В новостях я читаю об очередном случае, когда малыш двух-трех лет спас свою маму, нажав на кнопку в мобильнике и вызвав помощь. Являются ли современные детишки грамотными? В традиционном смысле – нет, а в новейшем – возможно, да.

Для современной молодежи, родившейся в эпоху ИКТ, интернет, компьютеры, смартфоны и прочее «дано». Недавно на очередной встрече меня расспрашивали об учебе в Московском университете. «Как это – не было скайпа, а что же вы делали?!» Я рассказала, как раз в неделю выбиралась на телеграф в центре Москвы и звонила маме. Слушали, как фантастику. Для большинства педагогов ИКТ, цифровая грамотность – приобретенное умение. Дети зачастую знают о технике куда больше. Они иногда владеют куда большим набором приспособлений, чем мы. В начальные классы приходят дети, чьи родители тоже являются digital natives, цифровыми аборигенами. Значит, и ученики, и родители говорят с учителями на разных языках. Что делать нам, педагогам?

Я бы рекомендовала задуматься, что ученики не всегда используют новые технологии с толком. Из года в год мне попадается один и тот же хрестоматийный пример. Юноша или девушка из провинции жалуется на областной олимпиаде: «Хорошо вашим, живут в большом городе, слушают живую речь, с иностранцами встречаются! Потому их результаты по слушанию и говорению лучше наших!» Да, верно, и возможностей в большом городе больше, и результаты учащихся временами лучше. Но я всегда задаю вопрос: «Пользуешься интернетом? Знаешь, как что найти?» - «Конечно! Каждый день слушаю музыку, общаюсь с друзьями!» Спрашиваю, на каком языке любимые посещаемые веб-страницы, что смотрит на популярном сайте youtube. И всегда вижу момент озарения, понимания. В интернете, как прекрасно знают современные подростки, «есть все». В том числе большое количество сайтов на английском языке. Можно слушать музыку и разбирать слова любимой песни; можно читать новости; можно воспользоваться интерактивными курсами иностранных языков. «Почему же наша учительница нам такого не посоветовала?!» А почему же ученик сам не сообразил?

Несложно обучить детей и взрослых, как пользоваться техникой. Мы можем выдать им списки полезных интернет-адресов, показать, какие громадные возможности, какие широчайшие горизонты открывают ИКТ при разумном подходе. Куда сложнее обучить людей думать. Большинство современных школьников обладают цифровой грамотностью, но это не означает, что они умеют осмысленно подходить к технологиям.

 

Итак,

- обучение критическому мышлению – один из самых сложных аспектов педагогической работы. Учащиеся любого возраста способны заучить наизусть и «отбарабанить» множество фактов по любой теме, или написать тест. Но иногда они не замечают современных проблем, либо не понимают, как их решить. Учитель должен постоянно поддерживать учеников, поощрять их успехи, помогать им формулировать мысли по теме. Нам нужно учить детей тому, что они – часть современного мира, им предстоит продолжать развитие человечества,

- по статистике, 85% детей во всем мире называют общение первой причиной, стимулом прихода в школу. Обратим внимание: многие прогульщики уроков не уходят на это время из школы, они сидят по закуткам, общаясь с себе подобными. Если мы сумеем помочь детям общаться друг с другом и с миром в рамках региональных, всероссийских или международных проектов, мы покажем наглядно, как связаны между собой все школьные предметы, а также проиллюстрируем, почему сегодня так важно изучать иностранные языки и овладевать навыками работы с ИКТ, независимо от будущей специализации,

- и дети, и взрослые часто с недоумением спрашивают меня: «Вы сказали, что нашли эту информацию в интернете, почему я не могу ее найти на указанном сайте?» Снова и снова выясняется, что они привычно пользуются сайтами только на родном языке, то есть не применяют собственное умение, грамотность на иностранном языке. Мы можем продемонстрировать, насколько быстро и легко сегодня можно найти любую информацию в сети, в том числе на английском языке. Современные дети, начиная с совсем юного возраста, всегда готовы нажать на кнопку. Именно учитель, преподаватель может помочь школьникам понять, что технология - это не как игрушка, а инструмент познания мира.

 

Нина Коптюг, Новосибирск