Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

С каким чувством в основном вы ждете сейчас начала нового учебного года?

Результаты

Текущий номер

Сказка про доброго носорога

Именно с этим героем Бориса Заходера сравнивает себя Анна Корзунина

номер 31, от 4 августа 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№31 от 4 августа 2020 года

pПовлияло ли дистанционное обучение на результаты единого госэкзамена? По официальным данным, средний тестовый балл по многим предметам увеличился. Однако насколько корректно сравнивать его с прошлогодним, если этим летом ЕГЭ сдавали лишь мотивированные на поступление в вузы выпускники? Свою оценку минувшей экзаменационной кампании дают наши эксперты, в том числе директора школ и педагоги.

pЗарплаты учителям во время пандемии выплачивались вовремя, но многие не получали стимулирующих: начальство говорило, что "не за что" платить из-за отмены традиционных мероприятий. При этом деньги в школы поступали в прежнем объеме, значит, стимулирующий фонд никто не отменял. Нина Коптюг рассказывает о ситуации с зарплатой педагогов в Новосибирске и анализирует опубликованные в открытом доступе данные о доходах директоров школ.

p"Искусство просвещать. Практическая культурология для педагогов и родителей" – так называется новая книга Евгения Ямбурга, директора школы №109 Москвы, академика РАО. Книгой первой необходимости уже назвала ее писатель Людмила Улицкая. Своими впечатлениями от прочтения делится Мария Голубева.

p"Виктор Александрович дождался меня на лестничной площадке, и вместе мы поднялись выше в его мастерскую. Сразу бросился в глаза олимпийский мишка, висевший на стене в рамке. Мы говорили о Кукрыниксах, о детях и детстве, о творчестве, о котах, которых художник особенно любил рисовать", – Федор Тоннеев вспоминает встречи с Виктором Чижиковым, Народным художником РФ, которого не стало 20 июля.

30 августа 2015 года в 18:39

Дмитрия Ливанова вызвали на родительское собрание. Но на откровенный разговор времени не хватило

Ольга Максимович, редактор сайта "Учительской газеты"
Собрание, которое состоялось в минувший четверг, 27 августа, было общероссийским. С прямыми включениями из 11 регионов и возможностью задавать вопросы из зала московского лицея № 1501, где тоже собрались родители в ожидании живого общения с министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым.
Чтобы вопросы не сыпались на министра хаотично, как в броуновском движении, процессом управляла модератор - народная артистка России Валерия. Таким образом в объективах камер для прямой трансляции (ее можно посмотреть здесь) оказались сразу два многодетных родителя – папа троих детей Дмитрий Ливанов и мама троих детей певица Валерия.

Конечно же, вопросы Дмитрию Викторовичу были адресованы, прежде всего, как министру образования и науки, хотя и про то, как в своей семье он регулирует использование детьми гаджетов, Ливанова тоже спрашивали. Запреты не подействуют, надо давать возможность альтернативного досуга, причем не менее интересного и увлекательного, поделился министр своим опытом общения с двумя сыновьями 8-ми и 14-ти лет (дочь уже студентка университета).

Помимо вопросов личного характера министру было адресовано и пожелание от многочисленной родительской общественности. В московской студии его высказал ответственный секретарь Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев: "Мы не успеваем за скоростью перемен. Может стоит минимизировать реформы, чтобы осознать уже сделанное". В ответ Ливанов пообещал, что никаких концептуальных изменений в наступающем учебном году не случится.

Родителей четвероклассников волновала ситуация с введением проверочных работ, многие считают их аналогами ЕГЭ. Дмитрий Ливанов пояснил, что проверочные работы были всегда и никакого отношения к ЕГЭ не имеют. Но теперь проводить их станут по единой методике во всех регионах. Таким образом ситуацию с качеством образования в разных школах страны можно будет сравнивать, анализировать и корректировать.

Родители их Хабаровска решили уточнить, будут ли все-таки единые учебники и какова здесь позиция министерства. "Наша позиция заключается в том, что дети должны учиться по хорошим и интересным учебникам, важно, чтобы они были написаны профессионалами, прошли апробацию и чтобы учителя видели в них серьезную помощь в своей работе. Мы повышаем требования к качеству учебников, поэтому федеральный перечень сокращается, но вариативность не исчезнет. Возможность выбора для педагога все равно останется. Это важная часть свободы творчества, необходимая для любого педагога. Но мы также должны обеспечить всем детям единое ядро фундаментальных знаний на случай переезда семьи в другой регион, например. Поэтому нам важно, договорившись об общих фундаментальных результатах образования и зафиксировав их в федеральных стандартах, дальше дать свободу учителям в выборе методик и технологий, необходимых им для достижения результата в конкретной ситуации. Речь не идет о переходе на единые лекала, по которым будут учиться все ученики во всех школах, речь идет о идет о свободе учителей в выборе учебных материалов, которые максимально полезны и способствуют получению полноценного образования каждым ребенком".

