Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Ученик на уроке постоянно в телефоне. Что делать учителю?

Результаты

Текущий номер

«Пока я с детьми, мне везет!»

Анастасии Василевской хорошо знакомо чувство внутреннего времени - и на уроке, и в литературе, и в обычной жизни

номер 50, от 10 декабря 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№50 от 10 декабря 2019 года

pНовые версии ФГОС стали настоящем полем битвы. Один из недавних ее эпизодов - отрицательное заключение РАО, зафиксировавшее более 500 недостатков в проекте документа. Впрочем, публично данное заключение называется "единственным отрицательным"... Говорит ли это на самом деле о высоком качестве проекта ФГОС или об административном безразличии к содержанию образования? Свою точку зрения по этому поводу высказал член-корреспондент РАО Игорь Смирнов.

pСмерть Михаила Щетинина потрясла всю педагогическую общественность и вызвала многочисленные отклики. В них, как это обычно бывает, когда дело касается талантливых людей, волна любви и признательности столкнулась с громкими высказываниями оппонентов и критиков. О том, как воистину народный педагог со своими сподвижниками смог на высоком уровне целостно соединить обучение, воспитание, социализацию и образование и вошел в историю - в статье доктора педагогических наук Михаила Богуславского.

p11 декабря исполняется 101 год со дня рождения писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Александра Солженицына. Драматичных периодов в жизни классика было немало. Один из них - пожалуй, наивысший по накалу - внимательно исследует литературовед Вячеслав Огрызко.

19 октября 2015 года в 13:51

Дмитрий Ливанов не ожидает радикального сокращения бюджетных расходов на образование

Ольга Максимович, редактор сайта "Учительской газеты"
На встрече с журналистами федеральных СМИ Дмитрий Ливанов прокомментировал ключевые вопросы для сферы образования – зарплата в отрасли, бюджет ведомства на 2016 год, вероятность изменений в итоговых испытаниях выпускников и проблемы надомного обучения.

Надомное обучение – эффективный способ взаимодействия с ребенком

Вопрос от «Учительской газеты» касался ситуации с нормами надомного обучения детей с сохранным интеллектом. Он прозвучал еще 8 октября этого года во время встречи Президента России Владимира Путина с пятнадцатью лауреатами Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015» в Сочи. Тогда Ольга Рычкова, учитель математики средней школы поселка Кобра Нагорского района Кировской области, затронула тему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: «В силу своих особенностей развития некоторые ребята не могут посещать школу и обучаются на дому. Но среди них есть и дети с сохранным интеллектом, со способностями. Мы, говоря о равных правах всех категорий детей, одновременно с этим видим на практике то, что детям-надомникам нагрузку дают в три раза меньше, чем у ребёнка в школе. Можно ли действительно равные права сделать равными? Если говорить об учениках начальных классов, то на дому им отводят восемь часов, тогда как в школе ребёнок обучается более 20 часов. Как такой ребёнок может освоить программу или даже проявить свои способности?»

«Если по‑честному, я даже в первый раз об этом слышу, - сказал в ответ Владимир Путин. - Я считаю, что для всех одинаковые программы… Надо корректировать тогда. Надеюсь, нас тоже услышат коллеги, и прошу министра тоже соответствующим образом отреагировать на это».

Возвращаясь к этому вопросу во время встречи с журналистами, Дмитрий Ливанов так разъяснил ситуацию:

- Разброс в нормировании времени надомного обучения принимается на региональном уровне и составляет от 8 до 12 часов, в то время как в школе на это отводится 20 часов. Такая разница в часах объясняется тем, что домашние занятия фактически индивидуальный подход к обучению. И, безусловно, такое обучение, когда один педагог занимается с одним ребенком, более эффективно, чем в школьном классе, где учитель работает с гораздо большим количеством учеников. Результат обучения должен быть аналогичным. Но при индивидуальном подходе в условиях надомного обучения на это требуется меньше времени.

Минобрнауки потеряет меньше других ведомств соцблока в бюджете-2016

- Радикальных сокращений или полного обнуления статей в части образования не будет. Я думаю, бюджет на том уровне, который необходим для нормального функционирования системы, мы сохраним, - так Дмитрий Ливанов ответил на вопрос журналистов о возможном сокращении расходов на образование в бюджете 2016 года.

- В целом, конечно, ситуация непростая. Но я думаю, мы потеряем расходов на образование меньше, чем остальные министерства соцблока, - сказал Ливанов.

Он также пояснил, что точно об объемах федерального бюджета в части образования можно будет говорить к концу октября или в начале ноября, когда закон о федеральном бюджете будет принят Госдумой.

- Уже есть принципиальное решение, что госзадание вузам сокращаться не будет. Это для нас важно, потому что сокращение госзадания означало бы сокращение бюджетных мест в вузах - вот этого не будет. Кроме того, есть четкие ориентиры по заработной плате в отношении преподавателей вузов и научных работников, здесь мы тоже не ожидаем сокращений, - подчеркнул министр.

