Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Какие характеристики являются определяющим для вашей образовательной организации при закупке материалов для детского творчества?

Результаты

Текущий номер

Тридцать лет спустя

Как рождалась и воплощалась идея конкурса «Учитель года»

номер 38, от 17 сентября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№38 от 17 сентября 2019 года

pЕще неделя, и в Грозном начнется финал Всероссийского конкурса "Учитель года России" - 2019. Масштаб мероприятий ожидается грандиозный, ведь конкурс отмечает в этом году свое тридцатилетие. О том, как рождалась и воплощалась в жизнь идея главного педагогического состязания страны, - в статье первого заместителя главного редактора "Учительской газеты" Ирины Димовой.

pКонкурс - это площадка качественного профессионального общения, новый творческий старт, шанс вновь поверить в свои силы, возможность найти друзей на всю жизнь... У "Учителя года России" множество смыслов. Именно о них размышляют учителя года разных лет в специальной рубрике "Конкурс в моей судьбе".

1 декабря 2013 года в 13:30

Мастер-класс для учителей словесности дала в Петрозаводске профессор кафедры сценической речи Евгения Кириллова

Наталья Мешкова
Это первый подобный мастер-класс, он прошел в рамках культурной акции "Ночь в театре". В театр "Творческая мастерская" на мастер-класс к профессору Санкт-Петербургской театральной академии пришли преподаватели русского языка и литературы школ и колледжей города.
Евгения Кириллова начала с занятий по технике речи со студентами актерского факультета Петрозаводской консерватории. Она учила будущих профессионалов театра, как подавать реплику, чтобы партнера не оттолкнуть, что случается на скучных лекциях, а захватить, как говорить, не проглатывая звуки, наполняя каждое слово смыслом. Это было захватывающее зрелище, причем некоторые педагоги сами тут же пробовали повторять упражнения.

Разбор первого абзаца романа Льва Толстого "Анна Каренина" Евгения Кириллова начала со слов, что не все точки – это точки и не все запятые – это запятые. В школах, заметила она, неправильно учат делать остановку там, где в тексте стоит запятая. В жизни люди говорят длинными фразами, а грамматические знаки препинания – для письма, "чтобы мы во фразе не плутали". Мысль из фразы извлекается у каждого автора по-разному – еще одно наблюдение профессора. Разбор со студентами-актерами "Анны Карениной", за которым внимательно следили учителя словесности, это убедительно подтвердил. Так во фразе "Всё смешалось в доме Облонских" заключено сразу три мысли. А вот как их извлечь – задача непростая, студентам она пока не под силу.

Преподаватель культуры речи машиностроительного колледжа Вера Шишкунова посетовала потом на обсуждении, что по программе средней школы на Льва Толстого отводится всего 14 часов. Евгения Кириллова посоветовала хотя бы один час посвятить такой же детальной работе над словом, которую она продемонстрировала. Вера Шишкунова, когда я спросила ее, последует ли она этому совету, ответила утвердительно.

Учителя спросили Евгению Ивановну, что следует делать учителям словесности, у которых нет таких мастер-классов. Она рекомендует устаивать встречи с людьми, владеющими словом, потому что: "Язык уходит – это точно! Речь официозилась, огазетилась". По ее словам, выразительная устная речь еще осталась в мелких городах, деревнях, семьях, там, где возможен кодовый язык, понятный внутри определенной группы людей: "Если сохраняется кодовость, сохраняется возможность выращивания языка. Исчезает язык – исчезает народ. Язык должен быть консервативным, он должен сохранять устойчивость".

– Если бы я стала министром, я бы ввела в детских садах урок говорения, – такое предложение высказала Евгения Кирилллова. – А их учат писать…

Много вопросов накопилось у учителей. Они подходили после мастер-класса к Евгении Ивнаовне и спрашивали, когда в следующий раз можно с ней встретиться.

Фото автора


быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.