В чем секрет такой популярности?  Гитара – универсальный музыкальный инструмент, его можно использовать и в сольном исполнении, и для сопровождения песен, и в ансамблях, исполняя музыку различных стилей и эпох. Но несмотря на солидный возраст отечественной школы гитары, у нас все еще существует проблема доступности качественного гитарного образования. Очень многие дети не могут научиться играть на гитаре по причине того, что родители не в состоянии купить хороший инструмент, или рядом нет хорошего педагога.

Где бы я ни работала - в клубе, музыкальной школе или в доме творчества, каждый год одна картина: детей приходит гораздо больше, чем способны принять стены учреждения дополнительного образования. Многие уходят не солоно хлебавши, начинают заниматься самостоятельно или с частными репетиторами, кто-то обращается в коммерческие структуры, которые, кстати, теперь повсеместно создаются и в муниципальных учреждениях дополнительного образования. И те же образовательные организации, и многочисленные частные репетиторы (как профессионалы, так и любители) успешно «наживаются» на безмерной народной любви к гитаре. Коммерческие услуги далеко не всем доступны: в Нижнем Новгороде урок гитары стоит в среднем 500 рублей. По моим многолетним наблюдениям, результаты частных уроков все же далеко отстают от результатов систематического образования в учебных заведениях, будь то музыкальная школа или дом творчества, где в наличии учебная программа и квалифицированные кадры. И стоимость уроков (вопреки сложившемуся мнению: «раз бесплатно, значит – плохо») никак не влияет на результат обучения.

В нашем городе Дворец творчества им. В.П. Чкалова – один из немногих островков, который еще не затопили волны тотальной коммерциализации.  У нас все занятия бесплатные, но беда с классами – их катастрофически не хватает. Существует и проблема дефицита кадров, несмотря на то, что музыкальное училище и консерватория каждый год выпускают гитаристов. Преподаватели гитары, избалованные своей повышенной востребованностью, не сильно держатся за казенные места, чуть что – и готовы упорхнуть на вольные хлеба. Нехватка специалистов ощутима даже в таком большом городе, как Нижний Новгород, что уж говорить о глубинке…

Как же дать возможность каждому ребенку в любом уголке нашей страны по-настоящему освоить искусство игры на гитаре?

Логичный выход из создавшейся ситуации: повсеместное внедрение групповых занятий по гитаре, которые можно проводить не только в учреждениях дополнительного образования, но и включать в программу по музыке в обычных школах. Опыт успешной реализации подобных проектов в средних общеобразовательных школах в кооперации с учреждениями дополнительного образования уже есть, однако мне не приходилось слышать об уроках гитары, в которых участвовал бы одновременно весь класс. Как оказалось, это возможно и не так уж трудно организовать. В Германии во многих школах занятия музыкальным инструментом, и в частности гитарой, уже проходят на регулярной основе и включены в общее расписание.

Замечательным руководством к действию может послужить опыт организации групповых занятий по гитаре в начальной школе им. Рольфа Цуковски в городе Линденберг. Организатор и руководитель проекта Миколай Буркхард окончил Берлинскую высшую школу музыки им. Ханса Эйслера по специальности «Электрогитара», изучал классическую гитару как второй инструмент. Важным событием для него стало повышение квалификации у выдающегося музыкотерапевта Кристофа Швабе, который заставил его на многое в музыкальной педагогике взглянуть по-новому. Миколай Буркхард разработал особую цветовую систему записи нот для гитары – Guitar Colour System: каждой струне дается определенный цвет, и ноты раскрашиваются в соответствии с тем, на какой струне зажимаются. Собственно, благодаря этой системе Миколай Буркхард и пришел к идее организации групповых занятий по гитаре в общеобразовательных школах, так как она позволяет быстро освоить чтение нот с листа. Главной целью таких уроков он считает получение радости от коллективного музицирования, невзирая на различную степень одаренности участников. К тому же такие уроки должны укреплять чувство равенства внутри класса, способствовать успешной детей интеграции в коллективе. Девиз Миколая Буркхарда: урок можно считать состоявшимся, если ученики в конце занятия просят продолжить работу; важный принцип – включенность каждого: в коллективном музицировании совсем не обязательно развитие одинаковыми темпами. Любая песня, которая разучивается, имеет различные уровни сложности, таким образом, каждый может принять участие в ее исполнении. Что касается конкретных приемов: в начале обучения используется большой палец правой руки и медиатор, затем уже следует чередование пальцев правой руки. Система цветных нот прекрасно зарекомендовала себя в работе с большой группой разных по способностям участников. 

Уроки гитары в Линденбергской школе им. Рольфа Цуковски интегрированы в обычные уроки музыки: всего 4 часа в неделю – 3 урока гитары плюс 1 обычный урок. Курс гитары продолжается 2 года – с 4 по 5 класс. Школьный учитель музыки активно принимает участие в проекте, но это связано с практической необходимостью: изучение элементарной теории музыки, знакомство с различными музыкальными инструментами, разучивание песен и т.д. 

Уроки проходят в музыкальном классе школы, где перед началом урока расставляется все необходимое. Детям не обязательно иметь свою гитару, в школе инструментов достаточно, и очень поощряется желание взять инструмент домой для самостоятельных занятий. Но, как правило, через полгода уже все обучающиеся имеют дома собственные инструменты.

Такой проект не требует больших капиталовложений: в Линденбергской начальной школе им. Рольфа Цуковски на покупку инструментов (21 гитары) и оборудования (20 пультов, 20 подставок под ногу и камертона) ушло всего 1476 евро, спонсором стала Сберегательная касса Одер-Шпрее.  Наверно, такой бюджет по силам любой школе. Следует учесть и то, что групповые занятия экономят аудиторный фонд и кадры образовательного учреждения, а также время школьников и деньги их родителей. 

Вне всяких сомнений, гитарное музицирование в классе в качестве альтернативных или дополнительных уроков музыки прижилось бы и в наших общеобразовательных школах, потому что оно дает замечательную возможность каждому ребенку взять в руки любимый инструмент, который может стать ему другом на всю жизнь, защитить от негативных влияний, поддержать в трудную минуту, а может быть, когда-нибудь обеспечить хлебом насущным.

В линденбергской школе проект Миколая Буркхарда стартовал в 2006-2007 учебном году.

С искренней радостью педагог-новатор откликнулся на мой интерес к его методике, сразу же предложил свою помощь и оригинальные учебные материалы, многие из которых можно найти в открытом доступе на сайте автора: http://klassenmusizieren-mit-gitarren.de.

 

Анна Хохрина, педагог дополнительного образования Дворца детского и юношеского творчества им. В.П. Чкалова города Нижнего Новгорода