Из Тюмени поступил вопрос, правомерно ли взимать с родителей деньги за оплату охранников. И как с этим бороться. "Законодательство однозначно отвечает на вопрос, что является платным, а что нет, - сказал министр. - Все, что связано с обеспечением ФГОС, образовательная программа, дополнительные занятия, сейчас они включены в федеральный стандарт и должны быть бесплатными для родителей, вопросы питания, комфорта и безопасностью детей, должны решаться за счет бюджетных средств. И каждая школа должна получать финансирование в необходимом и достаточном для реализации этих базовых функций количестве. Это не исключает, что родители могут оказывать помощь школе на добровольной основе, например, для усиления охраны, замены окон, из которых дует. Родители помогали школе во все времена – и раньше, и теперь. Принципиальна здесь добровольность и обоснованность такого рода обращений".

"А укрупнение школ – это правильно?" - спросили родители из Алтайского края.

"Если объединение идет на пользу учеников, то да. Если преимущества объединения не очевидны,
делать это бессмысленно", - сказал министр и посоветовал пользоваться своими правами, влиять на процесс, который может быть запущен только на основе добровольного решения родителей, управляющих советов и педколлективов школ.

На сайт Минобрнауки поступил вопрос "Имеет ли школа право настаивать на покупке школьной формы у конкретного производителя?". Дмитрий Ливанов ответил, что "никто не может навязать производителя, рекомендовать могут только модель одежды и ее цвет. Бывает, что на региональном уровне принимается решение выбора одного производителя, который поставляет одежду для всех, но тогда четко регулируется цена. Она должна быть доступной".

Вопрос строительства новых школ подняли родители из Краснодара. Эта проблема, пояснил министр, будет решаться с помощью новой правительственной программы, которая стартует в 2016 году. До 2025 года в России планируется переход на односменное обучение с созданием более 6 миллионов новых мест в школах. На данный момент около 20 процентов школьников учатся во вторую смену.

Родители из Пермского края попросили уточнить ситуацию с вступлением в силу стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья с 1 сентября 2016 года. Не приведет ли это к снижению качества образования? – спросили у министра.

"У родителей таких детей должен быть выбор: либо обучение в специальных школах и классах, либо это будет инклюзия. Все должно зависеть от решения специалистов и родителей, от того, как будет лучше ребенку".

Собрание продлилось всего час, когда Валерия сказала, что наступил момент финальных вопросов и пора завершать встречу. Судя по реакции родителей, собравшихся в московском лицее, этого времени явно не хватило. Эстафета прямых включений предполагала и краткое представление школ, где родители из регионов ждали возможности задать свой вопрос. Школы, конечно же, не были выбраны случайно. Каждая хорошо известна в своем регионе и Валерия, как ведущая передавая микрофон, кратко говорила об их успехах и истории, на что тоже уходило время. У каждого региона было право задать только один вопрос. А их, судя по данным Национальной родительской ассоциации, которая собирала их полтора месяца, набралось очень много.

Приходили вопросы и в специальный раздел сайта Минобрнауки России. Безусловно, часовой формат просто не смог вместить значительную часть того, о чем родители хотели спросить у министра лично.

Нужно сказать и том, что даже те, кто все-таки получил возможность живого общения с министром, не всегда задавали действительно острые, требующие внимания федеральных властей вопросы. Вероятно, родителям не хватило на них времени, а, возможно, и решительности. Хотя именно к  такому разговору Дмитрий Ливанов и приглашал всех его участников в самом начале встречи: "Чем откровеннее и продуктивней будет наш диалог, тем лучше мы будем слышать друг друга и быстрее приходить к взвешенным рациональным решениям". В этом году максимально использовать формат личного общения с министром, задавая неудобные, но важные вопросы, у родителей не получилось.

Это факт

В новом учебном году в России будет работать 43210 школ. В первые классы придет 1,6 миллиона учеников, что на 145 тысяч больше, чем в прошлом году.

Фото Ольги Максимович


быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.