Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Сколько времени в день вы уделяете своему ребенку?

Результаты

Текущий номер

Королевство из трех зеркал

Бельгийцы не спешат получить высшее образование

номер 38, от 19 сентября 2017

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№38 от 19 сентября 2017

pКлассный руководитель попросила мам и пап оградить детей от… Интернета. Как? Да просто – взять и запретить! Неужели педагог забыла, что для подростка запрет всё равно, что рекламная вывеска? Мария Голубева – в поисках более рационального решения.

p«Есть темы, которые нельзя предлагать как темы школьных сочинений. Они рассчитаны на выученное, чужое. В них не о чем думать и нет места своему личному взгляду. Но кто же из составляющих тексты для сочинительной части ЕГЭ будет проверять их на себе?» А Лев Айзерман проверил…

pЛомать, как говорится, не строить. Но всегда ли это оправданно? О «цене» провальных стартапов в образовании размышляет Ольга Филимонова.

14 сентября в 10:01

Эксперты обсудили перспективы граждановедческого образования в России

Учительская Газета
В Мособлдуме прошла конференция, посвященная результатам масштабного аналитического исследования системы граждановедческого образования в России. В числе экспертов - зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина, главный редактор "Учительской газеты" Петр Положевец, директор Федерального института оценки качества образования Сергей Пономаренко и т.д. "Учительская газета" вела прямую фото- и текстовую трансляцию с места событий.

​В Москве проходит итоговая научно-практическая конференция по результатам аналитического исследования системы граждановедческого образования в РФ "Граждановедеческое образование в России: вызовы и перспективы". 

10.20

Выступая в ходе конференции, главный редактор "Учительской газеты", национальный координатор ICCS-2016 Петр Положевец отметил, что термин "гражданское образование" активно использовался два десятилетия назад. Теперь его замещает понятие граждановедения.

- Все больше внимания это понятие акцентирует не на освоении теории, а на вовлеченности школьника в жизнь гражданского общества, на создании возможностей для принятия социально значимых решений. Сегодня мы пришли к взаимопониманию о том, что необходимо добиться соотнесения школьных программ с реальностью. Особенно, если это касается граждановедческих дисциплин, - добавил Петр Григорьевич.

Он сообщил, что в конференции принимают участие 50 регионов - команда, проводившая ICCS (Международное сравнительное исследование качества граждановедческого образования) на протяжение многих лет: исследователи и ученые, преподаватели истории и обществознания.

10.30

Сергей Пономаренко, директор Федерального института оценки качества образования, рассказал о результатах сравнительных исследований как индикаторе изменений, реализуемых в системе образования.

Он пояснил, что цикличность ICCS составляет 5,5 лет, а с анализом и интерпретацией - 8-9 лет. Так, в прошлый раз исследование проводилось в 2009 году.

"Россия вовлечена во множество проектов по исследованию качества образования. В том числе и пять международных. Но международные сравнительные исследования - это еще не все. Они не показывают все многообразие особенностей национального образования страны", - отметил выступающий.

10.40.

Сергей Пономаренко привел слова Майкла Тирумана, руководителя Ассоциации педагогов, который однажды сказал: "Сингапур - первый в TIMSS, PIRLS, PISA! Есть ли еще такая страна, которая может продемонстрировать хотя бы близкие результаты". 

- Я бы сказал, что это Россия. Мы не отстаем, - заявил глава института. -  Россия в первой десятке в TIMSS, где проверяются фундаментальные естественно-научные знания. Мы занимаем первые строки в PIRLS.Это говорит о том, что читательская грамотность в нашей стране на высоком уровне. Из последних, порадовавших всех событий: наш рывок в ходе PISA с 38 места на 24-е.

По его словам, вопросы граждановедческого характера отражаются в нашей стране в нескольких предметах, но главным образом в обществознании. "И здесь динамика у нас  положительная - знания повышаются. Об этом говорят и международные исследования, и ЕГЭ. Чтобы утвердиться в этом понимании, мы хотим сделать отдельное исследование. Предполагается, что это будет граждановедческая диагностическая работа в 8-9 классах. Мы планируем ее на 2017-2018 учебный год", - сообщил Сергей Пономаренко.

