В нашем специальном училище закрытого типа обучаются дети из неблагополучных семей и дети асоциального поведения, дети «группы риска». Очень трудно адаптируются подростки, влияние «уличной среды» оставляет свой отпечаток в поведении воспитанников. Литературные герои Антона Семеновича Макаренко очень близки  и понятны им, помогают найти ответы  на многие жизненные вопросы.

Макаренко 16 лет проработал с «трудными» детьми сначала в колонии имени Горького,  затем в коммуне имени Дзержинского. Это время окончательного оформления педагогической системы А.С. Макаренко. М. Горький помог Макаренко увидеть и пробудить к жизни лучшее в человеке.

Основой основ педагогической теории и практики А.С. Макаренко было воспитание детей в труде  и в коллективе.

Он руководствовался в воспитательной работе основным и широко известным ныне принципом: «Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему».

Процесс воспитательного воздействия со стороны педагогического персонала колонии естественно и неразрывно сочетался с процессом коллективного самовоспитания.

«Наша дисциплина, - писал Макаренко, – это соединение полной сознательности, ясности, полного понимания… как надо поступать, с ясной, совершенно точной внешней формой, которая не допускает споров, разногласий, возражений, проволочек, болтовни». Отводя чрезвычайно важное место эстетическому воспитанию, и понимая его весьма широко, Макаренко включал в него не только такие бесспорные средства эстетического воздействия, как хорошая книга, посещение театра и кино, живопись, музыка, но и менее очевидные. Обилие цветов на территории и в помещениях, натёртые до блеска полы, аккуратная одежда и причёска и многие другие «мелочи», которые входили в общую продуманную систему эстетического и вместе с тем нравственного воспитания.

Систему эстетического и нравственного воспитания дополняла физическая подготовка. Спортивные игры и гимнастика, турпоходы – всё это способствовало физической закалке ребят. Увлекательные экскурсии всего коллектива во время летних каникул в Москву, в Крым, на Кавказ, поездка на пароходе по Волге были для детей не только отдыхом, они расширяли кругозор, воспитывали чувство патриотизма.

Жизнь воспитанников Макаренко во многом созвучна жизни воспитанников специального училища закрытого типа.  Правда, наши дети не беспризорники, но они были направлены в спецучреждение за правонарушения на перевоспитание. Поэтому книги А.С. Макаренко нашим детям должны быть интересны. Они помогут разобраться в себе, своих поступках, стать на путь перевоспитания.

Хотелось бы, чтобы книги великого педагога и писателя А.С. Макаренко стали настольными книгами для наших воспитанников, а многие педагогические методы стали бы руководством в деле воспитания и перевоспитания наших детей.

 

Классный час. Тема «А.С. Макаренко. Рассказ «Доктор»

 

Цели: знакомство с биографией А.С. Макаренко; знакомство с рассказом «Доктор»; воспитание силы воли и патриотизма на примере главного героя рассказа Васьки Корнеева.

 

Оборудование: портрет А.С. Макаренко. Собрание сочинений писателя в 5-ти томах.

 

Ход занятия.

 

1.      Оргмомент.

2.      Слово учителя об А.С. Макаренко.

Есть люди счастливой судьбы. Их путь кремнист и труден, но идут вперёд эти люди. Это их путь. Единственный. И в этом их счастье.  Счастье трудного пути. Счастье творческого дерзания. Таким был Антон Семёнович Макаренко – человек непоколебимой убеждённости и широкой души, блестящий педагог-практик и теоретик, поднявший науку о воспитании на новую ступень, наконец, талантливый писатель.

Увлечённость Макаренко проблемами воспитания была следствием его активного отношения к жизни, его влюблённости в жизнь.

А.С. Макаренко родился 1(13) марта 1883 года в городе Белополье, Сумского уезда, Харьковской  губернии в семье  рабочего. Родителям Макаренко не пришлось учиться в  школе.

Поражает широта интересов мальчика. Обладая хорошим слухом, он учится играть на скрипке и поёт в школьном хоре. Изучает изобразительное искусство и сам неплохо рисует. Он регулярно посещает театр, участвует в школьных спектаклях.

Очень большое место среди увлечений юного Макаренко занимали книги. Он много и с упоением читал русских классиков. Но Максим Горький стал для него не только первым писателем, но и учителем жизни.

Летом 1917 г. Макаренко окончил Полтавский институт с золотой медалью. В характеристике, выданной педагогическим советом, он назван «выдающимся воспитанником по своим способностям, знаниям, развитию и трудолюбию». Там же подчёркивался «особый интерес», который он «проявил к педагогике и гуманитарным наукам».

В 1920 году он принимает предложение возглавить колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Начинается новый этап педагогических исканий.

