Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Владеете ли вы информацией о том, какие заболевания есть у ваших учеников?

Результаты

Текущий номер

Найти, чтобы отдать

Каждый из нас приходит к главной формуле жизни, проделав свой путь в тысячу ли

номер 08, от 25 февраля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№9 от 3 марта 2020 года

pМожет ли стать альтернативой школе семейное образование? По мнению педагога-психолога Кирилла Карпенко, у школы в этом плане противоречивая позиция: когда дети плохо себя ведут, учителя заявляют, что воспитание – это ответственность семьи, но когда родители забирают детей на домашнее обучение, им говорят: "А как же социализация? Как вы без школы сможете научить ребенка правильно себя вести в обществе?" Выводы эксперта, увы, не в пользу качества социализации в современной школе.

pВ Москве завершился финал IV Всероссийского конкурса "Успешная школа". Победителями признаны команды из шести городов России. Они получили гранты от 500 тысяч до 1 миллиона рублей на развитие своих школ. Еще одна команда удостоена специального приза "Учительской газеты". Подробнее о школах-победительницах – в репортаже Лоры Зуевой!

pКто читал "Конька-Горбунка"? Пару десятилетий назад такой вопрос в классе показался бы странным. Сегодня этот "лес рук" заметно поредел. И дело совсем не в том, что дети перестали понимать прочитанное, если оно написано не на языке мемов. В преддверии 205-летия со дня рождения Петра Ершова Марина Кудимова рассуждает о тайне и судьбе его творчества.

pАртемий Троицкий – легендарный музыкальный критик, журналист, преподаватель, писатель. Сам он, к слову, уверяет, что любит провоцировать и опровергать сложившиеся мнения о себе. Артемий Троицкий дал эксклюзивное интервью "Учительской газете", в котором рассказал о состоянии современного русского рока, исследовании молодежных субкультур и о том, почему перестал преподавать в МГУ после 2014 года.

1 декабря 2013 года в 13:30

Мастер-класс для учителей словесности дала в Петрозаводске профессор кафедры сценической речи Евгения Кириллова

Наталья Мешкова
Это первый подобный мастер-класс, он прошел в рамках культурной акции "Ночь в театре". В театр "Творческая мастерская" на мастер-класс к профессору Санкт-Петербургской театральной академии пришли преподаватели русского языка и литературы школ и колледжей города.
Евгения Кириллова начала с занятий по технике речи со студентами актерского факультета Петрозаводской консерватории. Она учила будущих профессионалов театра, как подавать реплику, чтобы партнера не оттолкнуть, что случается на скучных лекциях, а захватить, как говорить, не проглатывая звуки, наполняя каждое слово смыслом. Это было захватывающее зрелище, причем некоторые педагоги сами тут же пробовали повторять упражнения.

Разбор первого абзаца романа Льва Толстого "Анна Каренина" Евгения Кириллова начала со слов, что не все точки – это точки и не все запятые – это запятые. В школах, заметила она, неправильно учат делать остановку там, где в тексте стоит запятая. В жизни люди говорят длинными фразами, а грамматические знаки препинания – для письма, "чтобы мы во фразе не плутали". Мысль из фразы извлекается у каждого автора по-разному – еще одно наблюдение профессора. Разбор со студентами-актерами "Анны Карениной", за которым внимательно следили учителя словесности, это убедительно подтвердил. Так во фразе "Всё смешалось в доме Облонских" заключено сразу три мысли. А вот как их извлечь – задача непростая, студентам она пока не под силу.

Преподаватель культуры речи машиностроительного колледжа Вера Шишкунова посетовала потом на обсуждении, что по программе средней школы на Льва Толстого отводится всего 14 часов. Евгения Кириллова посоветовала хотя бы один час посвятить такой же детальной работе над словом, которую она продемонстрировала. Вера Шишкунова, когда я спросила ее, последует ли она этому совету, ответила утвердительно.

Учителя спросили Евгению Ивановну, что следует делать учителям словесности, у которых нет таких мастер-классов. Она рекомендует устаивать встречи с людьми, владеющими словом, потому что: "Язык уходит – это точно! Речь официозилась, огазетилась". По ее словам, выразительная устная речь еще осталась в мелких городах, деревнях, семьях, там, где возможен кодовый язык, понятный внутри определенной группы людей: "Если сохраняется кодовость, сохраняется возможность выращивания языка. Исчезает язык – исчезает народ. Язык должен быть консервативным, он должен сохранять устойчивость".

– Если бы я стала министром, я бы ввела в детских садах урок говорения, – такое предложение высказала Евгения Кирилллова. – А их учат писать…

Много вопросов накопилось у учителей. Они подходили после мастер-класса к Евгении Ивнаовне и спрашивали, когда в следующий раз можно с ней встретиться.

Фото автора


быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.