Начали мы со школьных музеев. А их у нас четыре - «Память», «Суворовское наследие», «Колесо истории: вперед к истокам» и «Театральная гостиная». Именно здесь дети не только рассматривают выставленные экспонаты, знакомятся с подлинными вещами, слушают рассказы экскурсовода, но и сами пробуют свои силы в экскурсионной работе.

Каждое посещение музея начинается с подготовки. Мы знакомимся с тематикой предстоящей экскурсии, делаем предположения, что мы увидим там.

Музей «Память» знакомит с подлинными свидетельствами Великой Отечественной войны. Частыми гостями этого музея являются ветераны. Их с каждым днем становится меньше, и тем ценнее общение малышей с ними. Музейная экспозиция пополняется семейными реликвиями учащихся.

Музей «Суворовское наследие» знакомит  с доблестной историей русского оружия.

Музей «Колесо истории» наполнен предметами быта и воссоздает колорит традиций русского народа.

Музей «Театральная гостиная» позволяет окунуться в атмосферу театра и приобщиться к творчеству.

Итогом посещения становятся сочинения, поделки, рисунки, мини-проекты.

И обязательно свои отзывы и впечатления дети оставляют на тематической страничке в интернете.

Своим опытом работы в этом направлении мы и хотим поделиться. Представляем сценарии занятий из курса «Музей и культура».

Первый сценарий на тему «Музей – азбука прекрасного», опубликован в №4 "Учительской газеты" от 27 января 2015 года. Презентация к занятию доступна для скачивания здесь.


Ниже - второй сценарий

Бабушкин сундук

Занятие в школьном музее «Колесо истории: вперед к истокам».

 

Цели занятия: приобщение молодого поколения к красоте духовного мира и  наследию русского народа, выявление характерных для нации черт и признаков материальной культуры народа, воспитание любви и уважения к народному творчеству русского народа.

 

Оборудование: русские народные костюмы (12 штук); сундук, утюг, самовар, посуда, ложки, салфетки, скатерть, половик, горшки, чайник, рубель, корыто, полотенце, лампа.

 

Ход занятия:

Учитель (в народном костюме): Что за город-то такой?

 

Ученик: Так то Москва, Марьюшка.

 

Учитель: Что за терем расписной?

 

Ученик: Здесь по Москве много таких, Марьюшка.

 

Учитель: Ой, а люду-то сколько!

 

Ученик: На то она и Москва-матушка.

 

Учитель: А детки какие, с какого веку-то будут?

 

Ученик: А, да то племя молодое… современная молодёжь то будет!

 

Учитель: А одежда не такая, как у нас.

 

Ученик: Так это мы исправим!

 

Учитель: Но чувствую я, что общее что-то между нами, объединяет нас сила какая-то! Какая, знаешь, Андрейка?!

 

Ученик: Знаю-знаю, Марьюшка! Сила та Русью зовётся. Из одной страны мы – из матушки России! Эх, запевай!

 

Звучит хороводная песня «Ой, сад во дворе…».

 

Учитель: Да в гости мы к вам пожаловали, парни и девушки, не с пустыми руками. Поведать хотим вам, как мы жили-не тужили много лет тому назад. А чтобы вы так не выделялись одеждой-то такой, давайте-ка сейчас быстренько переоденемся!

 

Исполняется песня «Пчёлочка», в этот момент дети переодеваются. Учитель помогает ребятам.

 

Учитель: А начнём мы с вами со знакомства-приветствия.

 

Деление детей на пары: мальчик-девочка. Поклон, произносятся имена.

 

Учитель: Здравствуйте, гости дорогие! А зовут меня Марьюшка.

Аналогично представляются дети.

 

Учитель: Ну вот мы и представились! Ребята, сегодня мы поближе и с вами познакомимся, и с традициями нашей Родины – Руси-матушки, а ещё поведаю вам  о тех вещах, которыми пользовались наши прапрабабушки и прапрадедушки. А поможет нам в этом (снимаю накидку). Что это?

 

Ребята видят сундук. Одновременно загорается слайд «Бабушкин сундук».

 

Учитель: Ребята, это тема нашего занятия. А что такое СУНДУК? Кто его видел? А где он вам встречался? (Ответы учеников).

Издавна Русь наша славилась своими мастерами и мастерицами. Всё тогда изготавливалось своими руками. Отсюда и выражение пошло: ЗОЛОТЫЕ РУКИ. А что оно означает? (Ответы учеников).

Покажите и вы мне свои руки. Вижу я, что руки ваши тоже умелые, а, значит, ими вы прославите нашу родину.

Подойдите ближе к нашему сундуку. Приложите руки к нему. Давно умелец смастерил его. Закройте глаза. Как вы думаете: старинные аль современные вещи в нём хранятся? А что такое старинные вещи? Так интересно вам узнать, что в сундуке хранится? (Ответы учеников).

 

В сундуке: утюг, лампа, корыто-сечка, самовар, посуда, скатерть, салфетки, полотенце.

 

Ученик: Как много вещей хранит в себе сундук!

 

Ученица: Да, о многом сегодня ребята узнали.

 

Ученица: Сундук-то наш полон, а вот стол пуст.

 

Ученик: Да быть такого не может. Русь всегда славилась хлебом-солью.

 

Учитель: А давайте и мы с вами попробуем стол наш накрыть. А для этого быстренько возьмите вот эти салфетки расписные, их расписывали для вас ваши ровесники. Там вы и прочитаете: кому что подносить к столу.

 

Накрывается стол.

На стол: скатерть, самовар, салфетки, посуда, ложки, баранки, крынка под мёд, пряники, хлеб.

 

Учитель: Вот молодцы, ребята. А для чего накрывают стол? (Ответы учеников). Да, собирались всей семьёй или ждали в гости. А вы вечером любите собираться всей семьёй?

А место у вас у каждого своё? (Ответы учеников). Вот так и раньше было: каждый занимал своё место.

 

Рассказ о посадке. Сели за стол.

 

Итог

Учитель: Наша встреча подходит к концу. Интересно вам было узнать, что хранится в сундуке? А что нового вы узнали на нашем занятии? (Ответы учеников).

Ребята, наверняка и в ваших семьях тоже есть старинные вещи. Поговорите о них, узнайте, как ваши родные их использовали.

А что за русский стол без каравая? Каравай всегда на Руси был символом благополучия и здравия. У меня для вас, ребята, есть ещё один сюрприз

 

Вручение каравая.

 

Учитель: Хлеб да соль вашему дому! А после посиделок за столом на Руси водились, что?.. (Хороводы).

Вот и мы с вами давайте заведём хоровод!

 

Хоровод под исполнение русской народной песни.

Оксана Канчина, Ольга Полищук, учителя начальных классов Центра образования №2006 Москвы, обладатели спецприза VIII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

Фото из архива авторов