 

3.      Предварительное задание классу было прочитать рассказ «Доктор». Чтение рассказа учителем в классе.

4.      Пересказ рассказа «Доктор» учащимися.

5.      Беседа на восприятие прочитанного.

  1. Что такое НЭП?
  2. Что такое колония?
  3. Как звали главного героя?
  4. Сколько времени прожил Васька в колонии?
  5. Почему Васька всё-таки остался в колонии?
  6. Что обещал Ваське заведующий?
  7. Найдите слова в тексте, где Васька старается сдержать свои слова стать доктором, т.е. воспитывает в себе силу воли. Легко ли ему было?

«Своё обещание сделаться доктором он выполнял с великим, совершенно героическим напряжением. И в грамотности, и в развитии он далеко отставал от сверстников, каждый  абзац каждого учебника он брал медленной, непосильной осадой, - и в поте лица, в бесконечном повторе, на границе изнеможения... Я видел, с каким отчаянным молчаливым упорством Васька совершал работу преодоления».

  1. Какая была у него поговорка?
  2. Стал ли Васька врачом?
  3. Часто ли писал письма Васька своему наставнику?
  4. Почему Васька написал письмо заведующему и когда?
  5. О чём он там пишет?

«Я торжествую, дорогой, и я должен Вам об этом написать. И, конечно, я так благодарен Вам за то, что Вы дали первый толчок. А теперь я победитель, и мне очень весело, хочется много жить, хорошо жить. И говорят, знаете что? Говорят, что я хороший хирург. Крепко жму вашу руку и поздравляю с победой.

Ваш Василий».

 

6.      Обобщение. Чему нас учит этот рассказ?

Ответы детей.

 

7.      Вывод учителя. Итак, сегодня на уроке мы познакомились с творчеством великого русского писателя и педагога А.С. Макаренко, который помог стать на правильный жизненный путь многим таким «Васькам».

 

Классный час №2. Тема «А.С. Макаренко «Домой хочу».

Цели: знакомство с жизнью и творчеством А.С. Макаренко; обучение подробному пересказу; составление цитатного рассказа (работа с текстом); воспитание чувства товарищества на примере главного героя рассказа Сеньки Дружнова.

 

Оборудование: портрет А.С. Макаренко, собрание сочинений А.С. Макаренко, эпиграф «Каков характер, таковы и поступки» (русская пословица).

 

Предварительное задание классу прочитать и принести на урок рассказ А.С. Макаренко «Домой хочу». Одному учащемуся подготовить сообщение о жизни и творчестве А.С. Макаренко (Собрание сочинений в 5-ти томах, том 5, с. 465).

 

Ход занятия

  1. Оргмомент.
  2. Опрос.
  1. Сообщение учащегося о жизни и творчестве А.С. Макаренко.
  2. Подробный пересказ рассказа «Домой хочу».

 

  1. Беседа.
  1. Как попал в колонию Сенька Дружнов?
  2. Как он выглядел?
  3. Грамотный он был?
  4. Что говорил Сенька?
  5. Каков у него характер?
  6. Дружили ли колонисты между собой после колонии?
  7. Как учился Семён?
  8. Рассказал ли Сеня друзьям, зачем он приехал в Москву?
  9. За что Сеньку любили товарищи?

 

  1. Работа с текстом. Составление цитатного плана рассказа. Самостоятельная работа.

 

План.

  1. «Характеры бывают разные».
  2. «Но Сенька молчал как-то по-своему. И физиономия у него была ничего».
  3. «Привела…    внучка».
  4. «- Военные, что ли, у тебя люди выходят?

- И военные и разные: и доктора, и рабочие, и лётчики. Кто куда хочет…».

5. «Давно у нас не было такого неповоротливого человека!».

6. «- Ты грамотный?

-В пятый класс ходил»…».

7. «Заведующий спросил:

- Так лётчиком…хочешь… Семён?

Вот тут он и ответил:

- Угу!».

8. «Что это! Предрассудки такие на шее носишь!».

9. «А Сенька всё стоит и ревёт».

10. «Ну, и характер, - сказал тогда Виталий. Но всё равно креста не отдам!».

11. «Домой хочу!».

12. «Какой, вредный пацан!».

13. «Да нет! Характер такой! Самостоятельный. С виду тихоня, а глотка: «Да–мой ха–чу!».

14. «Что вы думаете  о таком характере?

А у нас у всех, сколько ни есть колонистов по свету, нет лучшего друга, как Сенька».

15. «Мы прожили с Сенькой в колонии пять лет, а после разъехались… друзьями остались, а лучший друг у всех Сенька Дружнов».

16. «Характер у него всегда был одинаковый, молчаливый».

17. «Не такой он человек, чтобы своё «да» потратить».

18. «Учился Семён на «отлично».

