Оформление и оборудование: название мероприятия, демонстрационный ряд слайдов на экране, меняющийся по ходу урока (темы: карта народов Севера, одежда народа коми, изображения ненецких игр).

 

Предварительная работа: подбор литературного материала, разучивание наизусть стихотворений.

 

Мероприятие построено в форме состязания, состоит из поэтапного чередования сообщений учащихся, выразительного чтения наизусть стихотворений ненецких поэтов,  музыкальной паузы, а также различных конкурсов.  

 

Начало мероприятия: объясняется форма проведения, цели мероприятия. Основная часть представляет собой индивидуальные сообщения учащихся по вопросам культуры ненецкого и коми народов, выступления, заранее подготовленные учащимися.

Стихотворения подбирались таким образом, чтобы вовлечь в работу учащихся 5-7 классов, что дало возможность показать себя каждому. Эстетическому воспитанию способствовало слушание  музыки (фонограмма песни в исполнении Гавриила Лагея).

Заключительный, рефлексивный этап был связан с определением нравственных уроков, полученных каждым участником в ходе мероприятия.

 

Практическая ценность мероприятия состоит в том, что материалы могут быть использованы на уроках русского языка,  русской и ненецкой литературы, для внеклассной и внешкольной работы.

На фоне знакомства с чужой культурой учащиеся начинают лучше понимать свою, как бы познают ее с другой стороны, видят иными глазами, осознают единство и своеобразие культур других народов.

Во время проведения таких мероприятий у учащихся проявляются  чуткость, уважение, любознательность, они с удовольствием слушают выступления других ребят и выступают сами. Несомненно, все это способствует развитию устной речи учащихся и общей культуры их поведения.

 

Данное мероприятие рассчитано на учащихся 5-7 классов. Форма выбрана не случайно: форма коллективного состязания позволяет детям наладить им контакт со сверстниками, установить доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние. Происходит сокращение дистанции между детьми разных возрастов, самораскрытие личности в процессе общения, появляется стремление к положительным установкам в поведении партнеров.

При налаживании контакта с детьми используются различные виды взаимоотношений (взаимной заинтересованности, взаимопомощи), делается опора на активность и самостоятельность учащихся. Используются различные методы стимулирования (форма состязания), методы активизации (слово, ТСО (музыка).

Благодаря использованию лирических стихотворений и музыки появлятся эмоциональный настрой.

Используются различные жанры ненецкого и коми фольклора (загадки, пословицы, сказки), реалии быта.

Создаются  условия для творческого самовыражения детей. Делается еще один шаг на пути формирования интереса и уважения к традициям своего народа.

Данное мероприятие входит в Программу развития нашей школы.

 

Форма мероприятия: состязание.

 

Оборудование:

Дорожки с изображением оленей.

Два колокольчика.

Загадки народов Севера.

Два ватмана, два маркера.

Вопросы викторины.

Части пословиц.

Схема внешнего устройства чума.

Тематические слайды.

Музыка - Гавриил Лагей «Гонки на оленьих упряжках».

План мероприятия.

1. Сообщение «Коренные малочисленные народы Севера России».

2. Сообщение «Народ, проживающий на территории НАО. Коми – зыряне».

3. Сообщение «Главный праздник оленевода – «День Оленя».

4. Конкурс «Эрудит».

5. Конкурс «Художники».

6. Викторина.

7. Коми игра «Воробей».

8. Инсценировка по мотивам ненецкой сказки «Три товарища».

9. Конкурс «Назови элементы чума».

10. «Народная мудрость» (пословицы).

11.  Конкурс «Охотник».

12. Инсценировка по мотивам коми сказки «Восьминогая собака».

13. Подведение итогов.

 

Учитель. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В Перечень включены следующие народы: алеуты, алюторцы, вепсы, долганы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, кумандинцы, манси, нанайцы, нганасаны, негидальцы, ненцы, нивхи, ороки (ульта), орочи, саамы, селькупы, сойоты, тазы, теленгиты, телеуты, тофалары, тубалары, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, ульчи, ханты, челканцы, чуванцы, чукчи, чулымцы, шорцы, эвенки, эвены, энцы, эскимосы и юкагиры.

Наш край издревле был многонациональным. И сейчас на его территории проживают представители разных национальностей. Все мы живем в Ненецком автономном округе, в одном краю, любим свою землю, а значит нам нечего делить.

Все народы стремятся жить в дружбе и согласии. Ведь ничто не сближает нас так, как простое и естественное желание людей быть рядом друг с другом. Наши национальные культуры богаты и разнообразны. Наши песни, стихи и танцы никого не оставят равнодушными. Поэтому…

На праздник наш мы приглашаем гостей.

Разных народностей, разных кровей.

Будут для вас они петь и плясать.

Будут народность свою представлять.

 

Артем Рогушин. Коми-зыряне

Одна из коренных народностей, проживающая на территории Ненецкого автономного округа. Основная территория расселения – Республика Коми. Также живут в Мурманской, Архангельской областях, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Самоназвание коми морт («коми человек») В прошлом были известны как зыряне. В русских летописях X-XV веков именовались «Пермью».

Коми-зырянский язык – один из пермских языков (финно-угорская семья). Имеет разные диалекты. Литературный язык сложился в начале XX века на основе присыктывкарского диалекта. Письменность была создана миссионером Стефаном Пермским во второй половине XIV века, а в конце 1930-х годов вновь введен русский алфавит с некоторыми дополнительными буквами.

В отличие от ненцев коми вели оседлый образ жизни. Они издавна занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыбной ловлей. Однако коми заимствовали у ненцев традиции оленеводства, при этом сохранив  традиционный тип хозяйства и оседлость.

Одежда коми шилась из сукна, полушерстяных тканей, выделанных шкур животных. Одежда коми напоминает костюмы русского Севера. Женщины коми в летнее время носили холщовые рубахи.

По праздникам под сарафан для пышности надевали одну или несколько юбок, а нередко, и старый сарафан. Традиционный мужской наряд коми-зырян состоял из рубахи верхних штанов (гач), кафтана.

Коми-оленеводы заимствовали у ненцев зимнюю одежду из оленьего меха (малица, совик, пимы).

В северных оленеводческих районах повсеместной пищей была оленина. В южных, земледельческих районах по праздникам готовили говядину, баранину, свинину, мясо домашней птицы. Употребляли также дичь: рябчиков, глухарей, гусей, уток. Большое место в рационе занимала рыба. Ее ели сырой, соленой, вяленой, вареной, жареной. Особой популярностью пользовалась кисло-соленая рыба печорского засола, которая при длительном хранении образовывала студенистую массу. Ее ели ложками или наливали в чашки и макали в нее хлеб.

В последнее время, в связи с возникшим интересом к происхождению и истории коми-зырян, литераторы вновь обращаются к фольклору и мифологии, в основном к обрядовому фольклору и колдовскому эпосу.

 

Филипп Гуськов. Гонки на оленьих упряжках в День Оленя.

Для развития смекалки ненцы использовали головоломки, придумывали их сами или заимствовали у других народов.

Из подвижных игр среди подростков были широко распространены метание топора на дальность, прыжки через нарты и гонки на оленьих упряжках.

 

Валентина Талеева, учитель русского языка и литературы основной школы поселка Амдерма Ненецкого автономного округа, победитель VIII Всероссийского конкурса «Мудрая сова»

 

Сценарий мероприятия опубликован в №11 от 18 марта 2014 года.

 

В прикрепленном файле - презентация к мероприятию.