Американский социолог Дж. Левин рассматривает родительство как сознательный выбор мужчин и женщин. Осознанное родительство начинается с осознанной личности, осознанной семьи, осознанной женственности и мужественности. И при этом оно позволяет развиваться дальше.

 

Осознанное родительство включает в себя:

- активную жизненную позицию родителя, постоянное стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, направленность на здоровый образ жизни;

- бережное отношение к семье и своей роли в ней;

- общение внутри семьи, основанное на доверии, искренний интерес родителей и детей друг к другу, традиции, ритуалы, праздники;

- ответственный подход к психофизическому развитию ребёнка на разных возрастных этапах;

- активное влияние на пространство, в котором живёт ребёнок: предметное окружение, общение, информационная среда;

- осознанный подход к воспитанию и обучению: собственный пример, выбор видов обучения и дополнительного образования (кружки, секции).

От кого - матери или отца – зависят наши жизненные успехи или несчастья?

Мама – это целый мир вокруг ребёнка, в котором он защищен от опасности, который учит его жить в гармонии со всем, что окружает. Благодаря матерям, дети адаптируются к жизни в сфере человеческих отношений.

В то время как материнство ассоциируется с гармонией, отец учит ребёнка действовать, ставить перед собой цели и достигать их. Что должен делать отец, если на пути ребёнка возникают препятствия? Абсолютно верно, помогать ему в их преодолении. Упрямство и многообразие эмоций зачастую мешают детям. Роль отца – обеспечить ребёнку понимание, что твёрдость и серьёзность принесут гораздо больше пользы, нежели капризы. Мама чаще всего старается оградить ребёнка от конфликтной ситуации, а отец, наоборот, пробует научить ребёнка справляться с проблемами подобного рода.

Многое в жизни ребёнка зависит в равной степени от обоих родителей. Главное, чтобы ребёнок рос в здоровой семье и был окружён любовью, лаской, пониманием, что создает атмосферу благополучия!

Мы воспринимаем любовь тремя способами: физически, эмоционально, интеллектуально. Если такие контакты отсутствуют, то определенная часть детской психики приостанавливается в развитии. Таким образом, способности ребенка не проявляются, а это, в свою очередь, вызывает к жизни различные комплексы: неполноценности, неуверенности и т.д. Дети, которые с первых дней жизни находятся в близком контакте (эмоциональном, коммуникативном) с мамой и папой, в жизни оказываются более активными, успешными, эмоционально устойчивыми.

Поведение отца во многом влияет на то, какой жизненный путь выберет ребёнок. Будет ли он робким или уверенным в себе, защитником собственных интересов. Забота о потребностях малыша, щедрость на похвалу его достижений, объятия и разговоры гораздо важнее для развития личности маленького человека, чем покупка дорогих игрушек.

Важно, чтобы родители стремились установить с детьми тесные взаимоотношения, были для них верными друзьями и товарищами, прислушивались к их мнению и старались своевременно помочь в трудных ситуациях. В тех семьях, где подобная забота и внимание к детям считаются необходимыми, обязательными, выделяется специальное время для разговоров и бесед. Родители и дети, столкнувшись с затруднениями, непониманием, возникающими в жизни семьи, садятся в круг и обсуждают проблемы и находят конструктивное (бесконфликтное) решение.

Такой подход помогает установить доброжелательный психологический микроклимат в доме, его необходимо принять за основу в каждой семье. С его помощью можно предотвратить конфликтные ситуации, а именно:

- приобретая привычку советоваться и обсуждать важные проблемы, дети с раннего возраста учатся общению, постигают логику мышления и основы саморегуляции;

- родители подростка, учитывая его чувства, эмоции и потребности, направляют мысли и суждения ребенка в правильное русло, приоткрывая дорогу к истине;

- подростки перестают видеть в своих родителях авторитарных людей, требующих беспрекословного подчинения и выполнения своих требований, учатся договариваться и сотрудничать;

- быстро взрослеющие дети, обсудив с родителями проблему, поняв и осознав ее, начинают добровольно выполнять принятые совместно со взрослыми решения.

