Популярность турниров растет год от года, несмотря на то, что черчение, как школьный предмет, продолжает исчезать в школах. И хотя специальной рекламной кампании не проводилось, в этом турнире приняли участие 96 учащихся из 15 московских школ, а также иностранные студенты РУДН из Анголы, Монголии, Иордании, Конго, Кот-д’Ивуара, Замбии, Афганистана, Ботсваны и других стран, которые приехали учиться в Россию, чтобы получить инженерные специальности. Возраст участников не лимитировался, но преимущественно это были учащиеся старших классов, начиная с седьмого.

Идея проведения ежегодных соревнований в смешанных интернациональных командах с иностранными студентами факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин РУДН родилась пять лет назад в Центре образования №1498. Главная задача была и остается – заинтересовать школьников техническим творчеством, показать им как важно и нужно знать универсальный графический язык, на котором говорят инженеры всего мира. Турниры – это праздник дружбы детей и молодежи всего мира, которые хотят быть созидателями новых материальных ценностей, нужных и полезных людям.

За счет того, что команда из 10 человек выступает на турнире как единое целое, в состав команд могут входить практически все желающие, кто освоил хотя бы один способ изображения на плоскости. Каждый по мере сил вносит свой вклад в общую копилку, баллы суммируются, а в результате побеждает дружба, т.е. вся команда.

Каждый участник турнира видит, как и что умеют делать другие, учится у них в процессе работы. Таким образом, в ходе турнира успешно решаются основные педагогические и воспитательные задачи:

- активизация познавательной деятельности учащихся;
- получение дополнительных графических навыков и знаний;
- раскрытие технических, творческих и организаторских способностей; создание условий для их реализации;
- получение навыков совместной работы в смешанных международных командах.

Наиболее сложный организационный момент турнира – это формирование равных по силам и подготовки команд путем жеребьевки. В каждой команде, помимо иностранного студента, обязательно должен быть сильный художник, чертежник и компьютерщик, хорошо владеющий основами 3D-моделирования в программе «Компас».

В этом году впервые, в качестве эксперимента, в Турнире участвовали учащиеся второго и четвертого классов московской школы №38, которые посещают кружок дополнительного образования «Геометрография». Младшие школьники очень порадовали организаторов. Они не только активно включились в работу, но и готовы были самостоятельно представлять номинацию «Компьютерное 3D-моделирование в программе «Компас». Это не удалось сделать только из-за отсутствия у них собственных ноутбуков. Кроме того, четвероклассники Костя Глазунов и Катя Рогожина захотели быть капитанами в своих командах, хотя знали, что перед капитанами на турнирах стоит задача не только максимально эффективно организовать работу в команде, но и при необходимости взять на себя выполнение самых сложных заданий. Удивительно, что команда не переизбрала Катю, и она была капитаном до конца турнира. Остается только восхищаться мужеством и силой характера этой маленькой девочки.

Каждый год задания турнира меняются.

Задание Пятого Международного графического турнира

Перед началом работы в присутствии всех команд был разыгран набор простых геометрических тел, из которых надо было сконструировать и изобразить различными графическими способами (чертеж, аксонометрическая проекция, технический рисунок и компьютерная 3D-модель в программе «Компас») летательный аппарат собственной конструкции. Кроме того, команда должна выполнить развертку и склеить модель этого летального аппарата. Усложнение конструкции, выполнение разрезов и сечений на чертежах повышало баллы.

Номинации турнира:

1) конструирование,
2) проекционное черчение,
3) аксонометрические проекции,
4) технический рисунок,
5) компьютерное 3
D-моделирование,
6) геометрическое черчение,
7) макетирование.

В номинации «Геометрическое черчение» участвовали студенты РУДН, которые по заданным параметрам выполняли чертеж лекальной кривой, которая является траекторией движения сконструированного командой летательного аппарата.

Работы оценивало жюри. В каждой номинации - своя группа экспертов, внутри этой номинации она ранжировала участников от 1 до 10 места. Затем занятые места по всем номинациям суммировались и по наименьшей сумме определились три команды – победительницы турнира.

Продолжительность работы команды над всеми заданиями - 1 час 30 минут, но по просьбе участников было дано дополнительное время.

На турнире царила спокойная, творческая обстановка, разрешалось использовать любую справочную литературу, ноутбуки и сотовые телефоны, пользоваться любыми учебными пособиями, разговаривать (на русском или английском языке), обсуждать и делать задания совместно или индивидуально.

Выводы

Международные графические турниры демонстрируют принципиально новый, отвечающий требованиям времени подход к геометро-графическому образованию школьников, стимулируют интерес учащихся к инженерно-технической деятельности, открывают новые формы работы, способствуют воспитанию гражданственности, интернационализма и толерантности.

 

Галина Анисимова, организатор и руководитель оргкомитета турнира