​Задачи учителя: совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение), развивать эмоциональную сферу, способствовать становлению и развитию личности; максимально использовать возможности урока для развития основных видов речевой деятельности, таких как: слушание (учителя и друг друга), говорение (диалог, элементы монологической речи), чтение (громкое и выразительное), письмо; формировать уважительное  отношение к  хлебу – символу труда, главному продукту России, духовной ценности; прививать уважительное отношение к старшему поколению и добрым традициям нашей страны.

 

УУД:

Личностные: самоопределение, действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

 

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; коррекция-внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результатов, внесение изменений в результат своей деятельности; оценивание качества и уровня усвоения.

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи; умение работать в группах.

 

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, построение речевого высказывания в устной и письменной речи, определение основной и второстепенной информации.

 

Сценарий урока опубликован в №32 «Учительской газеты» от 12 августа 2014 года.

 

Приложение 2.

О хлебе.

Я видела однажды: по дороге

Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.

И ловко били хлеб шальные ноги.

Играл, как мячиком, мальчишка озорной.


Тут подошла старушка и, нагнувшись,

Взяла батон, заплакав вдруг, ушла.

Мальчишка вслед глядел ей, улыбнувшись,

Решил, что это нищенка была.


Тут дед, сидевший на скамейке рядом,

Поднялся и  к мальчишке подошел.

«Зачем, − спросил  он  голосом усталым, −

Ты, мальчик, поступил нехорошо?»


А утром, в день Победы, ветераны

Все при параде в школу ту пришли.

Мальчишке показалось очень странным,

Что ветераны хлеб с собою принесли.


Узнал мальчишка в старом ветеране

Седого старика на той скамье.

Он замер. Тишина стояла в зале.

И хлеб душистый на большом столе.

 

И та старушка, что ушла с батоном,

Сидела рядом, грудь вся в орденах.

В глазах мальчишки, голубых, бездонных,

Вдруг со слезами появился страх.


Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.

Мальчишке нежно в руки подала.

И быль, рассказанная той старушкой,

Его в блокадный Ленинград перенесла.

 

Стоит она и гладит по головке.

В глаза глядит так, как бы глядела мать.

Ему вдруг стало стыдно и неловко.

«Простите», − только это смог сказать.

                                                                                    (Н. Самковова)

 

Приложение 3.

Текст с выделенными ключевыми понятиями.

 

Однажды к Василию Александровичу Сухомлинскому пришёл в школу самый старый житель села Иван Степанович. Он очень волновался. Старожилпредупредил директора школы, что разговор у них будет серьёзный.

Старик развернул на столе белый платок. На нём лежал засохший, видавший виды кусок хлеба. Сухомлинский был удивлён этому.  «Это Святой хлеб!» − сказал Иван Степанович и тяжело вздохнул.

Василий  Александрович  услышал  рассказ  старого пастуха и узнал, как появился у него этот хлеб. Накануне пришёл Иван Степанович с пастбища и застал в саду неприглядную картину. Четверо его внуковбросают чёрствый кусок хлеба на дерево, сбивают им спелые груши. Сладкие уродились в этом году груши!

Дедушка говорит внукам: «Разбойники! Что вы делаете! Хлеб целовать надо, а не бросать его». Засмеялись мальчишки. Бегают по саду, резвятся. Поймал их дед, надрал им уши.  Пустили слезу внуки, но не от стыда, а от боли.  А болело сердце их деда. «Разве вырастут настоящими людьми эти дети?» − сказал он с болью Сухомлинскому.

Вскоре в селе узнали, что умер Иван Степанович. Запомнил директор школы разговор с мудрым стариком, поэтому и положил сухарь вместе с белым платком в шкаф на видное место. Смотрит Василий Александрович на хлеб и вспоминает он строгие, тревожные глаза старожила. Упрёком его внукам и всем ученикам школы звучат в ушах директора слова: «Это Святой хлеб

Приложение 5.

Словарная работа.

Старожил - человек, который много лет живет в каком-нибудь одном месте.

Директор - руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения.

Накануне - непосредственно перед чем-нибудь.

Вскоре – в скором времени, в недалеком будущем.

Неприглядная - не обладающая привлекательной внешностью, невзрачная, плохая.

 

Приложение 7.

Пример текста сжатого изложения.

Святой  хлеб.

Однажды к В.А. Сухомлинскому пришёл в школу взволнованный  старожил Иван Степанович. Он предупредил директора  о  серьёзном разговоре.

Старик принёс с собой в белом платке кусок чёрствого хлеба и сказал, что это святой хлеб. Василий Александрович был удивлён.

Из  рассказа  старого пастуха директор школы узнал, как к нему попал хлеб. Вечером он вернулся с пастбища и увидел в своём саду неприглядную картину. Его внуки сбивали хлебом спелые груши.

Дед пристыдил сорванцов. Однако  они только посмеялись над ним. С болью сказал Сухомлинскому старожил, что не вырастут такие дети настоящими людьми.

Вскоре умер Иван Степанович. А директор школы положил сухарь на видное место, чтобы все его ученики помнили о святом хлебе.

Да. Хлеб всему голова. Мы должны  беречь хлеб и помнить о его настоящей  цене.

 

Инна Лазарева, учитель русского языка и литературы средней школы №58 Володарского района Нижегородской области, победитель XVI Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»