Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Родители ваших учеников дарят вам подарок. Ваша реакция?

Результаты

Текущий номер

Под мелодию вальса

Хорошо, когда у ребенка много вопросов, считает Анастасия Поспелова

номер 17, от 23 апреля 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№17 от 23 апреля 2019 года

pПрофессиональные категории для педагогов были введены в первой половине 1990-х: 16 разрядов, 14-й соответствовал высшей категории… Видоизменяется и совершенствуется эта система до сих пор, но почти всегда сама процедура аттестации вызывает у учителей как минимум беспокойство, а у кого-то – реальный страх и панику. Как сделать так, чтобы аттестация объективно подтверждала педагогическую и личностную зрелость учителя, а не служила карающим мечом? Своими соображениями поделился Заслуженный учитель России, кандидат психологических наук Александр Снегуров.

pВернуть трудовое обучение в школы – это требование самой жизни. Но сейчас в учебном плане вместо уроков труда технология. По темам близко, на деле – скучный теоретический предмет. А детям нужен практический опыт настоящей работы настоящими инструментами. Нужно это и стране, потому что уже через три-четыре года рынок будет испытывать острую нехватку молодых и готовых к труду кадров. Что для этого нужно изменить? Ответ – в статье Владимира Семенихина.

pБыть спортивным так же престижно и модно, как быть начитанным и остроумным. По крайней мере, так обстоит дело в школах Англии. А в Японии более 40% старшеклассников занимаются спортом не менее девяти часов в неделю… В то же время в российских школах "прогулять физру" не зазорно, была бы убедительная отговорка или справка. О том, почему зарубежным педагогам удается гораздо эффективнее мотивировать школьников напрягать не только извилины, но и мышцы, размышлял Сергей Рыков.

16 марта 2016 года в 12:25

Коллегия Минобрнауки РФ подвела итоги работы за прошлый год и обсудила задачи на 2016-й

Учительская Газета
В столице проходит расширенное заседание Коллегии Министерства образования и науки РФ. В повестке дня - два основных вопроса: подведение итогов деятельности министерства за 2015 год и обсуждение задач на 2016 год. Одним из ключевых стал доклад министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова.

Выступая на заседании Коллегии, Дмитрий Ливанов затронул темы дошкольного, общего, дополнительного образования, заботы о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также среднего и высшего профобразования, науки и молодежной политики.

Дошкольное образование

По данным Минобрнауки РФ, на 1 февраля 2016 года показатель доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в среднем по стране составил 99,23%. Таким образом, почти 6 миллионов детей 3-7 лет охвачены дошкольным образованием. В очереди - 46,4 тысячи детей. 

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет около 100% обеспечили 66 субъектов РФ, в 12 субъектах - доступность от 99% до 99,90%, в 3 субъектах – от 95%. Сложная ситуация остается в четырех регионах: Тыве, Дагестане, Ингушетии и Забайкальском крае. В них доступность дошкольного образования составляет менее 95%.

Всего же с 2013 года из федерального бюджета на модернизацию региональных систем дошкольного образования было выделено 130 миллиардов рублей. Регионы выделили более 80 миллиардов рублей. За три года было создано 4 634 новых объекта для реализации программ дошкольного образования.

В этом году планируется продолжить работу по обеспечению доступности дошкольного образования, уделить особое внимание обеспечению местами детей до 3-х лет, в том числе на базе консультационных служб (центров), обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение семей с  детьми раннего возраста, а также контролировать уровень родительской платы и не допускать ее необоснованный роста, опережающий инфляцию. 

Общее образование

Дмитрий Ливанов напомнил, что с 2011 года школы переходят на работу по новым стандартам: "И уже сейчас не только начальная школа, но и все пятые классы учатся по ним. В стандартах большое внимание уделено личностным результатам – вопросам воспитания, формирования гражданской идентичности".

Министр рассказал, что во ФГОС будут внесены уточнения, связанные с конкретизацией требований к результатам для обеспечения единства подходов.

Также Дмитрий Ливанов сообщил, что предстоит модернизация содержания всех предметных областей: в частности, уже приняты концептуальные документы, определяющие общие рамки предметного содержания курсов по математике и отечественной истории, разработан проект концепции филологического образования. 

В минувшем году был изменен порядок формирования федеральных перечней учебников. Современный учебник теперь должен включать специальную книгу для учителя, иметь электронную версию. С учетом этого планируется запустить совместно с лучшими российскими учителями проект "Электронная школа", который позволит создать открытый ресурс с полным школьным курсом в помощь всем учащимся.

Значимой проблемой общего образования министр назвал дефицит школьных мест и износ школьных зданий, многие из которых были построены 40-50 и более лет назад. Решить эту задачу планируется в рамках реализации программы "Содействие созданию в субъектах новых мест в общеобразовательных организациях": за 10 лет предстоит ликвидировать в школах вторую и третью смену, из зданий с высокой степенью износа перевести детей в новые, современные. До 2025 года число детей школьного возраста увеличится почти на 3,5 миллиона. Общая прогнозная потребность по вводу новых мест с учетом демографических тенденций – более 7 миллионов.