19. «В этом году он приехал в Москву, а нас здесь целая колония – бывших колонистов».

20. «За что орден? А он молчит.

- Да за боевую подготовку».

21. «Можно… двенадцать бомб посадить в одну точку».

22. «Домой хочу!».

23. «Там… Аэродром»…

24. «У нас на Украине о некоторых характерах говорят: «Комусь кыслыци снятся» - это значит: кому-то плохо придётся».

 

  1. Обобщение.

Так каким же человеком был Семён Дружнов? (Найти в тексте).

«Если фашисты вздумают полезть на нашего «домой хочу», пускай им лучше заранее снятся кислицы. Вот такие интересные бывают на свете характеры».

«А у всех, сколько ни есть колонистов по свету, нет лучшего друга, как Сенька».

 

Классный час №3. Тема «А.С. Макаренко. Повесть «Флаги на башнях».

Цели: способствовать более глубокому и расширенному постижению содержания повести; развитие умений ориентироваться в тексте; довести до сознания учащихся мощную воспитательную силу коллектива.

 

Оборудование: портрет А.С. Макаренко. Повесть «Флаги на башнях», иллюстрации к повести И. Ушакова, эпиграф «Коллектив – не толпа. Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, через коллектив каждый член его входит в общество» (А.С. Макаренко).

 

Предварительное задание: прочитать повесть «Флаги на башнях», подготовить сообщение по повести на карточках.

 

Ход занятия

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово классного руководителя.

Повесть А.С. Макаренко «Флаги на башнях» продолжает рассказ о жизни коллектива коммуны имени Ф. Дзержинского, названная в повести «Колонией Первого мая».

Как и предшествующие произведения Макаренко, книга имеет документальную основу. Её действие приурочено к 1931-1932 годам, на что имеется прямое указание автора: «Началась эта история на исходе первой пятилетки».

Повесть была написана в 1938 году и напечатана в журнале «Красная новь».

В рукописях и в первой публикации «Флаги на башнях» названы романом, а в последнем прижизненном издании – повестью. Это определение жанра сохраняется и в настоящее время.

«Флаги на башнях» в большей степени «беллетристическое» произведение. Она проявилась, в частности, в сюжетно-композиционных особенностях повести.

Композиция повести более рационалистична, главы небольшие по размеру и динамичные, включают в себя обычно по одному эпизоду, как правило, работающему на сюжет. В повести почти нет теоретико-педагогических отступлений, к которым так часто обращается Макаренко в «Педагогической поэме».

Повесть «Флаги на башнях» была по-разному встречена критикой. Были мнения: «повесть сентиментальна», «сказка, рассказанная добрым дядей Макаренко».

 

3. Сообщения учащихся.

Карточка №1

То, о чём рассказал в повести «Флаги на башнях» Макаренко, действительно похоже на сказку, на чудо, но чудо это – одно из тех чудес, которые на каждом шагу рождаются в нашей жизни. Ведь последняя повесть Макаренко так же, как и три другие его книги о колонистах и коммунарах, - произведение, основанное на фактах. Об этом неоднократно заявлял сам писатель: «Флаги на башнях» - это не сказка и не мечта, это наша действительность». Это подтвердили и бывшие коммунары в письме редактору «Литературной газеты». «Мы во всеуслышание заявляем, что жизнь, описанная в книге А.С. Макаренко «Флаги на башнях», существовала, что действительно была в Харькове коммуна имени Ф.Э. Дзержинского, названная «Колонией Первого мая», и что мы её воспитанники».

 

Карточка № 2

«…Счастливый детский коллектив, свободный от антагонизмов и настолько могучий, что любой ребёнок, в том числе и правонарушитель, легко и быстро занимает правильную позицию в коллективе». Мощная воспитательная сила коллектива и возникновение весьма напряжённых ситуаций – на этом и строится сюжет повести.

«Довольно интересная мысль – выполнение неинтересной работы. Натёрли паркет, а потом набросали ногтей».

«Проножки» - отказ от работы.

«Ты должен любить свой коллектив…».

Трудовое воспитание Игоря Чернявина.

 

Карточка № 3

Четырёх «детей улицы» однажды свёл вместе случай на небольшой железнодорожной станции.

Через некоторое время неожиданно друг для друга они снова встречаются уже в колонии имени Первого мая.

Это двенадцатилетний сирота Ваня Гальченко и ребята лет по шестнадцати – Гришка Рыжиков, Ванда Стадницкая и Игорь Чернявин.

 

Карточка № 4

По-разному сложилась их судьба в колонии. Быстрее всех пришёлся ко двору Ваня Гальченко. «Большая» жизнь не успела наложить на него свой отпечаток, и он очень быстро включился в стремительный и радостный ритм жизни первомайцев.

