Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Продолжаете ли вы ограничивать себя во встречах и посещении людных мест в связи с коронавирусом?

Результаты

Текущий номер

Без посредников

Компьютер как кухонная плита - и тем и другим надо пользоваться легко и свободно

номер 27, от 7 июля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№27 от 7 июля 2020 года

pВ России проведут эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды (ЦОС). Помимо оснащения школ современным оборудованием и высокоскоростным интернетом, он предполагает и организацию обучения с использованием дистанционных технологий. Новость об очередном эксперименте вызвала бурю эмоций среди интернет-пользователей, главные из которых – гнев, волнение и страх. Разбираемся, для чего апробируют ЦОС и какие изменения ждут 14 регионов, участвующих в проекте.

pНужен ли школе отдельный курс генетики? Наши эксперты считают, что нет: во-первых, для него не найти часов в учебном плане, а во-вторых, в курсе биологии старших классов генетике уделяется большое внимание. С другой стороны, полезными могут оказаться курсы внеурочной деятельности и программы дополнительного образования в этой области. Рассказываем об одном из проектов – лаборатории молекулярной биологии, в которой стали возможны исследования школьников с применением современных методов генетических исследований.

pДом в Мансуровском переулке, который московские краеведы традиционно связывают с фигурой булгаковского Мастера, ветшает и приходит в упадок, несмотря на то, что в столице многие хотели бы видеть здесь литературный музей. Но одного горячего желания москвичей, похоже, недостаточно. Алексей Михеев рассказывает о печальной участи здания, выброшенного на задворки истории.

pИзвестный телеведущий, писатель, философ Андрей Максимов убежден, что в России остро стоит проблема взаимодействия родителей и детей. И минувший период самоизоляции показал: зачастую взрослые не знают, что делать и о чем говорить со своими детьми. Каковы причины этой ситуации и что может сделать каждый, чтобы изменить положение дел? Своими мыслями на этот счет Андрей Максимов поделился в интервью "Учительской газете".

13 октября 2015 года в 11:29

Старейшему профессору ПетрГУ Михаилу Шумилову исполнилось 90 лет

Мария Дмитриева
90 лет исполнилось сегодня старейшему профессору Петрозаводского государственного университета, профессору кафедры отечественной истории, заслуженному деятелю наук Карелии и России Михаилу Шумилову. Этот юбилей - большое событие не только для самого именинника и его близких, но и в целом для университета, которым юбиляр руководил в течение двух десятков лет.

Михаил Шумилов - уроженец Каргополя (Архангельская область). Выбор жизненного пути после окончания школы пришелся для него на тяжелое военное время. Юноша решил попытаться последовать за своим увлечением - его страстью было тогда рисование - и отправил документы в Москву, в институт кинематографии, хотел стать художником-мультипликатором. Из столицы, однако ж, пришел отказ. И Михаил устроился на работу - в бухгалтерию местного управления военторга, которое вело заготовку сельхоз продуктов для Карельского фронта. А однажды (дело близилось к зиме) увидел объявление в газете о том, Карело-Финский университет продолжает принимать студентов... "Поезжай, Миша, учиться - справимся как-нибудь", - благословила мать, даже не подозревая, что сын не только окончит вуз, но и возглавит его на долгое время.

Любопытный факт: даже приехав поступать в университет в Петрозаводске, Михаил Шумилов не собирался поступать на историка, решил попробовать силы на физтехе. Но и.о. ректора Виктор Морозов, к которому пришел будущий студент, пояснил, что ближайшую сессию на физтехе юноша  вряд ли сдаст, но на историко-филологический факультет его возьмут без экзаменов. Но том и порешили. А спустя несколько месяцев, в мае 1945-го, перед рассветом, Михаила Шумилова и его однокурсников разбудила радиотарелка, из которой прозвучала самая важная новость – война кончилась!

В сорок восьмом после распределения Михаил Шумилов стал директором центрального лекционного бюро Комитета по делам культпросветучреждений. К 1970-му он защитил докторскую диссертацию, посвященную революционным событиям на Европейском Севере в 1917-1920 годах. Был избран заведующим кафедрой истории СССР и назначен проректором по учебной работе. А в 1973 году ему предложили стать ректором Петрозаводского государственного университета. "Совсем не думал, что новая работа с сохранением заведования кафедрой продлится два десятилетия и останется в памяти как один день, - говорит юбиляр. - Работа не для своих успехов, а ради благополучия и успешного развития большого коллектива — радость и удовлетворение".

По словам Михаила Ильича, тогда перед руководством вуза стояло несколько первостепенных задач. Одной из важных проблем была кадровая. Изначально состоявший из 4-х традиционных факультетов, вуз быстро прирос новыми направлениями и специальностями и нуждался в высококлассной профессуре. В университете стали появляться школы, возглавляемые специалистами, признанными сегодня не только в Карелии, России, но и за рубежом: Анатолий Зильбер, Вячеслав Орфинский, Наталья Рузанова, Ирина Лупанова и многие другие, - их имена навсегда вошли в историю вуза и республики.

Вторая проблема - материальная база университета, не отвечавшая современным требованиям. Как пояснил Михаил Ильич, если бы тогда была создана задуманная база, сегодня ПетрГУ входил бы в число федеральных университетов России и мог бы конкурировать с петербургскими вузами. Но у власти в приоритете были другие задачи, и всех планов реализовать не удалось. 

Михаил Ильич посвятил науке и образованию более 65 лет. Его главный научный интерес - история и культура Европейского Севера, история освободительного и демократического движения в России, в частности, революция 1905 и 1917 годов,  Гражданская война. Михаил Шумилов - автор более 150 научных работ, в том числе 15 монографий, учебных пособий. 

Михаил Ильич Шумилов был научным руководителем у не одного десятка аспирантов, сколько было дипломников – всех и не перечесть. Сегодня они с удовольствием поздравляют учителя.

- Я совершенно случайно стал учеником Михаила Ильича. Когда в начале первого года обучения мы выбирали темы курсовых работ, меня заинтересовала деятельность Эдварда Гюллинга. Эту тему предложил Михаил Ильич, так он стал моим научным руководителем, - рассказывает Александр Кривоноженко, кандидат исторических наук, специалист управления научных исследований ПетрГУ. - Часто консультация по поводу курсовой у нас перетекала в обычный разговор... Учитель всегда был и остаётся абсолютно демократичен, доступен для своих студентов. После окончания ПетрГУ я продолжил учёбу в аспирантуре Санкт-Петербургского государственного университета.  Михаил Ильич формально уже не был моим научным руководителем. Но когда я приезжал в Петрозаводск, он всё время интересовался моей научной работой, состоянием дел на истфаке СПбГУ. Расспросив в подробностях об этом, он неизменно спрашивал о других сторонах жизни, призывал не забывать заниматься спортом, продолжал давать ценные советы, что очень помогло при выходе на защиту диссертации. Он всегда искренне радуется успехам своих учеников -  с одинаковым восторгом он поздравлял меня и с защитой диссертации, и с женитьбой. И сегодня, присоединяясь к многочисленным поздравлениям, я от всей души желаю Михаилу Ильичу здоровья и сил на активную творческую работу ещё не на один год!

Фото из архивов Михаила Шумилова и Александра Кривоноженко

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Свежая информация Часы Guess на нашем сайте
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.