Статья, где возможны сокращения - строительство, прогнозирует глава Минобрнауки. "Если говорить о стройках, возможно, мы не начнем новое строительство в том объеме, в котором мы планировали. Некоторые объекты мы отложим, к примеру, до 2017 или 2018 года, - пояснил министр.

Тем не менее программа строительства школ, которая со временем должна свести на нет 2-ю и 3-ю смену, отложена не будет. По словам главы Минобрнауки России, есть принципиальное решение правительства о том, что программа будет начата строго в 2016 году, однако точные объемы финансирования пока не известны.

По его словам, сильное уменьшение расходов не коснется и науки.

- В последние годы финансирование научных исследований у нас росло в среднем на 15% в год. Конечно, такого роста мы сейчас не получим, но все же будет абсолютный рост расходов в 2016 году относительно 2015 года, - сказал Ливанов.

Он также уточнил, что в Минобрнауки отслеживают ситуацию со средней заработной платой в сфере образования.

Минимальные баллы для получения школьного аттестата и для поступления в вуз в 2016 году останутся на уровне прошлого года

- На днях мы опубликуем правила приема на 2016 год, никаких изменений не будет, и даже не будут меняться пороговые баллы, необходимые для получения школьного аттестата и для поступления в вуз. Мы хотим минимум на три года стабилизировать эту ситуацию, - отметил министр.

Не последует также никаких изменений в подходах оценивания выпускного школьного сочинения. В этом учебном году сочинения будут оценивать как «зачет» или «незачет». Отметок выставляться не будет.

Как именно оценивать портфолио абитуриента, каждый вуз будет решать самостоятельно. Всего к результатам ЕГЭ за предоставленные абитуриентом сочинение и другие достижения (ГТО, волонтерство и т.д.) вузы могут добавить до 20 баллов.

В Москве пройдет эксперимент со сдачей ЕГЭ по математике базового уровня для 10-х классов

- В 2016 году в Москве пройдет эксперимент, когда экзамен по математике можно будет сдавать после 10-го класса, - сказал министр.

Он уточнил, что выпускники 10-х классов Москвы смогут сдать базовую математику по их желанию: либо после 10-го, либо после 11-го класса. Другой предмет, который десятиклассники могут сдать, не дожидаясь последнего года обучения, - география.

Создание госкорпорации в сфере образования Минобрнауки считает нецелесообразным

- Мы уже направили официальный ответ, что создание госкорпорации мы считаем нецелесообразным, - сказал Дмитрий Ливанов, отвечая на вопрос о вероятности возвращения к предложению о создании госкорпорации в сфере образования.

Общественный совет вынесет свое решение по вопросу переноса начала учебного года

На встрече с журналистами Дмитрий Ливанов также анонсировал тему следующего заседания Общественного совета при Минобрнауки России. Она будет посвящена целесообразности переноса начала учебного года с 1 сентября на более поздний срок. До конца октября, пояснил глава ведомства, станут известны результаты опроса ВЦИОМ родителей и школьников. Члены совета смогут проанализировать эти данные и высказать свою позицию по этому вопросу.


Фото из архива "Учительской газеты"

20 октября 2015, 14:29
К ответу Ливанова Д.В. об эффективности надомного обучения. Исходя из логики министра, ребенок, обучающийся на дому и имеющий 2 урока математики в неделю, должен решить то же количество задач, что и ученик в обычном классе за 6 уроков. Или за 22 минуты биологии в неделю (0,5 часа) изучить тот же объем материала, что и его ровесники в обычном классе. Однако, как мне кажется, объем изучаемого учебного материала, требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы рассчитываются не из того времени, что учитель непосредственно взамодействует с ребенком на уроке, а из количества часов, отводимых на изучение данного материала. На обычном уроке ученик имеет возможность учиться все 45 минут, а не только в те моменты, когда учитель уделяет ему внимание.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
20 октября 2015, 14:42
Ребенок, обучающийся на дому имеет такое же право на образование, как и все остальные граждане России. Ольга Рычкова, абсолютно справедливо говорила о том, что это право должно быть реализовано не формально, а действительно должно давать возможность особым детям развивать свои способности и становиться в будущем не обузой для родителей и государства, а полноправными членами общества.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
22 октября 2015, 16:30
Алексей, спасибо Вам за комментарий по проблеме. И вопрос Ольги Рычковой на встрече с Президентом в Сочи, и ответ по этому поводу министра Ливанова стали для нас сигналом: мы готовим серию публикаций на сайте и в бумажной "Учительской газете" о том, как в регионах выстроена система надомного обучения, возможно ли изменить ситуацию с тарификацией часов, какой есть опыт.. Ольга подняла очень важную тему, о которой практически не говорят и не пишут.. Постараемся восполнить этот пробел. Спасибо, что следите за нашими публикациями!
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.