Намного сложнее обстояло дело с остальными: Гришка Рыжиков, например, настолько уже сформировался как профессиональный вор, что коллектив вынужден был отвергнуть его. Перевоспитание здесь невозможно.

Много товарищеской заботы и теплоты нужно было отдать Ванде Стадницкой, чтобы оттаяло её сердце, чтобы поверила она в людей и стала себя чувствовать полноценным человеком.

 

Карточка № 5

Наиболее детально прослеживает Макаренко «вживание» в коллектив Игоря Чернявина.

Игорь «худой и длинный. У него насмешливо – ехидный  большой рот и весёлые глаза». Он сбежал от отца – профессора.

И в колонии очутился, попавшись на подлоге с почтовым переводом.

Уже с самого начала Игорь заинтересовался колонией и колонистами. Игорь желает во чтобы то ни стало привлечь к себе внимание, он после подъёма остаётся в постели, отказывается идти на работу. Его даже предлагали выгнать из колонии как неисправимого лодыря.

Перелом происходит неожиданно. На совет приводят Ваню Гальченко, который просит, чтобы его приняли в колонию. Но для этого нет формальных оснований, и Игорь, просит за Ваню: «Товарищи! Всё, что хотите! Проножки? Хорошо! Алексей Степанович! Делайте, что хотите! Только примите этого пацана».

Постепенно, шаг за шагом Игорь незаметно для себя начинает находить глубокое удовлетворение и в работе и в школьных занятиях, от которых поначалу он тоже высокомерно отмахивался.

В конце повести Игорь становится бригадиром, а затем избирается и секретарём совета бригадиров. Это результат полного признания его коллективом. Игорь стал полноправным и достойным членом большой и дружной семьи первомайцев.

 

Карточка № 6

Интересны образы представителей старшего поколения. Внешне суровый и сдержанный инженер Воргунов вначале скептически относился к тому, что колонисты смогут работать на заводе, но, познакомившись ближе, теплеет, недоверие исчезает без следа.

Совсем иным человеком предстаёт перед нами энтузиаст колонии Соломон Давидович Блюм, описанный с мягким юмором и любовью. Он горит на работе. Его кипучая деятельность приносит колонии реальные результаты в виде солидных финансовых накоплений.

Особое место в повести занимает фигура начальника колонии Алексея Степановича Захарова, в котором нетрудно узнать самого Макаренко. «В этом человеке не было ничего особенного: подстриженные усы, стёклышки пенсне, под машинку стриженная голова».

 

5. Беседа по повести.

1. Чем отличается колонист от воспитанника?

2. Почему Игоря оставили без завтрака?

3. Сколько зарабатывал Ваня за чистку обуви?

4. По сколько лет было колонистам?

5. Каким должен быть колонист?

6. Что входило в обязанности дежурного бригадира?

7. Что изготавливали колонисты в мастерских?

 

  1. Обобщение.

Повесть «Флаги на башнях» достойно завершает путь Макаренко в литературе. Красные флаги, развеваются на башнях колонии, - это символ победы высокоорганизованного трудового коллектива, это символ юности, символ большого человеческого счастья.

«Жизнь продолжается. И продолжается борьба. И продолжается радость, уже отвоёванная в жизни, и продолжается любовь.

Игорь Чернявин, у которого большой рот выражает теперь не только иронию, но и силу, Игорь Чернявин идёт вперёд, и в его руке рука Оксаны.

И Ванда Стадницкая – мать и жена, ударница на заводе, идёт вперёд и улыбается всегда, когда вспоминает прошлые неудачи.

И Ваня Гальченко и вся четвёртая бригада – славная, непобедимая четвёртая – серебряным маршем звенит по земле…»

 

Классный час №5. Тема «А.С. Макаренко. Повесть «Честь».

Цели: знакомство с повестью «Честь»; воспитание чувства патриотизма на материале повести; утверждение таких высоких понятий, как честь и долг для нравственного облика человека; работа с текстом повести.

 

Оборудование: портрет А.С. Макаренко, повесть «Честь», иллюстрации к повести художника И. Ушакова, эпиграфы «Наше уважение к общим правилам нравственности и есть, собственно, чувство долга (А. Смит), «…Для кого даже честь – пустяк, для того и всё прочее (ничтожно)» (Аристотель), «…Лучшее средство привить любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов» (Монтескье).

 

Предварительное задание: прочитать повесть «Честь», принести книги на урок.

 

Ход занятия.

  1. Оргмомент.
  2. Слово классного руководителя.

Сегодня мы будем работать с текстом повести А.С. Макаренко «Честь», которую вы прочитали к уроку.

