Это обусловлено изменением структуры спроса на профессиональную подготовку кадров, изменением взглядов на понятие «образованность человека». Помимо социокультурных факторов, образование испытывает влияние, связанное с лавинообразным нарастанием совокупных знаний человечества, что требует ограничения, отбора и систематизации материала, включаемого в образовательную программу общего образования. Многими в современном обществе выделяется проблема изменения парадигмы образования, так как развитие информационных и постинформационных технологий становится неотъемлемой частью модернизации современного общества. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. В сегодняшних условиях образованность начинает осознаваться, как умение владеть различными техниками работы с информацией, совершенствования навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности.

Указанные факторы стимулируют развитие в образовательной сфере различных социально-педагогических инициатив, пытающихся разрешить эти противоречия и удовлетворяющих новым потребностям социума. Происходит становление и развитие принципиально новых образовательных технологий, которые должны базироваться на продуктивности, креативности, мобильности. В условиях становления и развития профильного обучения актуальным становится вопрос построения индивидуальных образовательных траекторий в личностно-ориентированном учебном процессе. Изменение методического и дидактического подхода к конструированию образовательной программы требует нового стиля мышления учителя, научного мышления обучающихся и соответствующих подходов к их формированию. На повестку дня ставится вопрос об организации исследовательской деятельности в образовательном учреждении, формировании исследовательской культуры участников образовательного процесса, развитие личностного потенциала школьников. На мой взгляд, исследовательская деятельность (учебная и научная) реализует одну из естественных потребностей человека – познавательную и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности. В условиях информационного общества именно наука становится важной составляющей деятельности, формирующей научный стиль мышления.

При реализации исследовательского подхода во главу угла ставится профессиональное мастерство учителя, которое определятся в первую очередь знаниями и умениями. Знать необходимо все то, что уже достигнуто в данной отрасли знаний, т.е. то, что добыто другими. Уметь же, как известно, всегда следует самому. Для учителя это умение добывать новые знания, умение применить на практике методы научных исследований, получить новые научные знания самостоятельно. Умение это для учителя тем более важно, что он должен научить ему обучающихся, познакомить их с основами науки на современном этапе, научить простейшим методам современных исследований, развить способность получать новые знания самостоятельно, обучить методам, принципам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться ребенку через решение задач научного характера по индивидуальной теме.

Причиной рассмотрения данного вопроса как педагогического исследования стало стремление разрешить проблемы, которые наиболее остро встают сегодня в процессе преподавания в современной гимназии:

- в современном обществе изменилось понимание качества образования. Ведущим законом становится закон опережающего развития образовательных систем в обществе и качества общественного интеллекта;

- независимая система оценки подготовки выпускников в форме ЕГЭ совершенствуется в направлении реализации в КИМах компетентностного подхода (умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определение сущностных характеристик изучаемого объекта, умение доказывать и применять знания в новых ситуациях);

- в современном обществе резко увеличивается доля выпускников, стремящихся к получению высшего образования и овладению навыками самообразования;

- появляется необходимость развивать и распространять знания, направленные на человека, его деятельность, механизм познания, уважение личности человека и человеческого достоинства;

- необходимость развития личностного потенциала школьника, главным феноменом которого является самодетерминация личности, то есть осуществление деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности.

Системный анализ данных проблем позволил мне определить ключевое противоречие: между имеющейся системой организации учебной деятельности, основанной на знаниевой парадигме и предполагающей простое накопление уже известных знаний, и необходимостью перехода к компетентностному обучению, предполагающему овладение универсальными способами обработки и структурирования информации для успешного самообразования личности.

Анализ ключевых противоречий показал необходимость создания и отработки в гимназии системы работы, которая позволит эффективно формировать интеллектуальные умения обучающихся, лежащие в основе научного мышления, через организацию исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время и, в конечном итоге, обеспечит выход на уровень формирования ключевых компетенций выпускника (социальной - способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений; учебно-познавательной - способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями, навыками; информационной - владение новыми технологиями; способность осмысливать ситуацию).

