Цель - создание условий для:

- формирования основных понятий об особенностях размножения и развития насекомых; 

- заинтересованности в учении, развития творческой активности, развития аналитического мышления, навыков извлечения учебной информации на основе сопоставительного анализа материала учебника, дополнительной литературы,  умений перевода информации из одной знаковой системы в другую (текстовой информации в схему);

- формирования основ экологической культуры, опыта равноправного сотрудничества учителя и ученика в процессе обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.

Задачи:

- выявить в процессе групповой познавательной деятельности содержание ключевых понятий темы;

- совершенствовать умение работать с различными источниками информации, анализировать и делать выводы в процессе работы с текстом,

- продолжить формирование навыков коллективной работы; способствовать развитию познавательного интереса к предмету и окружающему миру.

Планируемые результаты:

- личностные: осознание ценностей биологического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- предметные: знать особенности организации насекомых, связанных с функцией размножения, познакомиться с типами постэмбрионального развития насекомых.

 

Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира,

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему,

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия,

- коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Вид урока: урок открытия нового знания.


Тип урока: комбинированный.

 

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, дополнительная литература, маркеры, ватман, раздаточный материал, технологические карты, коллекции насекомых.

 

Этапы урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Мотивация, создание проблемной ситуации.

«Открытие» нового знания.

Первичное закрепление.

Включение знаний в систему.

Результат урока.

Рефлексия.

Домашнее задание.

 

Ход урока:

1.   Организационный момент.

Эпиграф на доске: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» (Я.А.Коменский).

Учитель: Как вы понимаете слова Я.А.Коменского? Сегодня мы попытаемся сделать этот  день счастливым.

2.  Актуализация знаний

Учитель: Посмотрите, что же произошло с котом Леопольдом? Какая метаморфоза с ним произошла?

Что такое метаморфоз? (Мозговой штурм). Чтобы убедиться в правильности наших гипотез, давайте обратимся к различным словарям. Как трактуется данное понятие в разных словарях? (Работа со словарями).

Попытаемся дать общее определение. Метаморфоз - это глубокая перестройка  внутреннего и внешнего строения организма на протяжении его жизни.

3. Мотивация, создание проблемной ситуации.

Учитель: А сейчас мне хочется показать вам один из прекрасных метаморфозов. (Демонстрация видео «Рождение бабочки»).

С какими свойствами живого связан этот метаморфоз? (Размножение и развитие). А какое животное было показано? К какому классу оно относится? (Класс насекомые). Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь (Определение темы).

 

Тема урока: Размножение и развитие насекомых.

 

Учитель: А как вы думаете, все ли насекомые развиваются одинаково? (Целеполагание)

 

Цель: выяснить, как происходит развитие различных насекомых.

Определение форм работы: на доске перечислены формы работы (групповая, индивидуальная, дополнительная  литература, учебник).

Учащиеся определяют формы работы на уроке

 

Учитель: Чтобы достичь результата, мы сегодня…. (поработаем в группе, будем работать с учебником, дополнительной литературой и т.д.)

4.                  «Открытие» нового знания

Организация групповой работы (Приложение 1).

1 группа: Особенности размножения насекомых

Каково строение половой системы насекомых. По наличию органов размножения насекомые (раздельнополые или гермафродиты) –

Тип оплодотворения  -

Характерен ли для насекомых половой диморфизм?

Класс «Насекомые»: половая система.

Насекомые раздельнополы и нередко обладают резко выраженным половым диморфизмом. Половой диморфизм – это внешние отличия самцов и самок одного вида. Он сказывается в меньшей величине самца (у многих бабочек) или в совершенно иной расцветке обоих полов (например, у самца бабочки голубянки-икара крылья голубые, а у самки – тёмно-бурые), или же в еще более существенных признаках. Так, например, у самцов появляются на теле различные придатки (рог жука - носорога) или же некоторые органы получают у самцов более сильное развитие, чем у самок (громадные жвалы жука - оленя, более длинные усики дровосеков). Иногда только самцы крылаты, тогда как у самок крылья редуцируются или вовсе исчезают (некоторые пяденицы, бабочки - мешочницы).

