Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Что мешает вам преподавать так, как хотелось бы?

Результаты

Текущий номер

Нет проблем!

Плывя по течению, вполне можно управлять им

номер 21, от 21 мая 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№21 от 21 мая 2019 года

p"Скорее всего, этот год будет для меня решающим, я буду думать, оставаться на этой работе или менять что-то в жизни. Потому что заниматься параллельно еще какой-то деятельностью, которая приносила бы доход, очень проблематично. Я такой сейчас не вижу", - говорит один молодой учитель из Воронежа. Но в своих ощущениях с ним солидарны и многие его коллеги-сверстники. Кто-то чуть более оптимистичен, кто-то – чуть менее, но ясно одно: в школе работать очень непросто, и не только потому что ты молодой специалист… Как живет современная педагогическая молодежь? Мнения собирала Татьяна Масликова.

pМногие родители очень щедры, когда речь идет о поощрении хорошего поведения или хороших оценок, но некоторые из них не менее щедры, когда дело доходит до... наказаний за провинности. Психологи говорили не раз: наказание – далеко не самый эффективный метод воздействия на ребенка. Да и кто может предугадать, насколько глубокими могут оказаться последствия наказания? Но некоторые родители уверены: бывают ситуации, когда без наказания не обойтись. Кто и в чем прав – разбиралась Маргарита Курганова.

pЛохматый, улыбчивый пес в красном берете, с лихо переброшенным через плечо шарфом и репортерским фотоаппаратом на шее… Узнали кто это? Конечно же, Мурзилка! И ему в этом году 95! Ой, то есть, нет, 95 лет в этом году исполняется журналу "Мурзилка", а сам его талисман – веселое пушистое существо, несущее детям радость, – всегда ровесник своих читателей. Как это получается? Об этом – в интервью главного редактора журнала Татьяны Андросенко.

27 октября 2016 года в 16:53

Молодой ученый-химик из Африки Мабуатсела Вирджиния Мафору рассказала, легко ли женщине работать в науке

Нина Коптюг
Международная конференция "МКР – Механизмы каталитических реакций" прошла в городе Светлогорске Калининградской области. Рабочий язык конференции – английский. Среди 150 участников – химики из разных областей РФ и гости из-за рубежа. Среди старшего поколения явно больше мужчин, а молодежи примерно поровну.
​Разговаривая с отечественными молодыми научными сотрудниками, я слышала примерно одинаковую историю: в школе занимались физикой, химией, математикой; рано начали участвовать в олимпиадах, конкурсах и проектах. Поступили в вузы, успешно окончили, далее магистратура, аспирантура, работа в научно-исследовательском институте. И участие в конференциях. Многие с теплой улыбкой вспоминают любимого школьного учителя, все без исключения говорят о большой роли научного руководителя. Убеждаешься, что воспитание будущего молодого ученого начинается в школе.

Наши ребята пожимают плечами, когда я спрашиваю, есть ли разница в отношении к девушкам и юношам в научной среде. Конечно, встречаются отдельные старики, которые считают, что женщине нечего делать в науке. Но тех проблем, о которых постоянно дискутируют за рубежом, у нас нет. В США, например, по-прежнему женщины борются за право получать одинаковую с мужчинами заработную плату в разных сферах деятельности. Мужчины быстрее продвигаются по служебной лестнице. Конечно, женщине в любой стране приходится решать, что строить раньше, карьеру или семью. Но сегодня молодежь справляется с подобными сложностями быстрее, чем раньше. На недавней конференции я встретила молодого ученого-итальянца, который приехал с женой и ребенком – в качестве сопровождающего лица. Его жене вручали премию за научные достижения, а он взял на себя заботу о младенце.

Среди нынешних участников была всего одна молодая женщина из Африки. Обычно даже на больших конференциях африканцев нет, в науке их немного.

Мабуатсела Вирджиния Мафору (Mabuatsela Virginia Maphoru) - из университета города Претория, Южная Африка (Tshwane University of Technology, Pretoria, South Africa). Ее краткий устный доклад называется “Oxidation of naphthols on nanocrystalline Pt-Group Metal Catalysts”. Кроме того, она представляет стендовый доклад, составленный группой, во главе которой стоит ее научный руководитель профессор Джозеф Хевелинг (Josef Heveling).

- Моя старшая сестра мечтала стать физиком – и стала! Это было необычно для девочки, но вся семья ее поддерживала. Благодаря ей я поняла, что наука – это здорово! - рассказала Мабу о том, как пришла в химию.

Был ли в ее жизни учитель, который помог ей сделать выбор? Мабу оживляется. Да, в их школе был замечательный учитель математики. Она попала на годы, когда не стало учителя химии и биологии, и математик вел все занятия для старшеклассников. Именно он, считает Мабу, сыграл большую роль в ее жизни. Он приносил талантливой школьнице дополнительные задания, советовал читать научно-популярную литературу, помог определиться с выбором университета. Курс обучения в вузе – три года, затем Мабу нашла работу в частной фирме, но продолжала читать научную литературу. Еще три года – и она поступила в магистратуру, а потом в аспирантуру. У нее замечательный научный руководитель, который не только трудится со своими молодыми сотрудниками и аспирантами в лаборатории, но и посылает их на научные конференции, пишет совместно с ними статьи. Глаза девушки загораются, когда она говорит о своих экспериментах в области нанотехнологий. Каждый день приносит нечто новое, никто не знает, что ждет на следующем этапе исследований, но в одном Мабу уверена: нанотехнологии – это безграничные возможности в будущем.

Сложно ли женщине работать в традиционно мужской отрасли? Ответ неоднозначный. И да, и нет. Каталитическое общество Южной Африки было основано в 1970-х годах с целью продвигать использование и понимание катализа в науке и производстве. Ежегодно проводится съезд участников. Общество пока небольшое, но оно постоянно растет за счет молодежи. На женщин перестали смотреть как на исключение. Успешно окончила вуз, прошла интервью, получила место – получила и соответствующую зарплату. 

"Но все же женщине приходится доказывать, что она может работать не хуже, а то и лучше мужчин". Мабу с оптимизмом смотрит в будущее. Ясно, что она понимает огромные перспективы применения нанотехнологий в катализе, в химии. Она хочет продолжать научно-исследовательскую работу. Получив степень, можно стать преподавателем вуза, но это означает, что большая часть времени будет уходить на подготовку к занятиям и на проверку студенческих работ. Ученый, считает Мабу, добьется больших результатов, трудясь в научно-исследовательском институте, в лаборатории, в окружении коллег-энтузиастов. "Нет ничего более увлекательного, чем наука!" - утверждает Мабу. В этом она полностью солидарна с нашими молодыми учеными.

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.