«Здравствуйте, учительница!», - мой новый ученик, моя новая забота, моя новая проблема – стоял передо мной и широко улыбался.

            Это Павлик – маленькое независимое государство со своим характером, привычками, недостатками и достоинствами. Но и мой 1 «В» – тоже маленькая страна. Здесь уже сформировались правила поведения, сложились отношения. Класс настороженно затих. Кто такой? Чего от него ждать? Русскоязычный класс и маленький молдавский мальчик. Россия и Молдова. Разные страны, разные языки, разные традиции… Что будет?

Однако мои опасения необоснованны. Никто не понял, что Молдова находится дальше, чем областной центр, никто не заметил особенностей речи, а традиции мальчишек всего мира абсолютно одинаковые: поспорить о машинах и при случае дернуть понравившуюся девчонку за косичку.     

Правда, иногда между суверенной «Молдовой» и отдельными частями «России» возникало непонимание и, если конфликт вовремя не был урегулирован, случались даже войны. Результат военных действий был всегда одним и тем же: независимая «Молдова» целую перемену сидела  наедине со мной, с тоской смотрела на объединенную, веселящуюся «Россию», очень печально вздыхала, и, коверкая слова, жаловалась: «Наталья Миколаевна, никто меня не дружит…».

Но однажды гордая «Молдова» поняла, что проблема совсем не в том, что она «Молдова». Что никто не посягает на ее суверенность. А чтобы быть услышанным, оказывается, нужно всего лишь прислушаться самому. Так «Молдова» научилась быть благодарной.  

А «Россия» с удивлением обнаружила, что иногда нужно сделать вид, что нет чужой ошибки и уступить, несмотря на абсолютную уверенность в своей правоте. Так «Россия» поняла, что может быть великодушной.

И проблема исчезла. Живет сегодня независимая «Молдова» в составе не менее независимой «России», и, похоже, всех всё устраивает.

Оказывается, все так просто. Гораздо проще, чем кажется на первый взгляд.

            Выходит, и не нужно учить дружбе народов? Нужно! Нас, взрослых. А дети и без нашей помощи умеют выбирать друзей без национальных и религиозных ограничений, доверяя только своим чувствам. Говорят: «Дети жестоки…». Неправда! Жестокими они будут позже, когда начнут взрослеть и станут похожими на нас. Повзрослеют и мои первоклассники. И, возможно, заметят акцент, и найдут повод для насмешек или даже для травли… И наш Павлик будет чувствовать себя лишним, никому не нужным…Потом дети вырастут и сделают жестокими своих детей… Неужели, все так и будет?!

Да, если мы не изменимся сами и позволим измениться нашим детям.

            С чего начать? Может быть, с того, с чего началась дружба народов в нашем, отдельно взятом первом классе? С изучения русского языка? Ведь в нем скрыта многовековая народная мудрость. Хотя нет, не скрыта. Напротив,  все на поверхности. Бери, вкушай, делись с ближним, ее не станет меньше –  глубина русского слова неисчерпаема…

СМИРЕННОМУДРИЕ. Совершенно удивительное, давно позабытое слово. Именно смиренномудрия просят у Бога православные христиане во время Великого поста. Смиренный и мудрый… Трудно представить себе, что человек, наделенный этими добродетелями, будет оскорблять, унижать, доказывать свое превосходство.  

МИРОЛЮБИВЫЙ – тот, кто любит мир. Неужели любящий мир сможет с пренебрежением относиться к тому, кто рядом, какого бы цвета тот ни был?

А кто протянет руку помощи, проявит ВЕЛИКОДУШИЕ и МИЛОСЕРДИЕ, как не человек с великой душой и милым сердцем? Подарить благо в ответ на доброе отношение способен только БЛАГОДАРНЫЙ человек.

ТЕРПИМОСТЬ. В этом слове всё: не нравится - потерпи, присмотрись, попробуй понять… И тогда, может быть, «стерпится – слюбится»?

            Да, русский язык –  неиссякаемый источник с живой водой, способной очистить мысли, освежить чувства. Но наивно полагать, что для исчезновения глубокой кровоточащей раны, достаточно нескольких капель, пусть даже живой воды. Здесь необходимо комплексное лечение, где одно из главнейших условий выздоровления – осознание серьезности заболевания самим больным. И надежда на исцеление. А еще терпение и время. И тогда обязательно наступит тот день, когда наши повзрослевшие милосердные, великодушные и благодарные дети серьезные государственные конфликты будут решать так же легко, как делают это сейчас:

- Мирись, мирись, мирись. И больше не дерись…

 

Наталья Корниенко, учитель начальных классов средней школы №1 города Строитель Белгородской области

Иллюстрация с сайта http://arinin-den-irina.blogspot.com/