В процессе работы мною были определены следующие задачи:

  1. Превращение исследования в предмет обучения и  основу содержания образования: включение учащихся в процесс переоткрытия научных открытий, что позволяет воспроизводить и  культивировать уже в гимназии разные формы научного труда и теоретического мышления; обучение школьников каноническим операциям и процедурам исследования.
  2. Внедрение соответствующих образовательных форм, в которых данные методологические установки могли бы осуществляться, в том числе через функционирование спецкурсов реализующих задачи формирования представлений об исследовательской деятельности, исследовательском  поведении, методологии изучения сложных динамических систем.
  3. Создание условий для формирования единого пространства исследовательской деятельности в гимназии, основной задачей которого станет инициирование учителя и ученика к познанию мира, себя и себя в этом мире.
  4. Внедрение механизмов трансляции, распространения, тиражирования современных образовательных технологий в образовательном учреждении и за его пределами на основе развития собственного интеллектуального ресурса.
  5. Разработка адекватной системы критериев оценки результативности исследовательской деятельности: определение показателей эффективности и методов их отслеживания.

 

Новизна подхода заключается в создании в гимназии системы работы, основанной на использовании методов и приёмов, позволяющих создать мотивационную базу для осознанного восприятия знаний в ходе исследовательской деятельности, сформировать интеллектуальные умения, лежащие в основе научного мышления обучающихся. Особенным является создание условий для формирования системного, логического, универсального мышления ученика, которое позволит ему самостоятельно решать не только обществоведческие проблемы, но и, обнаружив межпредметные связи, выходить на уровень надпредметного, философского решения проблемы. Необходимо отметить, что на этом уровне у ученика появляется способность к рефлексии в её историческом ракурсе, восходящем ещё к Джону Локку - способность «познавать свою умственную деятельность так же, как мы познаём внешние нам предметы», т. е. ученик уже «не просто знает, а знает, что он знает; не просто делает, а знает, как он это делает».

В основе моей разработки лежит мысль о том, что исследовательская деятельность в целом или её элементы позволяют замотивировать ученика на осознанное и самостоятельное восприятие знаний и через систематическую работу по формированию интеллектуальных умений, дают возможность сформировать научное мышление как основу стабильной мировоззренческой позиции личности.

В данном случае сама исследовательская деятельность выступает более доступным средством мотивации ученика, её основной функцией является инициирование ученика к познанию мира, себя и себя в этом мире. Я считаю, что исследовательская деятельность учащихся – это творческий процесс совместной деятельности субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом чего является формирование мировоззрения. Педагог в данном случае выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

 

Современное состояние исследований по данной проблеме.

Теоретическую основу моей работы составляют идеи «Концепции развития исследовательской деятельности учащихся», разработанной Алексеевым Никитой Глебовичем, член-корреспондентом РАО, доктором психологических наук; Леонтовичем Александром Владимировичем, директором ДНТТМ; Обуховым Алексеем Сергеевичем, кандидатом психологических наук; Фоминой Людмилой Филипповной, главным специалистом Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Министерства образования РФ. Данная Концепция определяет ряд направлений внедрения исследовательской деятельности учащихся в образование как вклад в общекультурное развитие Российской Федерации. Вопросы, связанные с исследовательским поведением и познавательным развитием, раскрывает в своих монографиях доктор психологических наук Поддьяков Александр Николаевич. В его трудах анализируются методология и стратегии исследовательского поведения, а также различные виды взаимодействия и взаимопроникновения исследовательского поведения, интеллекта, творчества и игры, показана роль самостоятельной исследовательской деятельности в познавательном, социальном и личностном развитии ребенка. Автор описывает общие подходы и конкретные методы обучения исследовательскому поведению. Особое внимание Поддьяков А.Н. уделяет помощи и противодействию исследовательскому поведению, обучению и развитию учащихся со стороны учителей в различных ситуациях сотрудничества и конкуренции.