«Честь» - одно из последних крупных произведений А.С. Макаренко. Повесть имеет автобиографическую основу и воспроизводит предреволюционную атмосферу провинциальных городов Кременчуга и Крюкова, в которых прошли юные годы писателя, рисует черты быта его семьи, облик отца и матери (семья Тепловых).

В 1937 году журнал «Октябрь» начинает публиковать новую повесть Макаренко «Честь». Эта вещь стоит особняком среди других произведений писателя.

Основу её сюжета составляют события эпохи первой мировой войны и Октябрьской революции.

Но было бы ошибкой считать «Честь» случайным эпизодом в творчестве Макаренко. Писатель и на этом необычном для него материале касается всё тех же проблем воспитания человека. Только процесс воспитания показан здесь не в сравнительно узких рамках колонии или семьи, а в сложных жизненных условиях.

Центральный герой повести Алёша Теплов вырос в семье рабочего – токаря в посёлке Кострома, в предместье небольшого провинциального города.

Алексей Теплов, волею обстоятельств, окончив реальное училище, а потом и военное, становится офицером царской армии.

 

3. Работа с текстом повести.

  1. Чтение эпизода «Отправление Прянского полка на фронт»

…Алексей, наконец, разобрал, что это – офицер с обнажённой шашкой. Рядом с ним солдат, а потом снова офицер и снова с шашкой. Солдат до самой мостовой вытянул из-под руки длинное древко, над головой солдата выпрямились в небо узкий свёрток. Алёша догадался это знамя в чехле…

За знаменем снова рябенький пояс офицера и грациозные шаги узких сапог… А потом бесконечные ряды однообразных – незнакомых лиц… шеренги скошенных бескозырок…

Потом ещё офицер…

- Да что такое? Да ведь это Прянский полк!

…По Александровской улице  двигалась артиллерия – пушки чередовались с конскими парами.

…Этот быстрый бег орудий, сопровождаемый лёгким и весёлым звоном полков, ещё долго проносился мимо толпы».

 

ВОПРОС. Куда направлялся Прянский полк?

 

  1. «Размышление Алёши о Родине».

«Алёша проводил их лёгкий, стремительный  бег завистливым, взволнованным взглядом. Где-то далеко, за  несчитанным рядом дней и ночей, зашевелились враги; здесь в городе ещё мирно живут люди, а эти уже понеслись вперёд, уж бьют барабаны, и уже готовы они идти на защиту… Кого? Моей страны, великой России? Чёрт его знает, великой или                 невеликой, но… моей России.

…Хотелось очень долго думать о России. Почему-то вдруг показалось ему, что до сих пор он непростительно мало думал о ней. Сейчас в словах «моя Россия» было что-то радостно-горячее, и в то же время и непривычное, родившееся как будто только сейчас.

Алёша полузакрыл глаза и представил себе: Россия! Неясные, бесформенные межи океанов, сибирских пустынь, среднеазиатских песков. Это там чёрт его знает где, но здесь всё равно она – Россия! Какая она? Широкий Невский, памятники, каналы, торжественные повороты улиц, – столица, настоящая столица! Высокие аудитории института и родное радостное студенчество. Русское! И русские профессорские глаза, то старчески мудрые, то научно-холодные, то придирчиво вредные. Всё равно. Всё равно или нет? Всё равно русские.

Но может быть, и не это? Вот это: поля, поля, серые группы изб и…  бороды, лапти, пыльные сапоги на скамьях третьего класса, вонь и теснота, матерная ругань…

Алёша остановился посреди тёмной площади, подумал и сказал вслух:

- Нет!

Он оглянулся назад и прислушался. Ещё доносился грохот артиллерии, и он вспомнил её сосредоточенно тяжёлое движение, бег офицерских коней, палочку барабанщика и боевое знамя Прянского полка в челе, охраняемое  шашками офицеров. Почему офицеров? Почему не солдаты охраняют знамя? Чушь, несёт знамя всё равно солдат. Да, это Прянский полк. Алексей вспомнил защиту Малахова кургана. И замерзал Прянский полк, замерзал, но не отступил.

Прянский полк, -  что это такое? Чередование проходящих и уходящих русских людей, умирающих замерзающих, защищающихся штыками…  это уже несомненная Россия, тут ничего не скажешь. Это прекрасная моя Россия».

«И всё-таки…  И всё-таки миллионы русских людей и тысячи лет истории, и Пушкин, и Толстой, и великие пространства нищеты, и институт и девушки, - всё равно моя Россия! И пусть Алёше сейчас предложат сделаться гражданином богатой Франции или прекрасной Италии, пусть предложат ему дворцы и богатства, - Алёша не променяет Россию на это. Он почувствовал  снова радостное и горячее волнение и снова позавидовал ушедшим в темноту военным людям, их мужественной тревоге. Это настоящие люди, и как прекрасно быть сейчас с ними».

