Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Как вы думаете, в каком возрасте следует начинать профориентацию учеников?

Результаты

Текущий номер

Максима Максима

Когда математика - легкий предмет

номер 32, от 11 августа 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№33 от 18 августа 2020 года

pАкадемик РАО, директор столичной школы №109 Евгений Ямбург со страниц "Учительской газеты" выступил с августовскими тезисами, обобщив предварительные итоги своих наблюдений. "Когда я слышу утверждение о безнадежной архаике урока, место которого должна занять проектная деятельность учащихся, то напоминаю безоглядным модернистам образования о том, что колесо древнее урока, но ни одна современная машина без него не обходится. Разумеется, урок сегодня должен быть дополнен проектной деятельностью, индивидуальной работой в чатах и другими формами трансляции знаний", – убежден он.

pНа днях стало известно о госпитализации классика детской литературы Владислава Крапивина, он перенес операцию. "Учительская газета" (а с нами, мы уверены, и все читатели) от всей души желает Владиславу Петровичу скорейшего и благополучного восстановления! В ближайшем номере выйдет большое интервью с писателем, за плечами которого – 30 томов собрания сочинений, 200 изданий книг на разных языках мира и почти 60 лет творческой деятельности. Он рассказал о своих новых работах, восприятии современности и литературных планах.

pШкола – это место, в котором происходит вторжение в частную жизнь и детей, и родителей, и педагогов. Иногда это необходимо для защиты интересов детей. Иногда это необоснованное, незаконное и грубое нарушение права на неприкосновенность частной жизни. Как не превысить свои полномочия, пытаясь сделать "как лучше"? Как вести себя, если стало известно об угрозе благополучию ребенка в семье? Рассказывает педагог-психолог Кирилл Карпенко.

pС депрессией сталкиваются большинство мам детей с ограниченными возможностями здоровья. Как преодолеть ее и поверить в себя и окружающих? Как не опустить руки и действовать несмотря ни на что? Своим опытом делится Наталья Никулина, мама ребенка с расстройством аутистического спектра, руководитель творческой студии для особых детей и родителей "Творим вместе" (г. Петрозаводск).

4 ноября 2017 года в 19:28

Участники Ассоциации сельских школ Республики Карелия обсудили законодательную инициативу

Мария Голубева
Предложение инициировать поправку, позволяющую увольнять директора школы только с согласия коллектива, прозвучало на педагогической конференции в ПетрГУ. Повод для встречи был связан с датой. Десять лет назад на кафедре теории и методики общего и профессионального образования Института педагогики и психологии ПетрГУ была создана лаборатория теории и практики развития сельской школы, а в 2012 по инициативе лаборатории и школ, её инновационных площадок, была создана Ассоциация сельских школ РК. Несмотря на праздничную обстановку, директора сельских школ, педагоги, представители университетской науки не уклонились от обсуждения проблем сельской школы.

Проблемы сельской школы, о которой не устают говорить люди, посвященные в специфику темы, прежние - из-за оптимизации и реорганизации школы закрываются, из средних превращаются в основные и начальные. Тема для Карелии более чем актуальная, поскольку в республике идет процесс сокращения количества сельских детей и, как следствие, сельских школ. Многие сельские школы становятся малочисленными, малокомплектными. Так, в перечне МО РК на начало 2017 года их 48, а фактически же малокомплектных гораздо больше.

В фокусе внимания Ассоциации не только сугубо школьные проблемы, здесь мыслят шире, понимая, что наличие и развитие школы в сельском поселении - это способ сохранить на карте страны поселок или деревню, вдохнуть в нее в жизнь. В этом году, например, Татьяна Танцева, председатель Совета Ассоциации сельских школ РК, пригласила на конференцию юриста Елену Пальцеву, поскольку в республике участились случаи необоснованного увольнения директоров, в том числе сельских школ. Юрист Елена Пальцева защищает в суде бывшего директора лицея №13 Галину Васильеву, которая в июне 2017 года без объяснения причин была уволена главой администрации Петрозаводска. 