Он добавил, что в ближайшие годы Россия будет участвовать во многих сравнительных международных исследованиях качества образования. Так, в 2018 году стартует PIAAC, проверяющее читательскую грамотность у взрослых, и PISA. "Татарстан, Москва и Ленинградская область уже изъявили желание участвовать как отдельные регионы, вдохновившись примером Москвы, которая не так давно показала результаты на уровне мировых. На мой взгляд, регионы, которые готовы к такому рывку, по-хорошему амбициозны, ведь для того, чтобы показать высокие результаты на международном уровне, нужно добиться высокого качества образования", - отметил руководитель.

11.05. 
Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, профессор, доктор педагогических наук Любовь Духанина представила выступление "Как воспитать ответственного гражданина, реализуя федеральные государственные образовательные стандарты". 

Она, в частности, отметила: "Анализ современных рамок компетенций и стандартов по всему миру показывает, что такие качества, как личная ответственность и добросовестность, входят в число тех, что обозначены как ключевые, которые должна воспитывать школа". 

При этом, по словам Любови Духаниной, ответственность не должна рассматриваться в логике долженствования. "Надо воспитывать у ребенка умение брать на себя ответственность. Для этого нужно сделать так, чтобы в школе у ребенка была возможность принимать решения и отвечать за из последствия. Однако, если мы подменяем воспитание этих качеств назиданием, даем готовые ответы - как чувствовать себя в той или иной ситуации, когда извиняться и т.д., мы остаемся посторонними в формировании чувства ответственности. Ответственности по учебнику не научишь", - констатировала депутат.

11.20 

Как утверждает Любовь Духанина, большая проблема современных детско-родительских отношений - гиперопека. По ее данным, 40% представителей молодежи живет сегодня с родителями, что накладывает отпечаток на формирование самостоятельности и ответственности.
 
"Сегодня и кидалты, и хикикомори - уже не просто зарубежные термины. Это и наша реальность. Японцы подсчитали, что на хикикомори, то есть на тех, кто полностью выключает себя из жизни, боясь социальных контактов, ежегодно теряют 4,8 миллиарда долларов. Таких затворников в Японии  более полумиллиона, и принимать за них решения и обеспечивать их всю жизнь приходится родителям", - сказала зампред профильного комитета Госдумы, добавив, что молодежь начинает все чаще избегает форм занятости, связанных с ответственностью, не готова руководить, привыкает делегировать ответственность "более знающим". 

"Молодые люди не понимают, почему они должны идти в армию, почему целевики должны отработать несколько лет там, где им не хочется... 44 процента молодых людей сегодня считает, что ответственность за их благополучие лежит на государстве", - подчеркнула Любовь Духанина.

12.35. 

"Гражданственность противостоит инфантилизму", - заявил в ходе выступления Петр Положевец, главный редактор "Учительской газеты", национальный координатор ICCS-2016. 

Он рассказал о том, что в 1999 году в исследовании ICCS участвовало 21 государство, тогда Россия была на 19 месте. В 2009 году в исследовании были задействованы 36 стран. Российские школьники оказались на 18 месте. 

"В текущем цикле исследования участвуют 24 страны, и Россия... пока мы не можем сказать, на каком месте, результаты будут официально объявлены 7 ноября в Амстердаме, но уже то, что мы видим, нас радует. Результаты намного лучше, чем в предыдущем цикле", - сообщил Петр Положевец.

Впрочем, исследователи увидели и ряд проблем.

- Наши девятиклассники показали, что пока не могут в достаточной степени аргументировать свою позицию по той или иной общественной ситуации, не могут подкрепить свою позицию фактами, - отметил Петр Положевец. - Они не понимают, что такое гражданские действия, путают их с протестной деятельностью, не понимают, что такое выборы и как они влияют на общественную жизнь.

13.10. 

К сожалению, по словам Петра Положевца, российские респонденты оказались на первом месте по количеству ошибок, которые учителя обычно определяют как ошибки "по невнимательности".

- Гораздо обиднее и тревожнее, когда цена ошибки - недополученное знание. Так, в этом цикле российская система образования не получит сравнительного представления о целях гражданского образования: более 700 учителей-респондентов вместо требуемых трех критериев выбрали из предложенного списка произвольное количество, поэтому, по правилам ICCS,  Россия выбыла из исследования по этому критерию, - констатировал главный редактор "Учительской газеты". 

