Как без нее справлялись бы архитекторы, считая площадь будущего строения? Как бы вымерялись, например, симметричные статуи великих скульпторов? Как бы действовали народные целители, рассчитывая пропорции лекарственных трав? Там все зависит от точности! На один грамм больше, и жизнь человека в опасности. Как бы древние летописцы вели отсчет времени? Выходит, что жизнь человечества базировалась на математических основах. Эту науку можно назвать искусством. Как легко она дополняет  нашу жизнь, делая ее ярче, проще, красивее!

«Математика… выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного», - говорил Аристотель.

Да, именно прекрасного! Даже литература, музыка, живопись не могут обходиться без математики. А они - основы искусства.

В музыке существует семь нот, из которых складывается множество аккордов. Это напоминает цифры, благодаря которым строятся простые, рациональные, иррациональные числа, дроби, уравнения, примеры, формулы. Живописцы и художники обязаны математике хотя бы возможностью изменять цветовую гамму. Ведь это тоже расчет, в каких пропорциях необходимо взять определенные цвета, чтобы получить новый.  

Другие вычисления из области математики мы можем видеть и в литературе. Ярким примером этого являются текстовые задачи. Многие авторы вставляют в свои произведения такие задачи, чтобы украсить сюжет и сделать его интереснее. Об этом направлении использования математики я решила написать в своей работе.

 

Цель - найти математические задачи в художественной литературе и проверить правильность их решения.

 

Объект и предмет исследования – текстовые математические задачи в художественном произведении (объект), использование математических задач (предмет).

 

Проблема - всегда ли автор художественного произведения предлагает правильное решение рассматриваемой задачи?

 

Гипотеза - если в художественном произведении встречается решение математической задачи, то оно всегда будет верным.

 

В работе над этой темой были поставлены следующие задачи:

1)      изучить художественную литературу, в которой встречаются текстовые задачи;

2)      выбрать математические задачи;

3)      оценить правильность их решения;

4)      сделать вывод о справедливости гипотезы.

 

Были использованы следующие  методы работы:

1)      анализ литературы;

2)      выбор текстовых задач;

3)      анализ решения задач в поэзии и прозе;

4)      систематизация задач по правильности их решения.

 

Текст работы - в прикрепленном файле.

 

Автор - Анна Резанова, ученица 9 «Б» класса,

научный руководитель - Елена Печенкина, учитель математики

гимназия №1 города Кирово-Чепецка Кировской области