Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

 

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркну, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

 

Изучение физики в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за состояние окружающей среды;

- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

- владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

 

Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом школы в объёме 68 часов за год (2 часа в неделю).

 

При реализации рабочей программы используется УМК Мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Одна из технологий, позволяющих повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательный эффект, реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, - блочно-модульная технология. Блочно-модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

 

Перед началом учебного года  определятся  объем и содержание учебно­го материала, его уровень сложности и составляется  календарный план, то есть происходит структурирование учеб­ного материала в виде блоков-модулей.

Занятия проводятся «па­рами», что способствует более эффек­тивному использованию учебного вре­мени.

Курс физики 10-го  и 11-го классов  разбит на  6 блоков. Блок имеет следующую структуру:

ИМ – РМ – МС – МК

ИМ – информационный модуль.

РМ – расширенный модуль.

МС – модуль систематизации.

МК – модуль контроля.

 

ИМ – информационный модуль

Основой информационного модуля каждого блока является лекция. Блочная система подачи материала позволяет изучать материал в целом, не дробя его. Ученик четко знает, что и как учить, имеет кон­спект, позволяющий ориентироваться в изучаемом материале. Вся эта ин­формация будет к тому же закреплена на уроке решения задач.

 

РМ – расширенный модуль

В расширенном модуле  проводятся лабораторные работы, так как они формируют у учащихся практические навыки рабо­ты с измерительными приборами, раз­нообразным оборудованием, исследо­вательские способности.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 10 лабораторных работ, 7 контрольных работ, 11 зачетов. Тексты лабораторных работ приводятся в учебнике физики для 10-11 класса.

 

МС – модуль систематизации                

Обобщение и систематизация знаний реализуется  на занятиях модуля систематизации. Проводятся  в этом модуле уроки закрепления изученного материала и уроки применения знаний и умений, на которых предлагается  учащимся выполнить различные  комплексные задания.         

Обобщение и систематизацию знаний можно проводить  на уроках обобщения и систематизации, проводимых в виде турниров, КВН, конференций, путешествий и т.д., активно используется метод проектов: обычно перед учащимися ставится определенная творческая  задача, при этом класс делится на 4-5 групп  и идет работа над проектом ее решения. Эти проекты имеют краткосрочный характер и рассчитаны, как правило, на несколько уроков. Выполняются они во внеурочное время, а защита проводится  непосредственно на уроке. Оценивается  проект учителем и учащимися из других творческих групп. 

 

МК – модуль контроля

При работе в модуле контроля проводится  систематический учет знаний и умений учащихся по следующим параметрам:

1)   текущий контроль;

2)    контроль выполнения домашних заданий;

       3) тематический или итоговый контроль.

Текущий контроль проводится  в виде каждодневной проверки теоретического и практического умения решать задания, он осуществляется при выполнении самостоятельных и лабораторных работ, работе с тестовыми заданиями, опросе конспектов. Для контроля выполнения домашнего задания  учащиеся получают индивидуальные задания (карточки с указанием номеров заданий из учебника). Итоговый контроль знаний реализуется  при выполнении тестов, тематических контрольных работ и зачетов. Зачет в основном состоит из двух частей: теоретической – проверяется знание теории  и практической  - контрольной работы в виде теста (15-18 заданий с выбором ответа) и 6-10 задач разной сложности (задачи на выбор учащихся  для обязательного решения).

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

уметь

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел;

отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая  теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

- рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная и дополнительная литература:

1.      Учебники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н. Н.Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.

Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин. Физика. 11 класс: базовый и профильный уровни / – М. : Просвещение, 2008.

2.      Сборники задач: Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.

Методическое обеспечение

3.      Каменецкий С.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.

4.      Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. Методические материалы для учителя. Под редакцией В.А. Орлова. М.: Илекса, 2005

5.      Коровин В.А., Степанова Г.Н. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы по физике. – Дрофа, 2001-2002

6.      Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – Мнемозина, 2000-2003

7.      Маркина В. Г.. Физика 11 класс: поурочные планы по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева. – Волгоград: Учитель, 2006

8.      Сауров Ю.А. Физика в 11 классе: Модели уроков: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2005

9.      Шаталов В.Ф., Шейман В.М., Хайт А.М.. Опорные конспекты по кинематике и динамике. – М.: Просвещение, 1989.

Дидактические материалы

1.      Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1991.

2.      Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.

3.      Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10,11 классы. Сборник  заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2004.

4.      Кирик Л. А.: Физика. Самостоятельные и контрольные работы. Механика. Молекулярная физика. Электричество и магнетизм. Москва-Харьков, Илекса, 1999г.

5.      Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика 10, 11 классы. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2006

6.      ЕГЭ. Физика. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ /В. И. Николаев, А. М. Шипилин. – М.: «Экзамен», 2012.

Дополнительная литература

1.      В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов, Г.Г. Никифоров. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. – М.: Интеллект-Центр, 2005;

2.      И.И. Нупминский. ЕГЭ: физика: контрольно-измерительные материалы: 2005-2006. – М.: Просвещение, 2006

3.      В.Ю. Баланов, И.А. Иоголевич, А.Г. Козлова. ЕГЭ. Физика: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом. – Челябинск: Взгляд, 2004

 

Айна Зубхаджиева, учитель физики средней школы №42 города Грозного Чеченской Республики, учитель года Чеченской Республики-2013

 

Перечень тем и количество часов на их изучение, содержание программы учебного предмета опубликованы в №31 «Учительской газеты» от 5 августа.