По словам эксперта, культура анкетирования и  тестирования у нас хромает. "И многое здесь зависит и от учителя, и от директора. А есть и есть такие, которые указывают, что в 9 классах учится больше детей, чем по всей школе".

Всего в российской выборке ICCS представлены 3 тысячи учащихся и 5 тысяч учителей из 45 регионов России. 

13.30 

В ICCS этого года отдельной строкой значится Республика Татарстан. В исследовании участвовали 150 школ региона - 3500 учащихся и 2500 учителей. 

- Очень хорошо, что у регионов есть возможность участвовать в международных исследованиях значительной выборкой. Вместе с ФИОКО мы уже проработали вопрос участия республики таким же образом в PISA, - рассказала Тамара Федорова, начальник Управления общего образования Минобрнауки Республики Татарстан. - Тогда мы, наконец, сможем сопоставить себя с другими странами. Особенно интересно увидеть сравнительные результаты с Сингапуром. Их технологии у нас на вооружении. Именно их реализовала на своем конкурсном уроке Алла Головенькина, абсолютный победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России" - 2014.

14.10. 
Пленарное заседание завершилось. Начинается работа секций "Организация исследований и мониторинг достижений в области граждановедческого образования", "Анализ и оценка результатов исследования в области граждановедческого образования" и "Результаты граждановедческого образования как основа формирования рекомендаций по дальнейшему развитию граждановедческого образования в регионах РФ". 

По итогам конференции пройдет обсуждение проекта рекомендаций органам исполнительной власти, осуществляющим управление в области образования. 

Напомним, проект рекомендаций опубликован на нашем сайте. Принять участие в его обсуждении и предложить свои дополнения и изменения можно  до 1 октября.

В работе секций приняли участие специалисты как столичных образовательных организаций, так и эксперты из регионов. Предлагаем вашему вниманию выдержки из выступлений некоторых из них. 

Лариса Жиронкина, заместитель директора Института развития образования Орловской области:

- Гражданское образование начинается не в школе. Его базовые аспекты усваиваются еще на дошкольном уровне. 

- Сложнейшая граждановедческая ценность – ответственность. Но отдельного урока по этой теме в курсе обществознания нет, поэтому от учителя зависит очень многое – именно он может сделать так, чтобы темы долга и ответственности все-таки были затронуты.

- Какое большое значение имеет для детей то, что они делают сами! Они по большому счету понимают и принимают лишь то, что прочувствовали в деятельности. (о проектной деятельности)

Ольга Мачехина, профессор кафедры интерактивных технологий в образовании Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук: 

- Внеурочная деятельность - уникальный инструмент. В ней заложен большой потенциал для воспитания гражданственности и возможность выйти в разговоре об этих темах на семью, и в конечном счете воспитывать ребенка вместе – семье и школе.

- Читая и перечитывая сказки, притчи, национальный эпос, мы тоже воспитываем гражданственность.

Людмила Бычкова, доцент кафедры преподавания методики истории МГПУ, кандидат исторических наук: 

- Если мы оценим те задания, которые государство адресует школе, то мы поймем, что справиться с ними в одиночку ей не под силу. Тем более, как отметил недавно главный разработчик и куратор теста PISA Андреас Шляйхер, изоляция в режиме сложных образовательных систем может серьезно ограничить потенциал школы.

Константин Уланов, директор финансово-экономического лицея №29 г. Пензы, кандидат философских наук:

- Граждановедческие исследования представляет собой хорошую базу для принятия управленческих решений в образовательной организации. Вообще любая информация является полезной, если она идет от практики.

Николай Коваленко, заведующий центром гражданского воспитания Брянского института повышения квалификации работников образования:

- Если мы не будем работать с молодежью, то ни к чему хорошему не придем. Тем более наш уникальный регион: Брянская область граничит с четырьмя областями и двумя другими странами – Беларусью и Украиной. Многообразие влияний налицо.

- Наша школа – монолог, а дети хотят диалога.

- На помощь властей сильно уповать не стоит, хотя, конечно, всё меняется. А было время, когда я приходил в местный орган управления образованием и предлагал развивать гражданское образование, на что слышал удивительный ответ: "А зачем? Гражданская оборона у нас и так есть!"
 

Обратите внимание! Материалы конференции, в том числе презентации выступавших экспертов, можно скачать по ссылке.

Фото Вадима Мелешко

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.