​Речевые нарушения  у учащихся с интеллектуальной недостаточностью носят системный характер. Нарушаются  все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Поэтому в логопедической работе важен системный подход к коррекции речевых нарушений.

У учащихся с интеллектуальной недостаточностью часто наблюдается недоразвитие фонематического восприятия, слухо-произносительной дифференциации фонем, что проявляется в неусвоении букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме.

Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия (дифференциации фонем) проводится при устранении фонематической дислексии и акустической дисграфии (дисграфии на основе нарушений фонемного распознания).

Многие школьники с интеллектуальным нарушением с трудом дифференцируют звуки, сходные акустически и артикуляторно. Одними из наиболее сложных для дифференциации являются парные звонкие и глухие звуки.

Дисграфия у детей с интеллектуальным недоразвитием чаще всего смешанная или сложная. Данное логопедическое занятие разработано для учащихся начальных классов, имеющих фонематическую дислексию, акустическую дисграфию, сложную дисграфию, включающую акустическую дисграфию, дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Часть заданий занятия направлена на развитие фонематического и слогового анализа и синтеза,  анализа структуры предложения.

Система вопросов и заданий на логопедическом занятии составлена с учётом возрастных особенностей учащихся начальных классов, направлена на развитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Для активизации познавательной активности учащихся на занятии используется компьютер (мультимедийный проектор, экран). Наглядный материал, подготовленный в программе Power point, позволяет сделать занятие ярким и продуктивным (эффективным).

Использование на логопедическом занятии презентации по теме занятия помогает учителю-логопеду в игровой форме осуществлять коррекцию фонетико-фонематической стороны речи учащихся, развивать и закреплять навыки фонематического, звукобуквенного анализа, синтеза, навыки дифференциации звуков и букв, развивать внимание, память, мышление. Это подготавливает младших школьников к более успешному усвоению учебного материала.

 

Расима Шишова, учитель-логопед специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №565 города Санкт-Петербурга

 

Полностью сценарий занятия опубликован в №5 «Учительской газеты» от 3 февраля 2015 года.

 

Презентация к занятию доступна для скачивания здесь.