

С лекцией "Электронная деловая переписка: норма и узус" выступила Елена Петровна Буторина, доцент кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ. Елена Петровна отметила, что при обучении русскому языку как иностранному принято считать, что речевые произведения в электронной деловой коммуникации в целом подчиняются кодифицированным требованиям к структуре, лексическому наполнению и оформлению делового письма, действующим для текстов на бумажных носителях. Изучение реальных текстов позволяет наблюдать очень значительные отличия узуса от декларируемой и эксплицированной нормы. Под воздействием меняющихся условий коммуникации текст электронного делового сообщения подвергается заметной трансформации. Можно говорить о статистически значимых изменениях в его лексике, грамматических конструкциях, структуре, этикетных формулах. Представляется, что выявленные изменения необходимо в той или иной мере учитывать при формировании коммуникативной компетенции студентов, изучающих русский язык как иностранный.

Григорий Ефимович Крейдлин, профессор кафедры русского языка Российского государственного гуманитарного университета, выступил с лекцией "Русский язык и русский язык тела в их взаимодействии внутри России и за её пределами: норма и вариации". Было отмечено, что плодотворность расшифровки социальных и культурных невербальных знаковых кодов в их соотношении с естественными языками сегодня едва ли вызывают у кого-то сомнения. Общие механизмы и правила невербального взаимодействия, интерактивная практика людей тесно связаны с современными социальными реалиями и потребностями общения. Семантические области, в которых существуют и проявляют себя различные телесные знаки - жесты рук, ног, плеч и головы, позы, мимика, взгляды, знаковые телодвижения и комплексные формы – манеры, в значительной мере также являются социально и культурно обусловленными. Реконструкция коммуникативного и лингвистически богатого русского телесного слоя приводит к неожиданным и нетривиальным результатам. Норма и вариативность невербальных знаков у русского народа, живущего в метрополии и в диаспоре, насколько мне известно, ранее систематически не изучалась. В ходе лекции были рассмотрены (в сопоставительном ключе с нормативными) некоторые невербальные знаки и модели коммуникативного поведения, свойственные русским диаспорам Казахстана, Киргизии, США, Финляндии.

В конференции приняло участие более 200 человек. Видеозаписи выступлений доступны на официальной странице мероприятия в сети Facebook.

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.