 

ВОПРОСЫ.

1.                Размышляете ли вы когда-нибудь о своей Родине так, как размышляет герой повести «Честь» Алёша?

2.                Всегда ли человек должен любить свою Родину? Или это неважно?

3.                Как вы думаете, перекликается ли высказывание Сенеки «Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя» с размышлениями Алёши Теплова?

 

3.      Чтение отрывков «Алексей на войне. Ранение».

«И прав оказался Семён Максимович Теплов. Уже в феврале прямо из института отправили Алёшу в военное училище в Петрограде.

Война прошла несколько стадий. Война тяжёлой, неотвязной былью легла на дни и ночи  людей, былью привычной, одинаковой вчера, сегодня и завтра…»

…В начале зимы, когда уже крепко зацепились морозы за декабрьский короткий день, привезли в город Алёшу. В здании женской гимназии разместили специальный госпиталь для  контуженных. На его крылечко и выходил погулять Алёша…»

 

Слово классного руководителя.

Принадлежность к офицерской части на какое-то время накладывает отпечаток на его представление о чести и патриотическом долге. Но под воздействием бурно развивающихся событий истории, захвативших Кострому, где тяжело контуженный Алексей находится на излечении, под влиянием отца, хранителя традиций «рабочей чести», и друзей-большевиков, он приходит к пониманию чести в новом его значении.

Захваченный в плен белогвардейцами Алексей исповедуется председателю военно-полевого суда, который пытается, апеллируя к присяге, России, народу, пробудить в нём безвозвратно ушедшее чувство офицерской чести: «А о чести, поверьте, я больше вашего знаю… Я был в боях, был ранен, контужен. Я знаю, что такое честь, господин судья. Честь – это как здоровье «её нельзя придумать и притянуть на канате, как это вы делаете. Кто с народом, кто любит людей, кто борется за народное счастье, у того всегда будет честь».

 

4. Чтение отрывка «Размышление о войне и о России».

«И после этого начался длинный, однообразный и безнадёжный позор. Это было невыносимо безотрадное время, наполненное терпением и страданиями без смысла. Война тяжёлой, неотвязной былью легла на дни и ночи людей, былью привычной, одинаковой вчера, сегодня, завтра. Дни проходили без страсти, и люди умирали без подвига, уже не думая о том, кто прав, немцы или французы, не хотелось уже думать о том, чего хотят немцы или французы, как будто не подлежало сомнению, что разумных желаний не осталось у человека.

Иногда у людей просыпалось старое представление о России и  немедленно потухало в неразборчивом месиве из названий брошенных врагу крепостей, из имён ненавистных и презираемых исторических деятелей из картин глупого и отвратительного фарса. К старому представлению о России присоединялась новая, чрезвычайно странная и в тоже время убедительная мысль: и хорошо, что бьют царских генералов, и хорошо, что нет удачи ненавистным, надоевшим правителям.

…Они смотрели и думали над золотой шашкой, а рядом, мимо них, катилась всё дальше и дальше история, катилась по оврагам и рытвинам, и на самом дне оврагов копошилась и дышала последние дни Российская империя».

 

  1. Пересказ эпизодов повести «Честь».

 

5.      Работа с иллюстрациями к повести художника И.А. Ушакова: «Отец Алёши в церкви», «Алексей в госпитале», «Разговор с капитаном Колдуновым». «Был офицером, дослужился только до капитана. И ранен был, и…  долг свой выполнял честно». «Я  и погоны срезал сегодня. …Вот…  хочется… к народу ближе. Вы не думайте, я люблю солдат, любил, хорошие были отношения».

 

  1. Беседа.
  1. Правильно ли сделал Алексей Теплов, что перешёл на сторону народа?
  2. Что для него понятие чести?
  3. Почему Алёша офицерам сказал: «Родина! Довольно! Ваша честь…  господа офицера, продана!».

 

7. Обобщение.

Учитель: Повесть «Честь» по своим художественным качествам уступает лучшим произведениям А.С. Макаренко. Но то лучшее, что есть в повести, делает её нужной читателю.

В первую очередь это патриотическое чувство и утверждение того, что такие высокие понятия, как долг и честь, наполняются новым содержанием и составляют сильную сторону нравственного облика истинно свободного человека.

И действительно «…кто с народом, кто любит людей, кто борется за народное счастье, у того всегда будет честь».

 

Классный час №7. Тема «А.С. Макаренко «Педагогическая поэма». По страницам романа А.С. Макаренко».

Цели: знакомство с историей создания книги; чтение и анализ отдельных глав «Педагогической поэмы»; знакомство с принципами и проблемами воспитания и роста нового человека, раскрываемыми талантливым писателем и педагогом-новатором А.С. Макаренко.