Ребёнок чувствует, мыслит, фантазирует, общается, смеется и плачет не так, как взрослый. Ему недоступны их отвлеченные рассуждения. Мы можем быть похожи друг на друга внешне, но у нас разные желания, взгляды, умозаключения.

К сожалению, слишком часто педагоги и родители ошибочно считают детей подобными себе. Следует понять, что как дети не могут постичь мир взрослых, так и взрослые не могут стать детьми и вернуться в мир детства.

Родители должны помогать ребёнку принимать и проявлять любовь, постигать секреты человеческих взаимоотношений, ценить жизнь, уважая при этом его индивидуальность и свободу.

Выбирая формы воспитательного воздействия, необходимо проявлять, прежде всего, спокойствие, без предрассудков воспринимать изменения в эмоциях и поведении детей, которые могут не совпадать с привычками и установками взрослых.

Родителям важно научиться быть гибкими и разумными, чтобы время от времени менять решения. В арсенале любого воспитателя (родителя) должно быть умение извиняться перед собственным ребёнком. Те, кто использует подобные методы в семейном воспитании, имеют большой авторитет у детей.

Многие родители занимают крайние воспитательные позиции: разрешают ребёнку делать все, что он хочет, удовлетворяют его потребности и требования независимо от того, разумны они или нет. В подобных ситуациях ребёнок управляет своими родителями, теми, кто его окружает, он становится диктатором.

Другие родители поступают прямо противоположно, отрицая даже вполне законные и вполне логичные просьбы детей, проявляют неуважение к ним, пренебрегают их правами. Совершенно не считаясь с нормальными желаниями ребёнка, они выдвигают массу запретов.

Для того, чтобы избежать двух крайностей поведения и придерживаться умеренной позиции, родителям необходимо руководствоваться следующими правилами:

- быть последовательными в предъявлении требований или просьб, твердо отстаивать собственную точку зрения, при этом аргументировать ее;

- проявлять уважение к ребёнку, не противодействовать ему без причины и не давить на него;

- внимательно относиться к просьбам детей и видеть разницу между действительными потребностями и капризами.

У детей впечатления накапливаются постепенно, порой неосознанно, иногда случаются горькие открытия и даже разочарования, вследствие противоречивых методов воспитания, а также, когда выясняется, например, что взрослые скандальны, склочны. Привычка сплетничать, жаловаться, конфликтовать влечет за собой печальные последствия для ребёнка и его окружения.

Родители собственным примером должны демонстрировать детям наличие психического, эмоционального, физического и духовного благополучия. Нездоровье в любом из этих аспектов может вызвать серьезные осложнения в супружеской жизни, во взаимоотношениях родителей и детей.

Семейная среда должна содействовать здоровому развитию ребёнка. Словно родители говорят своему сыну или дочке: «Мы любим тебя именно таким, какой ты есть». Когда взрослый приходит на помощь ребёнку, он оказывает ему поддержку, но не становится на его место. Если решать проблемы за ребёнка, это окажется препятствием на пути к самостоятельности и самореализации.

Родителям нужно побуждать детей к открытию своей оригинальности и неординарности, прививать ребёнку самоуважение. А для этого надо поощрять детей рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Когда ребёнок научится любить и уважать себя, свой внутренний мир, он начнет с уважением относиться к окружающим.

Быть ребёнком – трудно. Это огромная, непрерывная и сложнейшая работа: расти, открывать мир, узнавать людей, учиться любить и сопереживать, радоваться и грустить. Многие родители не понимают, не уважают и не чувствуют этой сложности и оставляют детей один на один с огромным миром, который они еще не успели понять.

Давайте же будем учиться секретам осознанного родительства. Наблюдайте за детьми, познавайте их потребности и мотивы, учитесь думать вместе с ними, понимать свои и детские чувства и переживания. Слушайте своё сердце. А самое главное – чаще смотрите в глаза ребенку.

 

101 способ выразить ребёнку поддержку и похвалу:

1. Я всегда верю в твою победу!

2. Ты сейчас на правильном пути!

3. Прекрасный результат!

4. У тебя это получилось!

5. Это супер!

