Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Как ведет себя ваша зарплата в этом учебном году?

Результаты

Текущий номер

Когда знание - сила

Вероника Романова на своих уроках творит чудеса

номер 47, от 19 ноября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№47 от 19 ноября 2019 года

pДесятилетие оптимизации медицины признано неудачным. Нужно ли ждать подобных выводов по образованию? Отвечая на этот вопрос, член-корреспондент РАО Игорь Смирнов напоминает о существующих проблемах: обучение в две-три смены, рост числа учителей, работающих на две ставки, отсутствие в целом ряде школ теплых туалетов...

pВ Карелии детей с аутизмом обучили скалолазанию. Следующим этапом работы с ребятами станет апробация включения их во все виды внеурочной деятельности: сферу дополнительного образования, летнего и активного отдыха, досуга и неформального времяпровождения. Об обычной жизни необычных детей рассказывает Наиль Шабиев.

p"Я чуть не заснула, пока читала "Капитанскую дочку", – заявила восьмиклассница. Почему же современным школьникам неинтересно читать классику? Не потому ли, что она далека от их кругозора? Или дело в однобоком понимании книги? Учитель года Ярославской области-2016 Алексей Бутусов делится своим опытом решения проблемы.

pВ Москве методист школы запретила ученикам посещать туалет во время уроков. В Сосновоборске педагоги заставляли ребенка сменить прическу. Учителя периодически допускают столь бессмысленную жестокость по отношению к детям. В чем причина и как с этим бороться? Ответы знает педагог-психолог Кирилл Карпенко.

30 сентября 2017 года в 10:22

II очный тур Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2017 открылся мастер-классами участников

Учительская газета
В Сочи стартовал II очный тур Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2017. Он включает в себя три испытания: "Мастер-класс", "Педагогический совет" и "Образовательный проект". В течение сегодняшнего дня 15 лауреатов, имена которых были объявлены накануне, дают мастер-классы, следить за которыми можно в прямом эфире.

"Я всегда готов учиться, но я не всегда рад, когда меня учат", - сказал Уинстон Черчилль. С этого афоризма начал свой мастер-класс Константин Диянов, учитель истории и обществознания из Омской области, и сразу же вовлек членов жюри в обсуждение темы и проблемы своего мастер-класса. С одной стороны, педагог признает, что такую фразу мог бы адресовать учителю и сам ученик, и тогда на мастер-классе пришлось бы говорить о мотивации, но углубиться в задачи и возможности самого афоризма как первой вводной фразы урока гораздо важнее.

-"Если ты учишь, старайся быть кратким" - это Гораций, - обратился вновь к авторитетам конкурсант и перешел к главному: афоризм - тот самый ключ к уроку, который может сделать его интересным, помогает сразу сформулировать тему и надолго закрепить ее в памяти.

Но есть у афоризма и другие эффекты. Например, если мы рассмотрим высказывание Дональда Трампа "Есть много способов сделать карьеру, но самый верный -  родиться в нужной семье", то сразу же  заметим его провокационный характер. Если начать с него, скажем, разговор о монархической форме правления или о социальных лифтах, то урок может легко превратиться в живую дискуссию. Главное -  соблюдать меру и понимать, есть ли с классом, в котором предполагается использовать на уроке этот прием, достаточный контакт и взаимодействие, чтобы запланированная острота и провокативность была правильно воспринята, а не поставила детей в тупик.

Как отметил член Большого жюри Сергей Кочережко, афоризмы, действительно, хорошее подспорье, в частности, для уроков истории, но существуют и некоторые ограничения: в массовом сознании высказывания и их авторы нередко перемешиваются в произвольном порядке. Этому способствует и бурное развитие интернет-пространства, в котором на проверку достоверности информации не хватает ни времени, ни возможностей, а три перепоста уже делают любое высказывание истиной. Стоит ли говорить о том, как будет выглядеть учитель, который начнет урок с ошибки, понадеявшись и не перепроверив?

"Ньютон - яблоко, Бетховен - глухота, Менделеев - сон..." - продолжать можно бесконечно: ассоциативные ряды и анторопологический метод - конек второго историка "пятнашки" Ильи Демакова из Санкт-Петербурга.

Звучит сложно, но, по сути, это метод, которым мы неосознанно пользуемся каждый день, ведь так устроен человек, что лучше всего он запоминает то, что связано с другим человеком.

Правда, когда дело доходит до педагогической практики, возникает немало трудностей. 

С одной стороны, то, что общеизвестно о той или иной личности, например, как таблица, приснившаяся Менделееву во сне, - это мифологизированная действительность, а строить обучение на мифах или попросту недостоверных сведениях нельзя. Тем более в истории, которая на особенно крутых поворотах событий и без того тонет в интерпретациях и оценках.