Программа стартует в 2016 году – первоначально каждый участник получит субсидию на выкуп одного здания наполняемостью не менее 900 человек. К 2021 году предполагается перевести в односменный режим обучения начальную и старшую школу. На втором этапе, до 2025 года, - обеспечить обучение в одну смену учеников основной школы и перевести всех детей из зданий с износом более 50 процентов в новые школы.

Таким образом, в числе задач в сфере общего образования на этот год: 

- определение базового содержания школьного образования по большинству предметных областей образовательных программ; 

-  запуск программы строительства новых школ;

- обеспечение объективного проведения ЕГЭ, включая меры по обучению руководителей пунктов проведения экзамена, а также пунктов приема экзамена обеспечение системами видеонаблюдения;

- проведение и анализ результатов всероссийских проверочных работ для определения "болевых точек" в подготовке школьников и последующей программе действий по повышению качества освоения учебных предметов.  

Дополнительное образование

Говоря о дополнительном образовании, министр отметил, что за последние 5 лет количество охваченных допобразованием детей увеличилось с 59 до 67 процентов. В первую очередь это произошло за счет детей, участвующих в дополнительном образовании в форме кружковой работы в общеобразовательных школах. Сегодня показатель доступности внутришкольного дополнительного образования – около 60% – такой уровень был в советское время.

Минобрнауки называет приоритетным развитие дополнительных общеобразовательных программ технической и естественнонаучной направленностей. Кроме того, в ведомстве подчеркивают, что сегодня надо активно использовать ресурс дополнительного образования в профориентационной работе. 

В этом году планируется обеспечить меры поддержки допобразования в целях расширения спектра образовательных услуг, повышения качества их предоставления, обеспечить переход к нормативно-подушевому финансированию в дополнительном образовании уже в 2016 году, а также запустить единую федеральную систему учета контингента.

Забота о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Первая задача в этой области на 2016 год - внедрение ФГОС для детей с ОВЗ.

В прошлом году были утверждены ФГОСы начального общего образования для детей с ОВЗ, для детей с интеллектуальными нарушениями, с 1 сентября 2016 года они вступят в силу. Потребности таких детей учтены в стандарте дошкольного образования. Утверждены специальные требования для реализации ФГОС основного и среднего общего образования для детей с ОВЗ. 

По информации Минобрнауки РФ, в пятой части всех российских школ уже созданы все условия для инклюзивного обучения. 

В планах министерства - оценка соответствия действующих детских домов современным требованиям на основе специально разработанных критериев. Эту работу планируется провести во всех регионах с привлечением региональных общественных палат, уполномоченных по правам ребенка и представителей некоммерческих организаций.

Профессиональное образование и наука

В сфере профобразования Минобрнауки РФ намерено развивать поддержку отечественных конкурсов профессионального мастерства, чемпионатов WorldSkills. Также в числе планов - создание особых условий для подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям: предусмотрены меры на поддержку развития материальной базы техникумов и колледжей, внедрение программ предпринимательского образования.

Что касается высшего образования, Дмитрий Ливанов напомнил о программе по созданию опорных университетов, призванной повысить роль вузов в региональном развитии. В рамках программы в 2016 планируется создать 20 опорных университетов, в 2017 году – около 30. К 2020 году они будут созданы в большинстве регионов. 

Кроме того, до 1 июля 2017 года будут внесены изменения во все федеральные государственные образовательные стандарты - их приведут в соответствие с профессиональными стандартами.

В научной сфере планируется разработка Стратегии научно-технологического развития России на долгосрочный период, реализация национальной технологической инициативы и развитие "цифровой" инфраструктуры исследований и разработок – обеспечение национальной подписки на информационные ресурсы.

Молодежная политика

В части молодежной политики Дмитрий Ливанов выделили три основных направления: гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание, профориентация и формирование культуры здорового образа жизни. 

Так, завершена программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы", и Правительством РФ утверждена аналогичная программа на 2016-2020 годы. Она призвана "повысить готовность и способность российского общества к противодействию внутренним и внешним угрозам развитию страны и ее безопасности, преодолению социально-экономических проблем и выходу на траекторию устойчивого развития".

В рамках профориентационной работы будет уделено внимание повышению статуса молодежных форумов, которые реализуются совместно с молодежными профессиональными сообществами и крупнейшими работодателями России: "Территория смыслов на Клязьме", "Таврида", "Итуруп", "Балтийский Артек", "Форум Арктика".

Министр также напомнил о разработанном комплексе мер по развитию инфраструктуры для занятий физкультурой и спортом во всех российских школах. В 12 регионах проведена апробация комплекса ГТО. 

- Целевые значения показателей, заявленные на 2015 год, достигнуты, - заявил Дмитрий Ливанов. - Из значимых для общества проектов Министерства 2016 года, заявленных в публичной декларации, стоит отдельно отметить: организационное формирование российского движения школьников, развитие сети школьных музеев, Российский родительский университет, поддержку развития школьных библиотек. Наша декларация размещена на официальном сайте, по всем направлениям деятельности министерство постоянно взаимодействует с общественными институтами.

По информации Минобрнауки РФ
Фото источника

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.