Под исследовательской деятельностью учащихся авторы понимают процесс решения творческой задачи, не имеющей заранее известного результата, основанный на освоении особенностей окружающей действительности с помощью методов научной работы, в ходе, которого происходит трансляция культурных ценностей.

В общественном сознании существуют представления об исследовании как установлении, обнаружении и понимании действительности. Касаясь этимологического анализа слова «исследование», авторы отмечают, что под этим типом деятельности понимается: извлечь нечто «из следа», т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах.

Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине. Авторы подчеркивают непреходящее значение этой ценности для исследовательского, научного типа мышления. Ценность установки на истину в исследовательской деятельности имеет две особенности: во-первых, её конструктивно-деятельностный, а не декларативный характер, т. е. истина должна быть обнаружена самим учеником через организацию своей собственной деятельности, а не доведена до него как имеющийся факт; во-вторых, лёгкость «технической» развёртки установки на истину применительно к индивидуальному педагогическому стилю учителя, т.е. учитель, стремящийся привести ученика к истине, сам выбирает удобный путь.

Основным методологическим подходом в организации исследовательской деятельности в рамках общеобразовательной школы является разделение научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности.

См. таблицу «Разделение научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности» (в прикрепленном файле).

 

С 2003 года я начала активно работать по включению в образовательный процесс элементов исследовательской деятельности. Была выдвинута гипотеза, что результатом такой деятельности станет сформированность ключевых интеллектуальных умений, раскрывающих принципы научного мышления и пути развития личностного потенциала обучающихся: умения анализировать, синтезировать, обобщать, находить аналогии и ассоциации, самостоятельно делать выводы и прогнозы, моделировать, доказывать и опровергать утверждения. Способность управлять своими умениями и навыками, оценка эффективности собственной деятельности, результативность при самостоятельном решении поставленных проблем позволит говорить о формировании ряда компетентностей ученика (информационной, самообразования, решения проблем и др.).

Полученные результаты работы с 2003 года можно систематизировать следующим образом.

Организация исследовательской деятельности во время проведения уроков:

- разработка программы углубленного изучения истории для 10 класса «История России с древнейших времен до конца XIX века»;

- выбор технологий, которые способствуют эффективному формированию ключевых интеллектуальных компетенций;

- выбор методов, приёмов и средств, позволяющих сформировать необходимые интеллектуальные умения через учебно-исследовательскую деятельность;

- систематизация алгоритмов по формированию интеллектуальных умений обучающихся;

- разработка элективного курса «Введение в учебно-исследовательскую деятельность»;

- систематизация информационных ресурсов для эффективной реализации исследовательской деятельности учителя и ученика в гимназии.

Организация исследовательской деятельности во внеурочное время:

- организация исследовательской деятельности обучающихся в рамках различного уровня конкурсов и программ;

- реорганизация деятельности научного общества учеников;

- разработка плана комплексного взаимодействия гимназии и родителей с целью формирования исследовательской культуры участников образовательного процесса;

- изучение результатов научно-исследовательской деятельности выпускников гимназии.

 

Разработка программы углубленного изучения истории для 10 класса «История России с древнейших времен до конца XIX века»

Задача: совершенствование содержания исторического образования в условиях профильного обучения на старшей ступени обучения.

 

В 2002/2003 учебном году мной была разработана программа «История России древнейших времен до конца XIX века» для 10 класса в объеме 136 часов. Программа прошла рецензирование на историческом факультете БелГУ (Питинова Т.Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Российской истории) и кафедре государственно-правовых дисциплин БелЮИ МВД РФ (Диденко А.А., кандидат юридических наук, доцент). Содержание программы обеспечивает достижение следующих целей изучения истории: освоение комплекса систематизированных знаний по истории России, ознакомление обучающихся с элементами методологических знаний об историческом времени и пространстве, овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа исторической информации. Особенностью программы является то, что она имеет комплекс методических рекомендаций для преподавания данного курса: календарно-тематическое планирование с выделением часов на вводные уроки, семинарские и лабораторно-практические занятия, уроки работы с разнообразными историческими источниками, уроки моделирования, уроки систематизации и обобщения знаний; планы проведения семинарских занятий; набор необходимых алгоритмов способствующих формированию интеллектуальных и исследовательских умений обучающихся; разноуровневые контрольные работы.

