Среди задач, которые стоят перед школой на ступени начального общего образования, стандарт называет, в частности следующие:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся [1].

Одним из средств реализации названных требований может служить программа «Кладовая мудрости», которая поможет решить ряд  проблем духовно – нравственного развития и воспитания личности.

Содержание программы «Кладовая мудрости» нацелено на обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России посредством освоения и принятия школьниками общечеловеческих ценностей через культуру и творчество разных народов и призвано стать источником личностного роста, саморазвития, полем самореализации гимназиста, накопления его индивидуального опыта и оформления самоидентичности.

 

Задачи программы:

- формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

- воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

- воспитывать нравственные качества личности ребёнка,

- способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

- приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

 

Данная программа имеет 4 направления, которые органично взаимосвязаны друг с другом, что позволяет каждому обучающемуся в своём развитии плавно подниматься с одной ступени на другую:

1 класс - «Я и моя семья»: познакомить учащихся с культурой русского народа в совместном творчестве семьи и школы.

2 класс - «Моя малая родина»: расширить представления учащихся об обычаях и традициях хакасского народа.

3 класс - «Моя страна вся соседями населена»: приобщить детей к культуре народов России.

4 класс - «Путешествие по дальним странам»: создать условия для «погружения» учеников в культуру разных стран.

 

Направления концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников определили основное содержание работы по программе, которое реализуется по одной схеме  на любом этапе её реализации:

- сотрудничество с семьей;

- «погружение» в тему (экскурсия, фольклорные праздники, посещение спектаклей, культурных центров);

- маршрутный лист (мотивация на развитие, фиксация достижений), который разрабатывается на каждый учебный год;

 

Например: «Примерный маршрутный лист», 2 класс, «Моя малая Родина»

 

Мероприятия

Отметка о выполнении

I четверть

- диагностика «Дом, в котором я живу»;

- посещение краеведческого музея;

- викторина «Знаешь ли ты Хакасию?»;

- исследовательский проект: «Символы Хакасии»;

- защита проектов с помощью ИКТ.

 

II четверть

- экскурсия по столице Хакассии;

-фотоконкурс “Любимые места отдыха нашей семьи”;

- «Легенды происхождения названия города Абакана» – исследовательский проект;

-  игра с картой “Путешествие на вертолете”;

- акция “Ровесники города”

- семейный вечер «Абакан - город детства моего».

 

III четверть

- посещение хакасского национального театра;

- встреча со  знаменитыми земляками;

- конкурс творческих литературных работ «О родной земле с любовью!»;

- «Семейные обычаи хакасов» (устное народное творчество) – творческий проект.

 

IV четверть

- музейные уроки «Хакасская юрта»; «Национальная одежда»; «Национальная кухня»;

- посещение фольклорных хакасских праздников;

- «Литературные герои хакасов» - исследовательский проект;

- видеожурнал: «Сказание о земле Хакасской».

 

 

- проектная деятельность с использованием ИКТ;

- партнерство с общественными организациями, культурными центрами;

- итоговый праздник;

- рефлексия деятельности;

- оформление тематического раздела в электронной энциклопедии  и размещение её на сайте гимназии.

 

Важное условие - сближение урочной и внеурочной деятельности основного и дополнительного образования, выстраивание  системы «урок – внеклассное дело – занятие в творческом объединении школьников», создание единого образовательного пространства класса, школы и семьи, взрослого и ребёнка.

 

Рассмотрим  реализацию  основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования на основе программы «Кладовая мудрости».

 

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Реализацию первого направления мы рассмотрим на примере 1 класса, когда дети знакомятся с культурой русского народа, приоткрывая тайны семейного воспитания, в котором большое значение придается богатому и разнообразному русскому народному фольклору. Дети представляют семейные традиции на конкурсах чтецов, инсценировках, обрядовых играх. Таким образом, происходит приобщение семьи к школе через различные формы работы: родительские собрания, «круглые столы», семейные постановки, совместные праздники. Основным творческим  проектом становиться проект «Моё родословное древо». Вовлеклись и заинтересовались многие. Сначала учащиеся собирали информацию в семье, работали с устным источником – воспоминаниями, в этом им помогали их родители и другие родственники. Получив сведения об истории семьи, ребята составляли своё родословное древо в виде живописного дерева, нарисованного на бумаге, смоделированного как объёмная композиция или в электронном варианте. Школьники сделали подбор фотографий, дат и мест рождения своих родственников, а также дополнили  информацией  о роде занятий предков и  интересными фактами из их жизни. Каждая работа была представлена на празднике «Я и моя семья», где произошло более близкое знакомство с каждой семьёй.

На лето дети получили задание: отыскать ценные предметы, которые хранятся в семье и передаются из поколения в поколение, узнать историю происхождения этих предметов. Итогом такой исследовательской работы станет творческий проект «Реликвия моей семьи».

