Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Как ведет себя ваша зарплата в этом учебном году?

Результаты

Текущий номер

Когда знание - сила

Вероника Романова на своих уроках творит чудеса

номер 47, от 19 ноября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№47 от 19 ноября 2019 года

pДесятилетие оптимизации медицины признано неудачным. Нужно ли ждать подобных выводов по образованию? Отвечая на этот вопрос, член-корреспондент РАО Игорь Смирнов напоминает о существующих проблемах: обучение в две-три смены, рост числа учителей, работающих на две ставки, отсутствие в целом ряде школ теплых туалетов...

pВ Карелии детей с аутизмом обучили скалолазанию. Следующим этапом работы с ребятами станет апробация включения их во все виды внеурочной деятельности: сферу дополнительного образования, летнего и активного отдыха, досуга и неформального времяпровождения. Об обычной жизни необычных детей рассказывает Наиль Шабиев.

p"Я чуть не заснула, пока читала "Капитанскую дочку", – заявила восьмиклассница. Почему же современным школьникам неинтересно читать классику? Не потому ли, что она далека от их кругозора? Или дело в однобоком понимании книги? Учитель года Ярославской области-2016 Алексей Бутусов делится своим опытом решения проблемы.

pВ Москве методист школы запретила ученикам посещать туалет во время уроков. В Сосновоборске педагоги заставляли ребенка сменить прическу. Учителя периодически допускают столь бессмысленную жестокость по отношению к детям. В чем причина и как с этим бороться? Ответы знает педагог-психолог Кирилл Карпенко.

27 августа 2011 года в 17:47

Школа умная, а учителя?..

Оксана Родионова
На излете школьных каникул и горячей подготовки к новому учебному году 200 учителей и директоров со всей России съехались в столицу по приглашению телеведущей Тины Канделаки. В пятизвездочной гостинице «Балчуг» в самом центре Москвы 25 и 26 августа состоялся национальный форум «Умная школа».
Как сказано в официальных документах, разосланных организаторами в СМИ, «при подготовке к форуму была проанализирована цитируемость педагогов в СМИ и блогах, изучены рейтинги конкурсов «Педагогический дебют» и «Учитель года» за прошлые пять лет, а также списки лауреатов президентской стипендии. Особое внимание в процессе отбора участников форума уделялось тому, чтобы охватить как можно большее число регионов». Отобранным таким образом участникам предложили поучаствовать в дискуссиях по актуальным вопросам образования. Основные темы – оценка качества школьного образования, образовательные стандарты, образовательное законотворчество, образовательная среда. Во время форума ведущая Тина Канделаки и основные спикеры – известные журналисты и телеведущие, ученые, известные в сообществе директора школ, учителя – призывали собравшихся высказывать свои мнения, вносить конкретные предложения в копилку форума, с тем, чтобы затем передать их непосредственно в Министерство образования и науки РФ.

Однако в первый день форума вряд ли удалось эту копилку пополнить. Свои мысли по поводу результатов международного исследования PISA, противоречиях ЕГЭ, плюсах и минусах образовательных стандартов высказывали министр образования Республики Татарстан Альберт Гильмутдинов, академик РАО Александр Асмолов, директор Центра образования №109 Евгений Ямбург, ректор ГУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, учитель русского языка и литературы Лев Айзерман и другие. Остальные педагоги выступали в роли слушателей. Выступить у свободного микрофона удалось единицам, и это естественно, ведь форум начался с опозданием, да и программу надо было выполнять.

Предполагалось, что свое мнение зал выразит, участвуя в интерактивном голосовании. Жаль, что вопросы были сформулированы довольно неряшливо и многие - в отрыве от основной темы. Например, учителей спросили: «Занимаетесь ли вы репетиторством?» и связали почему-то эту проблему с ростом коррупции в школах.

Вообще четкость формулировок оказалась слабым пунктом в работе организаторов. Вторая дискуссия называлась «Качество школьного образования. ЕГЭ: есть ли альтернатива?». К сожалению, об альтернативе почти ничего не было сказано, а вот об Едином госэкзамене повторено все, что уже было сказано и написано.

Второй день форума начался с работы в группах. Педагоги обсуждали действительно насущные проблемы: оценка качества труда учителя, законопроект «Об образовании в Российской Федерации», новая система оплаты труда. Высказывались дельные предложения. В частности, участники «круглого стола», который вел учитель русского языка и литературы московской школы №57 Сергей Волков, высказались за то, чтобы при аттестации учителя обязательно оценивался урок, причем профессиональной ассоциацией педагогов, а для повышения квалификации учителю давали бюджетный сертификат, с которым он может пойти учиться, куда считает нужным, и не обязательно в ИПК.