Но с другой стороны, нет, пожалуй, ничего более действенного, чем анторопологический метод. Хотите пример? Пожалуйста! Наверняка вы согласитесь с Ильей Демаковым в том, что понятия "честь" и "долг" сложные и неоднозначные. Каждый вкладывает в них так или иначе что-то свое. А что будет если два государственных деятеля одной страны воспримут их диаметрально противоположным образом? Тогда страна распадется на коллаборационистов и силы Сопротивления... именно так историк из Санкт-Петербурга предлагает говорить со школьниками о де Голле и Петене.

Есть в этом методе, как в методе его коллеги из Омской области, и простор для дозволенной и стимулирующей мысль провокации. Можно долго рассуждать о социальных и экономических последствиях денежной реформы Витте, но, если привести в качестве словесной иллюстрации слова Салтыкова-Щедрина о том, что после этой реформы в Европе за рубль вместо твердой валюты начнут давать по морде, можно добиться большего эффекта. Или даже вау-эффекта, который будоражит сознание подростков в различных видах контента, с которыми они ежедневно встречаются в сети. Ну, и, конечно, можно добиться лучшего запоминания учебного материала...

​В ходе конкурсного испытания "Мастер-класс" участник должен продемонстрировать педагогическое мастерство в планировании и анализе эффективности учебных занятий и подходов к обучению, осознать свою деятельность в сравнительном и рефлексивном контексте, осмыслить перспективы собственного профессионального развития и потенциал транслирования методик и технологий преподавания.

Формат конкурсного испытания предполагает публичную индивидуальную демонстрацию способов трансляции на сцене образовательных технологий (методов, эффективных приёмов и др.). На выступление участникам дается до 20 минут, до 5 минут - на вопросы жюри.

Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 10 критериям: актуальность и методическое обоснование, творческий подход и импровизация, исследовательская компетентность и культура, коммуникативная культура, рефлексивная культура, информационная и языковая культура, ценностные ориентиры и воспитательная направленность, метапредметность и межпредметная интеграция, развивающий характер и результативность, проектные подходы.

В прямом эфире продолжаются мастер-классы 15 участников Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2017, которые вышли во второй очный тур состязания. С этого этапа к работе подключилось Большое жюри конкурса под председательством ректора МГУ Виктора Садовничего. В состав Большого жюри, в частности, входят президент Международного центра гуманной педагогики Шалва Амонашвили, заместитель президента Российской академии образования Виктор Басюк, абсолютные победители конкурса "Учитель года России" разных лет, директора ведущих школ и другие авторитетные эксперты в области образования. Кроме того, конкурсантов также оценивают Родительское и Детское жюри.

Напомним, все конкурсные испытания транслируются в прямом эфире. Расписание трансляций опубликовано на официальном сайте состязания.

XXVIII Всероссийский конкурс "Учитель года России" проводится в 2017 году Министерством образования и науки РФ, Общероссийским профсоюзом образования и ЗАО "Издательский дом "Учительская газета". I и II очный тур федерального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" проходят в Сочи. Финальный III тур Всероссийского конкурса "Учитель года России" - 2017 будет проводиться в Москве и по традиции завершится торжественным объявлением абсолютного победителя в День учителя.

Следите за обновлениями на сайте "Учительской газеты" и в наших сообществах в социальных сетях "Вконтакте", Facebook, Twitter, Instagram и "Одноклассники". Поддерживайте своих коллег, родственников, друзей и земляков в комментариях в альбомах - портретных галереях участников, они есть почти во всех соцсетях. Присоединяйтесь!

Официальные хэштеги: #УчительГода #УчительГода2017 и #учительская_газета.


Хроника событий Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2017:

29 сентября 2017: Объявлены имена 15 лауреатов Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2017!

29 сентября 2017: Завершается второе испытание I очного тура Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2017

28 сентября 2017: Участники Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2017 продолжают давать открытые уроки

27 сентября 2017: Участники Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2017 дают открытые уроки

25 сентября 2017: В рамках Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2017 начинаются первые испытания

24 сентября 2017: Организаторы конкурса "Учитель года России" рассказали о том, как складывается дальнейшая профессиональная судьба победителей

24 сентября 2017: Участников конкурса "Учитель года России"-2017 приветствовали Ольга Голодец и Валентина Матвиенко

24 сентября 2017: В Сочи открылся Всероссийский конкурс "Учитель года России"-2017!

24 сентября 2017: Аллея учителей России появилась в Сочи

24 сентября 2017: В Сочи продолжается семинар для жюри Всероссийского конкурса "Учитель года России" - 2017

23 сентября 2017: В Сочи проходит семинар для жюри Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2017

Фото Вадима Мелешко


быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.