Восстанавливая семейную историю, учащиеся тем самым приумножают духовные ценности и сами более активно приобщаются к ним. Совместный поиск информации, изучение своей истории воспитывает историческую память, способствует формированию активной жизненной позиции, пробуждает и укрепляет интерес к истории страны, позволяет сформировать у детей элементарные представления об институтах гражданского общества и общественном управлении, сформировать уважительное отношение к свои предкам и увидеть значимость своей семьи. [2]

 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Особенно ярко реализация этого направления происходит через синхронизацию урочной и внеурочной деятельности. Такой подход позволяет выйти за рамки урока и привлечь семью, общественные и религиозные объединения, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средства массовой информации к процессу достижения современного национального воспитательного идеала.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом на основе работы с художественными произведениями на уроках литературного чтения, которые позволяют ребёнку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». На уроках предлагаю детям примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести, побыть в той или иной роли, попытаться разобраться в тех или иных поступках и ответить от имени героя. Произведение Л.Д. Кортоковой «Может, в сердце боль закралась?» позволило примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, представить себя в роли родителя и оценить свой поступок со стороны, а также у иными глазами взглянуть на близких людей [3]. Главная идея урока - воспитание уважительного отношения к людям разных возрастов – стала темой внеурочного мероприятия «Все мы разные, но все мы равные» по формированию толерантного отношения к окружающим и цикла классных часов по этическому воспитанию. К обсуждению этой проблемы присоединились родители на собрании «Я – толерантный родитель!». Таким образом, дети получили начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений.

 

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

С целью воспитания уважительного отношения к труду и творчеству старших и сверстников  в программе предусмотрены экскурсии на предприятия Хакасии, знакомство с профессиями родителей, экскурсии по городу.

Творческий проект «Лента времени», цель которого - создать историю своей семьи, соотнести важнейшие даты семьи с событиями в мире, помогает воспитывать ценностное отношение к человеку труда, трудовым достижениям. В данном проекте ребёнок стал связующим звеном между внешним миром и внутренним миром семьи. Проекты рождались совершенно разные, но каждый открыл для себя свою семью с другой стороны и почувствовал свою принадлежность, свою роль в этой цепочке, целостность которой зависит теперь и от него, от его осознания приоритета нравственных основ труда и творчества. Необычна, на мой взгляд, стала работа Вероники, которая очень увлечена музыкой. Она соотнесла дни рождения всех своих родных с датами рождением великих музыкантов. Оказалось, её дедушка родился в один день с известным советским композитором Матвеем Исааковичем Блантером, а бабушка - вместе с популярным музыкантом 60-х годов Элиотом Смитом. Сама Вероника родилась в один день с польским музыкантом Матюшко Станиславом. Видимо музыкальны талант у неё не случайно. Дети приходят к выводу, что все мы разные, у каждого своя история.

 

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Эти два направления в программе «Кладовая мудрости» реализуются через развитие интереса к прогулкам на природе, спортивным конкурсам: «Папа, мама, я - спортивная семья!», «А ну-ка, мальчики!», подвижным играм, хакасским народным праздникам,  туристическим походам и путешествиям по родному краю. Обыкновенные праздники «Масленица», «Золотая осень», да и любой повод съездить на природу начинается с того, что мы наводим чистоту вокруг того участка, где собираемся отдохнуть, так как невозможно насладиться природой в грязном лесу. Дети получают личный опыт  ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, первоначальный опыт природоохранной деятельности в школе, на приусадебном участке в совместном творчестве семьи и школы. Такое поведение формируется через общешкольные акции «Жёлтый лист», «Кормушка», «Наш школьный двор», «Помощь бездомным животным» и другие.

 

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Особую роль в реализации этого направления отводится активному использованию воспитательного потенциала регионально-культурной среды. «Погружение» в культуру хакасского народа во время посещения музеев, выставок, национального театра, народных праздников, участие детей в творческом проекте «Семейные обычаи хакасов» (устное народное творчество), этнокультурном проекте «Фестиваль хакасских спортивных игр» и проведение музейных уроков: «Хакасская юрта», «Национальная одежда», «Национальная кухня». Собирая материал для реализации проектов, дети получают первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, элементарные представления об эстетических и художественных ценностях культуры  малой родины.

 

Организация работы  по программе «Кладовая мудрости» эффективна в решении задач Концепции духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России, так как модель выпускника данной программы отражает её основные направления. Атрибутами такой личности являются:

- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

- трудолюбие, бережливость;

- понимание и поддержка нравственных устоев семьи;

- способность к культурному самоопределению, самореализации и саморазвитию;

- бережное отношение к жизни человека.

Духовно-нравственное воспитание - один из основных компонентов образовательного процесса в школе. Оно помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, найти своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины [4].

 

Литература

1. Ванцян А. Г., Нечаева Н. В. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л. В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.- 224с.

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Издательство «Просвещение», 2011 - 24с.

3. Короткова Л. Д. Сказка – для светлого ума закваска. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы.– М.: Педагогическое Общество России, 2001 -128 с.

4. Сорвина Р. Н. Духовно-нравственное развитие личности в системе дополнительного образования младших школьников.

5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.

6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009.

 

Татьяна Немцева, учитель начальных классов гимназии города Черногорска Республики Хакасия