 

Оборудование: портрет А.С. Макаренко, книга «Педагогическая поэма», иллюстрации к произведению художника И. Ушакова, портрет М. Горького.

 

Предварительное задание: прочитать роман и принести «Педагогическую поэму» на урок.

 

Ход

1.                              Оргмомент.

 

2.                              Вступительное слово классного руководителя.

История создания книги «Педагогическая поэма». Композиция.

1. Писательская работа по-настоящему захватила Макаренко, а между тем первые главы его самой замечательной книги продолжали лежать без движения и даже не в ящике письменного стола, а в чемодане на чердаке.

И снова – Горький. В своём письме (январь 1933 года) он настойчиво напоминает Макаренко о выполненном им долге: «12 лет трудились Вы, и результатом трудов нет цены. Да никто и не знает о них, и никто не будет знать, если вы сами не расскажете.… Поезжайте куда-нибудь в тёплые места и пишите книгу, дорогой друг мой».

«Макаренко не смог поехать в тёплые места, хотя и о деньгах для этой цели позаботился Горький, но он с энтузиазмом возвращается к работе над завершением первой части «Поэмы». Получилось действительно очень хорошо. Макаренко получил одобрение от Горького: «…Поэма» очень удалась Вам… рукопись нужно издавать».

Вскоре первая часть была опубликована.

Также, при живейшем участии и под дружеским «нажимом» Горького, были написаны вторая (1934 год) и третья (1935 год) части «Педагогической поэмы».

«Поздравляю вас с хорошей книгой, горячо поздравляю», - пишет 8 октября 1935 года Горький Макаренко, прочитав заключительные главы «Поэмы».

Проблема воспитания, проблема роста нового человека раскрывается в «Педагогической поэме» не просто талантливым писателем, но и замечательным педагогом-новатором. Макаренко подчёркивал, что в его книге речь идёт о событиях, имеющих в основе реальные, жизненные факты  героев, что называется списанных с натуры.

В книге «нет выдумки, за исключением отдельных фамилий и отдельных ситуаций».

Действительно, большинство героев книги имеют прототипов.  Некоторым из них автор оставил подлинные имена (Антон Семёнович Макаренко, Калина Иванович Сердюк, Коваль). Иным изменил, но очень незначительно, намекая на реальный прообраз (Калабалин – Карабанов, Супрун – Бурун, Колос – Голос,  Браткевич – Братченко и т.д.)

То же самое можно сказать и о фабуле «Поэмы». События, составляющие её основу, точно воспроизводят этапы роста колонии имени Горького.

2. Глубоко продумана и прочувствована писателем КОМПОЗИЦИЯ книги, её главная сюжетная линия. Три части «Педагогической поэмы» - три последовательных этапа становления и развития коллектива колонии имени Горького.

 

3. Анализ отдельных глав «Педагогической поэмы»

Сюжетно-композиционную структуру книги предельно чётко охарактеризовал сам Макаренко.

«В первой части «ПП», – читаем мы в одном из его писем к Горькому, - я хотел показать, как я, ошибающийся, создавал коллектив из людей заблудших и отсталых» (18.9.1934).

То, что здесь выражено всего лишь в одной фразе, развёрнуто в тексте «Поэмы».

Первая из них является прологом. Получая задание организовать колонию для малолетних правонарушителей, Макаренко твёрдо убеждён  только в одном: «Нужно нового человека по-новому делать». Но как? Это неизвестно никому.

Воспитать новых людей из вчерашних преступников, беспризорных, хлебнувших анархической уличной свободы, оказывается делом неимоверно сложным. Трудность усугубляется обстановкой разрухи: полуголодным пайком, большими материальными нехватками. И едва ли не самое главное – отсутствие разработанной методики воспитания: двигаться приходилось ощупью, наобум.

 

2. Чтение учащимися глав:

«Бесславное начало колонии имени Горького;

«Характеристика первичных потребностей».

«Операция внутреннего характера».

 

3.                              Анализ прочитанного.

Начиная с завязки – прибытия в колонию первых шести воспитанников – и далее действие развивается таким образом, что эпизоды, рисующие маленькие завоевания педагогического коллектива, сменяются ситуациями, которые, казалось бы, снова и снова отбрасывают колонию на исходные рубежи. Это и воровство в самой колонии, и набеги  на сельские погреба, драки, поножовщина, картёжные игры, дикая вспышка антисемитизма и мёртвый ребёнок, обнаруженный в спальне девочек, это настоящие грабежи на большой дороге.

 

4. Чтение фрагментов из глав:

«Характеры и культура» (драка, поножовщина).

«Есть ещё рыцари на Украине» (пьянство, карточные игры).

 

5.Анализ прочитанного.