6. Хорошая работа!

7. Это именно твоё достижение!

8. Я горжусь тем, как ты сегодня занимался!

9. Ты делаешь это очень старательно!

10. Этот результат намного лучше!

11. Я счастлив(а) видеть такую твою работу!

12. Ты близок к истине!

13. Ты ответственно подходишь к выполнению работы.

14. Ты делал это сегодня значительно лучше!

15. Это лучшее из того, что я встречала.

16. Мои поздравления!

17. Это то, что надо!

18. Ты значительно улучшил качество выполнения работы.

19. Превосходно!

20. Я знала, что ты можешь сделать это.

21. Это значительное улучшение!

22. У тебя прекрасные данные!

23. Замечательно!

24. Ты быстро учишься.

25. Продолжая проявлять настойчивость, ты добьёшься лучшего.

26. Это именно твоя победа!

27. Мне есть чему у тебя поучиться.

28. Ещё немного терпения и у тебя получится!

29. Ты сделал это легко!

30. Ты действительно сделал сложную работу!

31. Это твой лучший результат!

32. С каждым днём у тебя получается всё лучше!

33. Ты сделал это так основательно!

34. Это здорово!

35. Это интересный способ!

36. Ты мне подарил идею.

37. Этот способ действительно лучший!

38. Так держать!

39. Поздравляю!

40. Ты прав!

41. С тобой приятно иметь дело!

42. Очень приятно с тобой сотрудничать!

43. Ты сделал это как раз вовремя!

44. Ты сегодня меня приятно удивил!

45. Это уникальный способ действия!

46. Сейчас ты приобретаешь свой опыт.

47. Мне нравится ход твоих рассуждений.

48. Я очень горжусь тобой!

49. Большое тебе спасибо!

50. Сегодня ты превзошел мои ожидания!

51. Я никогда не видела ничего лучшего!

52. Ты понял это очень быстро.

53. Твоя работа принесла мне много радости!

54. Чудно!

55. О, кей!

56. Великолепно!

57. Мощный прорыв!

58. Я такого ещё не видела!

59. Ты неузнаваем сегодня!

60. Это успех!

61. Это твоя победа!

62. Теперь ты чувствуешь свои возможности.

63. Это оригинально!

64. Ты настоящий мастер!

65. Сердечно рада за тебя!

66. Я приятно удивлена!

67. Не могу не выразить свой восторг!

68. Грандиозно!

69. Интересный ход мыслей.

70. Ты почти у цели.

71. Необыкновенно!

72. Прекрасно!

73. Порадовал.

74. Это лучше всего!

75. Совершенно!

76. Прекрасный ход работы.

77. Сенсационно!

78. Чудесно!

79. Ты – умничка!

80. Ты – мастер!

81. Ты только что сделал это!

82. Я восхищаюсь твоим упорством!

83. Я верю в тебя!

84. Это выдающееся открытие!

85. Отлично!

86. Это классная работа!

87. Твой вклад неоценим!

88. Ты потрудился на славу!

89. Фантастика!

90. Здорово!

91. Тебя ждет удача!

92. Ты достоин похвалы!

93. Ты молодчина!

94. Ты действительно добьёшься

успеха!

95. Это называется прекрасной работой!

96. Ты отлично справился с заданием!

97. Твоё упорство не прошло даром!

98. Уважаю!

99. Я признательна тебе!

100. Ты делаешь это красиво!

101. Уникально!

 

Рекомендуемая литература

1. Грэхэм Д. Как стать родителем самому себе. – М., 1993.

2. Кэмпбэлл Р. Как на самом деле любить детей. – М., 1990.

3. Кумпан Л. А. Родители и дети: пути взаимопонимания. – Киев, 2009.

4. Малимонова С. Н. Взаимоотношения детей и родителей. – М., 2008.

5. Торе А. Ошибки родителей. – М., 1993.

6. Фурутан А. Отцы, матери, дети. – М., 1992.

 

Наталья Колпакова, педагог-психолог высшей категории, директор Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения "Семья плюс", Барнаул, Алтайский край.

 

Фото с сайта http://kcpmss.ucoz.ru/