Тема «Публицистический стиль речи». В 7 классе дети впервые по-настоящему начинают осваивать этот стиль. Как сделать работу интересной и полезной? Может быть, в классе есть будущие журналисты? Нужно только «открыть» их. Для того, чтобы прикоснуться к тайнам профессии журналиста, мы обратились к Наталье Алексеевне Алексютиной, специальному корреспонденту «Учительской газеты».

Наталья Алексеевна сказала, что самое главное для журналиста – искренность. ИСКРЕННОСТЬ! Интересное слово! В лаборатории слова мы изучили его с разных сторон и увидели, что у него мало однокоренных слов. В морфемном словаре А.И. Кузнецова и Т.Ф. Ефремова даётся только ИСКРЕННИЙ, ИСКРЕННЕ. Зато в словаре антонимов нашли слова ЛИЦЕМЕРИЕ, ЛУКАВСТВО, ФАЛЬШ, ДВОЕДУШИЕ, ПРИТВОРСТВО, ЛЖИВОСТЬ. Ребята поняли, что именно в публицистике недопустимо.

Интересным оказалась и этимология слова. Оно имеет общие истоки со словом «ближний» и словом «корень» (по материалам этимологического словаря М. Фасмера). В результате нашего языкового исследования мы сделали следующие выводы: ИСКРЕННОСТЬ – КОРЕНЬ ЛЮБОГО ОБЩЕНИЯ. ИСКРЕННОСТЬ СБЛИЖАЕТ ЛЮДЕЙ.

Ребята настаивали на родстве этого слова со словом «ИСКРА», но в словарях эта версия не подтвердилась. Однако ребята всё же остались при своём мнении: «ИСКРЕННОСТЬ и ИСКРА похожи, потому что они зажигают сердца». Невозможно с этим не согласиться. Выйдя на новый уровень понимания слова, сказанного нам журналистом, мы продолжили работу с темой «Публицистический стиль речи».

На следующем занятии Наталья Алексеевна подарила нам ещё четыре слова, которые важно помнить журналисту: достоверность, доступность, актуальность, оперативность. Занятие решили построить в интерактивном режиме, когда не компьютерные возможности, а возможности фантазии позволяют моделировать ситуацию. Это очень важно. Компьютер не оставляет места для фантазии современных детей. Именно поэтому необходимо чаще находить такие моменты, чтобы включалась фантазия. Всем были выданы блокнотики для записи информации, ведь это необходимый атрибут каждого журналиста.

Сначала мы все оказались на экологическом форуме, где обсуждается вопрос о возможности содержания в Ленинградском зоопарке слона. На форуме присутствуют директор зоопарка, директор по строительству нового зоопарка, ветеринар, жители Санкт-Петербурга. Всех этих участников выбрали из числа желающих учащихся. Корреспондент Наталья Алексеевна Алексютина берёт у каждого из «компетентных участников экологического форума» интервью. Присутствующие «журналисты» записывают информацию в блокноты, для того, чтобы написать в газету новостной материал с форума.

Затем действие переносится в редакции газет, где создаются заметки для газеты с новостью про слона. Ученики сидят по группам. Это и есть коллективы редакций. Для создания новостного материала журналистам выдаётся пресс-релиз. Учащиеся знакомятся с новым для них термином.

Анализ полученных работ показывает, что тема, предложенная для обсуждения, была освещена учащимися с разных сторон. Заметки, написанные разными группами, отличалась тем, что в них были сделаны разные акценты. Обсуждая заметки, учащиеся сделали открытие, что сила журналистики заключается в том, что любое событие можно преподнести с разных точек зрения. Слово журналиста - настоящее оружие, поэтому и ответственность за каждое слово огромна. Теперь ребята подготовлены к работе над понятием «контекст идей».

Занятие показало эффективность сотрудничества с профессионалом, человеком, способным делиться секретами своего мастерства. Выход за рамки традиционного урока – путь к творчеству.

Вот что написали ребята об этом уроке.

- Мне понравилась необычность и неожиданность самой идеи. (Валентин)

- В будущем я хочу стать инженером и надеюсь построить план интересного зоопарка, где будет находиться огромная территория для слонов. (Гена)

- Мне понравилось работать над статьёй. Я хочу стать журналистом. (Никита)

- На занятии понравилось всё, но больше всего – быть в роли обычного жителя Санкт-Петербурга на экологическом форуме. (Маша)

- Мы сами проверили на себе, как работают настоящие журналисты, и, возможно, некоторые из нас выберут именно эту профессию. (Валера)

- Очень интересно почувствовать себя начинающим журналистом. Трудно было работать в редакции с некоторыми «сотрудниками», но мы справились. (Лиза)

- Мне понравился последний этап, когда мы составляли текст. На мой взгляд, было полезно то, что мы работали сообща. (Артём)

- Мне захотелось побольше узнать о профессии журналиста. (Саша)

- Было весело и очень интересно. Надо бы повторить! (Катя)

От своего имени и от имени своих учеников выражаю огромную благодарность корреспонденту «Учительской газеты» Наталье Алексеевне Алексютиной за сотрудничество и надеюсь на продолжение этой интересной работы.


Наталья Бурцева, учитель русского языка и литературы средней школы №302 Санкт-Петербурга