- Норма, по которой работодатель может уволить работника-директора без объяснения причин, действует с февраля 2002 года, - рассказала "УГ" Елена Пальцева. - Практически все специалисты по трудовому праву полагают, что увольнение работника, не совершившего виновных действий, недопустимо, даже если он занимает руководящую должность. Но у судей и законодателей на сей счет совсем иная позиция. Предлагаемая поправка носит профильный характер и дает важную гарантию директору образовательного учреждения – гарантию от произвольных действий работодателей (в системе образования это, как правило, мэры) муниципальных образований. Часто эти люди имеют смутное представление об образовании и рассматривают школу как учреждение по предоставлению услуги, оставляя за скобками воспитательную функцию и авторитет директора в коллективе. Если коллектив доверяет директору, это самый важный индикатор его успешной работы. Поправка не позволит уволить директора, перешагнув через мнение коллектива.

Контракты с директорами школ сейчас заключаются на год-два, отмечает региональное издание интернет-журнал "Лицей". Понятно, что они становятся управляемыми, лишаются инициативы, и это не идет на пользу образованию. Поскольку директора школ вряд ли выскажутся открыто в поддержку этой законодательной инициативы, чтобы не гневить своих работодателей, решено провести опрос анонимно. Этим займется Ассоциация сельских школ Карелии, которая объединяет представителей разных районов республики. Предполагается, что к декабрю опрос должен быть завершен. Внести в Госдуму законодательную инициативу по изменению федерального закона может парламент Карелии.

Говоря о работе лаборатории и Ассоциации, ее вдохновитель, Зинаида Ефлова, отметила, что в российском и зарубежном опыте есть примеры создания научно-исследовательских лабораторий.

- Поначалу мы замышляли, что мы будем научно-исследовательской лабораторией, будем заниматься только педагогической наукой, которая касается развития образования в особых условиях и обстоятельствах. У нас не получилось, -  пояснила руководитель лаборатории сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ Зинаида Борисовна. -  Уже через год или два мы поняли, что должны быть комплексной лабораторией, которая, с одной стороны, имеет предмет исследования, с другой - мы оказались в проблемном поле, где без практической работы, направленной на изменение предмета нашего исследования, было не обойтись. Сельская школа нуждается в поддержке, в том числе со стороны науки. Пять лет назад мы поняли, что работа только с опорными инновационными площадками, проведение педагогических экспериментов, диагностических исследований, то есть исключительно научных форм деятельности, недостаточны, что с решением  множества специфических сельских проблем силами только сотрудников лаборатории не справиться. Нужно объединиться, прежде всего, самим сельским школам.

Особое внимание лаборатория и Ассоциация уделяют малочисленной сельской школе, малокомплектной школе, психолого-педагогическому состоянию сельской школы, самочувствию учителя, социально-педагогической миссии и функции сельской школы. "Мы открыли для себя форму научно-педагогической экспедиции. Для нас привычным опытом является проведение онлайн-семинаров, тренинговых  занятий, мастер-классов, у нас разработано две модели сопровождения инновационной деятельности школы - непосредственное сопровождение и кураторство сельской образовательной организации. По каждой модели мы имеем что сказать", - подчеркнула в своем выступлении Зинаида Ефлова. За истекшие годы в работе Ассоциации участвовало 17 школ республики, на данный момент наиболее активное сотрудничество развивается с шестью школами Карелии.

Важность работы лаборатории и Ассоциации понимает и руководство ПетрГУ. Так, проректор по учебной работе ПетрГУ Константин Тарасов отметил, что за те несколько месяцев, что ПетрГУ стал опорным вузом республики, они с коллегами задумались над тем, как же сделать так, чтобы талантливые специалисты, будущие кадры не покидали регион, оставались работать и жить в Карелии. 

- Мы заинтересованы в новых проектах с моногородами, педагогических проектах. В декабре мы будем презентовать опыт работы вуза в Москве и надеемся, что они будут поддержаны, что даст новый толчок развития и для вуза, и для его структурный подразделений, - сказал Константин Геннадьевич, подтверждая, что у лаборатории и ассоциации много интересных идей и проектов, в которых опорный университет заинтересован, поскольку все они направлены на улучшение жизни региона в целом.

Ранее "УГ" рассказывала о межрегиональном мобильном научно-практическом форуме в Карелии, который посетили специалисты из разных регионов России. Тогда участниками события стали  300 человек - ученые, представители власти регионального, муниципального уровней и местного управления; работники науки, образования и культуры, жители городов и поселков, взрослые, молодежь и дети. 

Фото автора

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.