Иной раз ненависть бессилия толкает Макаренко на поступки, категорически запрещённые в педагогической практике. Но эти срывы показывали колонистам в пунктуальном и требовательном воспитателе живого, заинтересованного в их судьбе человека.

Исподволь, постепенно приобщает Макаренко своих воспитанников к общественно-трудовой деятельности. Это заготовка дров в лесу, охрана леса от незаконной  порубки, борьба с самогонщиками. Начинаются сельскохозяйственные работы с появлением настоящей лошади, работает своя кузница, восстанавливается имение Трепке. Так шаг за шагом коллектив горьковцев набирает силу для решения новых задач.

 

«Во II части, - пишет Макаренко в письме к Горькому от 18.9.1934 г., - я сознательно не ставил перед собой темы переделки человека… Во второй части я задался целью изобразить главный инструмент воспитателя - коллектив, и показать диалектичность его развития»…

Большинство глав раскрывают самые различные аспекты жизни и деятельности уже сформировавшегося коллектива.

 

6.Чтение главы 10 «Свадьба».

 

  1. Анализ прочитанного.

В главе «Свадьба» мы любуемся не столько красивой и разумно распланированной территорией новой колонии, сколько жизнедеятельным и слаженным коллективом её хозяев.

«Они стройны и собраны, у них хорошие, подвижные талии, мускулистые и здоровые, не знающие, что такое медицина, тела и свежие красногубые лица. Лица эти делаются в колонии, - с улицы приходят в колонию совсем не такие лица. У каждого из них есть свой путь и есть путь  у колонии имени Горького».

К концу второй части напряжённость в развитии действия нарастает.

Колония имени Горького объединяется с колонией из Куряжа.

В контексте всего произведения это событие имеет особый смысл. В нём показано решающее столкновение нового со старым, в нём начало кульминации.

Несколько ранее автор провёл нас по «загаженной почве Куряжа», где стойко гнездятся «нищета, вонь, вши», обнажил «кровоточащую грязь беспризорщины». «Три сотни совершено отупевших, развращённых, обозлённых ребят, обитающих в Куряже, представляют реальную угрозу для малочисленного коллектива горьковцев, состоящего всего из ста двадцати человек. Сейчас должен решиться вопрос: кто кого?  Поборют ли прекрасные традиции организованного, но сравнительно малочисленного коллектива?»

 

«В III части, - писал Макаренко Горькому, - у меня богатый материал для изображения такой массовой переделки и доказательство того, что силами коллектива эта переделка легче и быстрее (18.9.1934)».

 

8. Чтение отрывков из  глав:

«Преображение»

«У подошвы Олимпа»

«Первый сноп»

 

9.Анализ прочитанного.

Не прошло и двух месяцев, как Куряж и его обитатели совершенно преобразились. Традиционный праздник первого снопа стал для колонии своеобразным отчётом. Поражает не только полная радостного увлечения «мистерия труда», в которой участвует основная масса колонистов, восхищает  похорошевшая колония, а главное – сами ребята, которые составляют теперь единый, дружный, боевой коллектив горьковцев.

 

10.Работа с иллюстрациями к «Педагогической поэме» художника И. Ушакова.

 

11.Обобщение.

Чтение слов А.С. Макаренко из романа «Педагогическая поэма»: «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного». «Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость». Колонисты увидели перед собой самую радостную перспективу: ценность человеческой личности.

 

Итоги  классных часов по   роману А.С. Макаренко «Педагогическая поэма».

Коллектив - главный герой книги Макаренко. Пути его создания, развития, наконец, активного действия и составляют основу содержания «Педагогической поэмы». Но ведь коллектив не есть нечто безликое. Настоящий коллектив состоит из разнообразных неповторимых индивидуальностей.

«Воспитывая отдельную личность, - пишет он в статье. «Цель воспитания», - мы должны думать о воспитании всего коллектива…. И наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности, входящей в коллектив.

Поэтому-то в «Педагогической поэме» вместе с изображением роста коллектива перед нами развёртывается судьба отдельных наиболее примечательных её членов. Среди них – зачинатели колонии: Задоров, Бурун, Таранец; колонисты первых наборов: Карабанов, Братченко, Георгиевский, Ветковский, а затем Лапоть, Волковы, Олег Огнев и многие другие.

«Педагогическая поэма» по праву заняла видное место среди лучших произведений литературы. Документ и художественный вымысел, эпос и научная публицистика, бытовая достоверность и романтическая приподнятость, лирика и широкий диапазон комического сливаются в ней воедино и определяют её неповторимое своеобразие.

 

Cветлана Добронецкая, классный руководитель 8 класса специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа профессионального училища Брюховецкого района Краснодарского края

Фото: http://genefis-gbr.ru/anton-semyonovich-makarenko