Позже, во время обсуждения различных аспектов образовательной среды, начался активный диалог между выступающими на сцене и участниками форума в зале. К сожалению, он во многом свелся к взаимным обидам. Учителя выяснили, что ключевые спикеры дискуссии, губернатор Кировской области Никита Белых и главный редактор  радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, считают педагогов пассивными гражданами, не желающими выступать с критикой властей и порядков, менять в первую очередь самих себя. Да к тому же «все жалуются на низкую зарплату» (из выступления кировского губернатора). Спикеры в свою очередь услышали от учителей, что главная задача педагога – входить в класс, а отнюдь не «думать за страну» (Сергей Волков). И если учитель должен быть активным гражданином, «не пора ли его сделать госслужащим?» - спросил физик из Подмосковья Вадим Муранов.

Тина Канделаки не так давно стала членом группы по усовершенствованию государственного образовательного стандарта при Министерстве образования и науки РФ. Именно туда, а еще в Общественную палату она обещала принести все предложения учителей. Жаль только, что не все предложения прозвучали на форуме «Умная школа», где учитель не был признан «самым умным». Правда, педагогов хорошо кормили, дали возможность два дня пожить недалеко от Кремля и прокатили на пароходе по Москве-реке. За это – спасибо.

27 августа 2011, 21:36
В эпоху махрового застоя точно так же проходили съезды народных депутатов. Рабочие и колхозники в столицу приезжали, жили в хороших гостиницах, вкусно ели и катались на теплоходах, а потом возвращались на свинофермы, в цеха и угольные забои. Зато впечатления на всю жизнь оставались, почет и слава тоже. И за это Тине спасибо. Пригласила, значит отметила, что учитель умный, достоин сидеть с медиазвездами рядом. И даже может им кое о чем поведать.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
29 августа 2011, 12:44
Сравнение конечно красивое, но очень неверное. В эпоху застоя собирались только для того, чтобы собраться. А тут конкретный проект «Умная школа», это личный проект тины Канделаки. Создан сайт умная-школа.рф. Этот сайт как википедия, каждый сможет делать конкретные предложение, в итоге его предложение может войти в законопроект, который будет отдан госдуме на рассмотрение.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
27 августа 2011, 22:19
Ну вот почему у нас не могут сказать никогда просто «спасибо» человеку за сделанную работу? Да, Тина Канделаки — неоднозначная фигура, но какое огромное дело-то сделала — собрала учителей со всей страны! Оплатила и дорогу, и проживание, и питание. И общалась с ними запросто. Я знаю это точно, у меня подруга из другого региона на форум ездила, только вернулась. Ведь кто в наше время учителей слушает? Да никто! Не забывайте, господа журналисты, об этом. А недостатки можно найти у каждого. Тина — человек молодой, она в следующий раз так организует, что уже ни у кого претензий не будет!
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
27 августа 2011, 22:32
Если бы этот очередной «форум» провел какой-нибудь московский дворник-таджик, результат был бы тот же.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
29 августа 2011, 12:53
Этот проект только стартанул, результаты будут позже. Я почему-то думаю, что в итоге, в рамках этого проекта будет найдено много решений, которые будут устраивать всех. По-моему подобных форумов еще никто не проводил. Авторам отдельное спасибо.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
27 августа 2011, 22:50
А я думаю, что найти недочеты в организации и проведении любого форума при желании можно всегда. И не стоит так зло иронизировать, что организовать дискуссию может дворник. Вы сами-то пробовали? У педагогов столько проблем, что, на мой взгляд, должно быть больше самых разных площадок, где можно было бы высказаться, собраться вместе, обобщить главные вещи, привлечь внимание, наконец. Критиковать легче всего. Изменить ситуацию уже сложнее. Кстати, название Канделаки для форума придумала неплохое, мне нравится.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
27 августа 2011, 22:58
Бла, бла, бла!.. «Переговорные площадки» и «форумы» для того и придумывались, чтобы забалтывать заведомо неразрешимые проблемы. Как говорится, «Пусть говорят»…
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
29 августа 2011, 12:59
Если заранее проблемы считать неразрешимыми, в итоге ничего не получится. Если бы также думали наши предки, то мы бы не полетели в космос. Если Тина тратит столько денег на этот проект, значит она верит в то, что ситуацию можно изменить.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
29 августа 2011, 18:08
Деньги она тратит не на проект, а на свой имидж «общественного деятеля». Деньги — это власть, а власть — еще большие деньги.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