Работа по данной программе с 2003 года позволила эффективно решать вопросы организации исследовательской деятельности обучающихся, формирования ключевых компетенций выпускников, формирования исследовательского поведения.

 

Выбор технологий, которые способствуют эффективному формированию ключевых интеллектуальных компетенций

Современное общество ставит перед гимназией задачу подготовки выпускников, способных: самостоятельно приобретать необходимые знания, уметь применять их на практике; уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем). Одно их условий, которое позволит решить эти задачи – это использование современных образовательных технологий.

В своей работе я использую следующие технологии:

- личностно-ориентированное обучение: именно учебно-исследовательская деятельность является одним из способов реализации личностно-ориентированного подхода в образовании. Поэтому я использую идеи и принципы педагогической деятельности, разработанные И. С. Якиманской. Это опора на субъектный опыт ученика, осознанное принятие целей и их совместная постановка, организация субъект-субъектных связей в деятельности, создание условий для раскрытия личностного потенциала обучающихся, постоянная рефлексия внутреннего состояния ученика. Данная технология открывает самые широкие возможности для освоения учеником универсальной методологии исследования с его четко определенными и устоявшимися этапами на основе конкретного субъектного опыта, сугубо индивидуально, в условиях свободного творчества и сотрудничества с учителем.

- проектная технология: в ее основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. С 2003 года разработана система работы над учебными проектами, которые выносятся на защиту во время итоговой аттестации выпускников. Самые яркие проекты с использованием информационных технологий: «Поиски сознательного и бессознательного в творчестве С.Дали», «Галерея петербургских градоначальников», «Бородинская битва. Как это было?», «10 ключевых битв Великой Отечественной войны».

- обучение в сотрудничестве (обучение в малых группах): в основе лежит идея эффективной работы в коллективе, умение критически мыслить, умение быть контактным в группах сменного состава, работать сообща в различных ситуациях, предотвращая возникновение проблем или умело выходя из различных конфликтных ситуаций. За время работы над данной технологией разработаны уроки различного типа: вводные уроки, семинарские занятия, уроки моделирования, уроки контроля и оценки знаний.

- информационно-коммуникативные технологии: информатизация образования предполагает, что каждый учитель, в том числе и учитель истории, должен испытывать потребность в применении информационно-коммуникативных технологий в своей работе. Они дают возможность создать принципиально новые, современные подходы в образовании, когда главной задачей становится не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Данные технологии позволяют реализовать это, не навязывая, но предоставляя выбор, практически воплощая личностно- ориентированное, вариативное образование. Практическое воплощение данные идеи нашли в 2005 году, когда мною были разработаны серии уроков по истории отечественной культуры с использованием презентаций в формате Power Point: «Особенности древнерусской культуры», «Русская культура XV -XVI века», «Русская культура второй половины XVIII века» и др., а так же различные варианты интерактивного тестирования обучающихся.

 

Выбор методов, приёмов и средств позволяющих сформировать необходимые интеллектуальные умения через учебно-исследовательскую деятельность

Задачи:

- систематизация приемов способствующих эффективному формированию исследовательских умений обучающихся;

- создание условий для осмысления, анализа, синтеза, ассоциативного сравнения, обобщения и системного структурирования фактического материала, направленных на решение поставленной проблемы;

- создание условий для организации деятельности по самооценке, самокоррекции результатов труда обучающихся.

Формы работы:

- использование в ходе урока алгоритма работы с текстом исторического источника (локальный и целостный анализ текста);

- организация и проведение лабораторно-практических работ по истории в классах с углубленным изучением истории.