2 группа. Развитие насекомых с полным превращением

Изучите материал учебника. Какие стадии проходит насекомое при развитии с полным превращением?

Какие изменения происходят на каждой стадии? (Среда обитания, ротовой аппарат, внешнее строение, подвижность).

Составьте схему,  иллюстрирующую данный тип развития.

В чем заключаются метаморфозы у насекомых при развитии с полным превращением?

Группа 3. Развитие с неполным превращением

Изучите материал учебника. Какие стадии проходит насекомое при развитии без метаморфоза?

Какие изменения происходят на каждой стадии? (Среда обитания, ротовой аппарат, внешнее строение, подвижность).

Составьте схему,  иллюстрирующую данный тип развития.

В чем заключаются метаморфозы у насекомых при развитии с неполным превращением?

Группа 4. Отряды насекомых, развивающихся с полным метаморфозом  и с неполным превращением (Приложение 2).

Прочтите материал таблицы. Укажите,  какие отряды насекомых и представителей отрядов развиваются с полным превращением и с неполным превращением.

Составьте схему, иллюстрирующую ваши выводы.

Афиширование результатов работы.

Каждая группа представляет результаты своей работы, учащиеся фиксируют полученные знания в технологической карте урока (Приложение 3). На доске формируется общий кластер «Развитие насекомых».

Вывод: развитие насекомых может происходить с полным превращением и с неполным превращением. Метаморфозы при развитии с полным превращением наблюдаются в строении, образе жизни, типе питания, среде обитания. При развитии с неполным превращением изменения связаны с ростовыми процессами.

5. Первичное закрепление.

Работа с тестом «Закончи предложение» (Приложение 3)

 

Закончи предложение:

Процесс  глубокой перестройки  внутреннего и внешнего строения организма на протяжении его жизни называют метаморфоз.

Взрослая особь насекомых называется имаго.

Развитие включающая три стадии развития (яйцо, личинка, имаго)  называют развитие с неполным превращением.

Развитие включающая четыре стадии развития (яйцо, личинка, куколка, имаго) называют развитие с полным превращением.

Учитель организует самопроверку, учащиеся сравнивают свои ответы с эталоном. Зеленые карточки поднимают учащиеся, не допустившие ошибок, красные – если ошибки были допущены.

 

6. Включение «нового знания» в систему знаний.

Учитель: Обратите внимание на  коллекции, после минутного обсуждения, определите тип развития насекомых, докажите верность своего высказывания. Прием ПОПС (Приложение 5).

Краткое выступление в соответствии с ПОПС – формулой, которая состоит из четырех элементов:


П – позиция (в чем заключается точка зрения)


я (мы) считаю(ем), что …

О – обоснование (довод в поддержку позиции)

… потому, что …

П – пример (факты, иллюстрирующие довод)

… например …

С – следствие (вывод)

… поэтому …

7. Вывод по уроку.

Развитие насекомых происходит по-разному. В зависимости от числа стадий развития, у подавляющего большинства насекомых различают два основных типа метаморфоза: неполное и полное превращение. По этим двум типам превращения крылатые насекомые разделяются на две большие группы — насекомых с неполным превращением и насекомых с полным превращением. Следовательно, основная черта биологии насекомых — способ метаморфоза — явилась важнейшим критерием в их классификации.

8. Рефлексия.

Давайте вновь вернемся к эпиграфу нашего урока.

Эпиграф на доске:

«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» (Я.А.Коменский).

Можно ли данный день считать счастливым?

Что вы прибавили к своему образованию?

Какие новые факты вы узнали?

9. Домашнее задание: стр. 164-166. Составить сравнительную характеристику различных форм развития насекомых. Какая из форм  развития является эволюционно более выгодной и почему?

 

Наталья Булычева, учитель биологии Майминской средней школы № 2 Республика Алтай

В прикрепленном файле – приложения.