29 августа 2011, 18:18
А вообще, посмотрите еще раз фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино» Михалкова. Там о нынешней системе образования и учителях как они есть сказано все.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
29 августа 2011, 19:40
фильм посмотрю. Повторюсь очевидно, что в системе образования нужны перемены. И умная школа должна помочь понять какими эти перемены могут быть.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
29 августа 2011, 19:29
для имиджа или не для имиджа не известно, но я вот не знаю других людей, которые бы тратили свои личные деньги на благо образования в стране. А вы знаете?
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
30 августа 2011, 10:13
Александр, вы меня извините, вы имеете право на свое мнение и я лично против Тины Канделаки ничего не имею. Действительно не каждая телеведущая потратит собственные средства на то, чтобы собрать учителей, да еще оплатить питание, проживание, проезд. Это я серьезно. Но тем более жалко этих денег, когда подумаешь, что потратить их можно было бы намного эффективнее. За два дня «пробежаться» по всем проблемам образования — какой в этом смысл? И если уж позвали учителей, то надо было учителей и слушать. На мой взгляд. А большинство спикеров и так выступают на различных мероприятиях. Российскому образованию очень не хватает съездов, форумов, на которых был бы услышан учитель! И в результате мозгового штурма были бы приняты конкретные решения. Тем не менее, я все же надеюсь, что Тина выполнит обещание и донесет до министерства ту малую толику предложений, которая все же была выработана
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
30 августа 2011, 18:05
Дело в том, что проект «Умная школа» проект не на два дня, а долгосрочный. Создали сайт умная-школа.рф где каждый сможет высказать свое предложение. Просто проект был начат с форума. Если не ошибаюсь, там и выступали учителя. А Тина действительно молодец, полностью с вами согласен.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
28 августа 2011, 10:18
Учитель не самый умный, это нужно признать. Как можно быть самым умным, когда приходится из года в год долбить прописные истины, объяснять на пальцах отнюдь не теорему Ферма, а устройство дверной щеколды? И как можно быть самым умным, если то время, которое ты мог бы потратить на изучение новостей науки и чтение реферативных журналов, ты тратишь на написание никому не нужных бумаг?
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
29 августа 2011, 13:04
Увы, но вы правы. Учителя вынуждены заниматься всякой ненужной ерундой. Систему образования необходимо менять, это очевидно. Другой вопрос как ее менять. Мне кажется этот форум как раз хорошая площадка для того, чтобы найти ответ на этот вопрос.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
28 августа 2011, 12:51
Как ни грустно, но с этим мнением приходится согласиться. Учителя утратили интеллектуальное первенство уже довольно давно. Не зря же появились образы Передонова, Беликова… А современные сериалы: глупее и ограниченнее учителя никого нет. Мы обижаемся на сценаристов и режиссеров, конечно, но дыма без огня не бывает…
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
28 августа 2011, 13:06
Конечно, прекрасно, что среди нас есть такие мощные фигуры, как Дмитрий Быков, Сергей Волков, Вадим Муранов и другие прекрасные, известные и безвестные учителя. Но, увы, не они определяют «среднюю температуру по больнице»…
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
28 августа 2011, 13:32
Если учителю внушать, что он ничего не значит, что от отсталый ретроград, он таким себя и будет считать. Если говорить ему, что у него зарплата маленькая потому, что он ее заслуживает такую, он в конце концов поверит в это и будет работать ровно на столько, на сколько его оценивает государство…
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
28 августа 2011, 14:16
А почему возникла фраза «Учитель САМЫЙ умный»? Почему учитель ДОЛЖЕН быть САМЫМ умным? И как это можно оценить? И зачем?Мне кажется, данная статья заинтересовала публику больше чем сам форум :)
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
28 августа 2011, 15:48
Вадиму Мелешко респект))
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
29 августа 2011, 12:31
идея форума мне очень нравится, хоть кто-то думает об образовании и пытается не просто поговорить об этом, а делать что-то конкретное. Тина молодец, раньше не думал, что ее волнуют проблемы страны.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
29 августа 2011, 20:57
Чтобы учитель стал самым умным, нужна не «Умная школа», а «Умный вуз». Педагогический, разумеется.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.