Самое серьёзное внимание при изучении курса необходимо уделять источникам. Предлагаемый приём локального и целостного анализа текста «Русская Правда» П.Пестеля - один из тех, которые позволяют выработать у учащихся навыки работы с текстами (см. прикрепленный файл).

Учащимся предлагается провести локальный или целостный анализ текста. Под локальным анализом мной понимается анализ конкретных частей текста (статей, разделов, глав) или общий анализ текста с целью создания обобщённого вывода по конкретной, специфичной проблеме, которая задаётся для анализа. Целостный анализ позволяет сделать вывод об общем значении текста, его направленности и роли в том или ином общественном явлении, процессе, месте в системе других документов. Для анализа учащимся предлагаются алгоритмы, которые поэтапно определяют их деятельность, позволяют самостоятельно организовать работу и добиться необходимого результата. Говоря о мотивации, необходимо отметить, что в самом алгоритме обязательным является этап обдумывания значимости выполнения данного задания для самого ученика.

Предполагаемый результат систематического использования приёма выражается в сформированности следующих умений:

- делать локальный анализ текста;

- делать целостный анализ текста;

- сравнивать содержание текста с уже имеющимися знаниями;

- находить аналогии;

- устанавливать логическую связь между фактами;

- обобщать материал и самостоятельно делать выводы.

Приём построения структурно-логических схем необходим всем ученикам. Как отмечается в работе Т.М. Давыденко и Е.В. Тонкова «Проектирование учебного занятия – основа успешности обучения», способным и хорошо успевающим ученикам схемы помогают выстроить знания в систему, обеспечивают выделение и осознание главного в учебном материале. Большинству учащихся они помогают ориентироваться в учебной информации, структуре знаний, их систематизации; способствуют эффективному и прочному запоминанию знаний. Слабоуспевающим ученикам структурно-логические схемы необходимы как логическая опора – это знания для зоны его ближайшего развития. При построении структурно-логической схемы учащимся предлагается набор основных понятий, раскрывающих содержание темы и позволяющих представить логику изучения. Все понятия предлагаются учащимся на отдельных карточках. Необходимо установить внутреннюю или внешнюю связь между понятиями и расположить их (на рабочем пространстве парты, на магнитной доске) в необходимом порядке указав стрелками имеющиеся связи. В данном случае отрабатываются умения:

- устанавливать внутренние и внешние связи;

- синтезировать, т. е. создавать целостную схему из разрозненных блоков или элементов.

Основной формой познания при отработке приёма является рациональное или логическое мышление, позволяющее соединять понятия в суждения, находить связи между ними (закономерности) и делать умозаключения. В зависимости от способностей, объёма имеющихся знаний, уровня мотивации учащиеся могут выбрать различные пути работы со схемой. Два распространённых варианта - построение схемы от частного к общему или, наоборот, – от общего к частному. Предполагаемый результат систематического использования приёма выражается в сформированности следующих умений:

- устанавливать внутренние и внешние связи между фактами, событиями, явлениями;

- синтезировать, т. е. создавать целостную схему из разрозненных блоков или элементов материала;

- обобщать материал для получения целостного представления об изучаемой теме;

- применять в качестве способа деятельности дедуктивный или индуктивный метод работы с материалом.

 

Источники

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: «Дрофа», 2003 г.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М.: «Дрофа», 2002 г.

Локк Дж. Избранные философские произведения. – М., 1960. Т.1.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

Давыденко Т. М., Тонков Е. В. Проектирование учебного занятия – основа успешности обучения. – Белгород, 2003.

Тонков Е.В., Тамбовцев Г.А., Сердюкова Н.С. Организация исследовательско-творческой деятельности учителя. – Белгород, 2001.

Мириманова М. С. Рефлексия как системный механизм развития www.researcher.ru.  

 

Наталья Мухартова, учитель истории гимназии №22 города Белгорода

В прикрепленных файлах – дополнительные материалы.