Лекторий №1 для учеников 7-11 классов «Мысль материальна. Мысль созидающая и разрушающая»

Цель: дать представление о том, как эмоции и мысли воздействуют на здоровье человека, как с помощью мысли формировать свое здоровье и благополучие.

Задачи:

- показать влияние позитивных и негативных мыслей и эмоций на здоровье;

- дать понятие о гигиене мысли и чувства;

- формировать интеллектуальные компетенции;

- развивать коммуникативные компетенции;

- формировать навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением;

Ожидаемый результат: обучающиеся должны получить представление о возможностях управления своим физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств.

 

Оборудование: игровое поле для упражнения «Муха», плакаты «Разрушающие мысли», раздаточный материал «Волшебные слова», «Поговорки».

 

Ход занятия: 

1. Организационный момент: упражнение «Муха» (переключение внимания, снятие напряжения, расслабление).

2. Вступительное слово учителя: обращение к творческому воображению учащихся

Притча «Мысль материальна»

Один человек долго путешествовал и неожиданно попал в тенистый сад. Он проделал длинный путь и очень устал. Завидев уютное местечко в тени развесистого дерева, растущего на его пути, странник решил немного вздремнуть.  

Из всех деревьев, растущих в саду, он выбрал самое необычное: дерево исполнения желаний.

Путник очень устал, и он лёг отдохнуть под этим деревом исполнения желаний и уснул. Как только он проснулся, то почувствовал, что очень голоден, и у него промелькнули мысли: «Я хотел бы достать немного пищи, надо добыть где-нибудь». И тут из воздуха появляется еда - очень вкусная куропатка. Он был так голоден, что даже не подумал о том, откуда она могла появиться - когда вы чувствуете сильный голод, вы долго не раздумываете. Человек сразу накинулся на еду, ведь пища была такая вкусная... Позже, когда он утолил голод, он посмотрел вокруг. Теперь он почувствовал удовлетворение. И у него появились следующие мысли: «Вот бы чего-нибудь выпить...». А в волшебном саду запретов нет, поэтому немедленно появилось красное вино. Лёжа в тени дерева и мирно попивая вино, освежаемый прохладным ветерком, он удивился: «Что происходит? Может, я всё ещё сплю? Или здесь есть привидения, которые устраивают шутки со мной?» И сразу появились привидения. Они были отвратительны, жестоки и ужасны - именно такие, какими он себе их нарисовал в воображении. Путник задрожал всем телом, и у него промелькнула мысль: «Сейчас они меня убьют».

И они убили его.

 

  1. Мотивация мыслительной деятельности учащихся (эвристическая беседа). 
  1. О чем эта притча? Чему она учит?

Да, мысли – это реальные сущности, они могут быть взвешены, сфотографированы и вымерены при помощи тонко построенных научных приборов. 

Роджер Сперри, ведущий нейропсихолог, доказал, что наши мысли материальны, и все события в жизни являются следствием мыслеформ нашего внутреннего разума. За этот труд в 1981 году он получил Нобелевскую премию.  А русской ученой Кире Валентиновне  Асиповой в 1988 году  удалось получить уникальные фото мысли.

Наша Вселенная заполнена энергией. Искренние и добрые эмоции, посылаемые человеком в Мир, позитивное мышление возвращаются к нему, повышая его здоровье и формируя хорошие события в жизни.

Негативные мысли, злоба, ненависть, зависть, жалость к себе, обиды также возвращаются и разрушают наше здоровье, формируя соответствующие события — болезни, ссоры, нищету, катастрофы и т.д.

Человечеству давно известно, что эмоции имеют прямое воздействие на здоровье, об этом свидетельствуют и поговорки.

  

Вспомним, что такое поговорки. Дайте определение.

Поговорки и пословицы – это малый жанр устного народного творчества, в них воплощена мудрость народа.

 

Прочитайте выразительно поговорки. 

«Все болезни от нервов»

«Здоровье не купишь – его разум дарит»

«Радость молодит, горе старит»

«Ржа ест железо, а печаль – сердце».

 

Какую народную мудрость содержат эти поговорки?

 

Быть хозяином своей жизни – это значит выбирать чувства, мысли и слова. Представьте, будто ваши мысли похожи на капли воды. Одна мысль или одна капля почти ничего не значат. Но когда капли падают вновь и вновь, вы сначала замечаете мокрое пятно на ковре, затем образуется лужица, затем пруд. Так и из мыслей может получиться озеро и, наконец, океан. Какой же океан вы сотворите? Загрязненный токсичными веществами, в котором нельзя плавать, или кристально чистый, голубой, приглашающий к купанию?

 

Запишите первую мудрость нашего занятия:

Мысли, которые мы выбираем, подобны краскам, которыми мы пишем на холсте своей жизни.

 

Мысли проносятся в мозгу очень быстро. А наш речевой аппарат, напротив, работает гораздо медленнее. И если мы будем прислушиваться к тому, что собираемся сказать, и не позволять себе произносить ничего негативного, мы овладеем искусством управления своими мыслями.

 

Вы допускаете, что слова могут обладать такой силой?

 

Конечно, недаром еще с детства нам говорили про волшебные слова, им не просто так дали такое название. Волшебные слова на самом деле могут творить чудеса.

Давайте задумаемся над тем, что мы говорим! Ведь наши слова для нашего милого организма -  это прямая программа к действию.
Поэтому предлагаю собрать все те слова, которые помогают нам увеличивать Счастье и Здоровье в нашей Жизни.

 

Какие волшебные слова вы знаете?

 

Выразительное чтение стихотворных фрагментов.

“Здравствуйте!”

«Здравствуйте!» – ты скажешь человеку.

«Здравствуй!» – улыбнется он в ответ.
И, наверно не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

 

“Доброго пути!”

Нам желают: доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

 

“Спасибо!”

Мы все припомнить не смогли бы,
Ведь это было столько раз…
За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.

 

“Пожалуйста!”

Отменить, что ли, слово “пожалуйста”?
Повторяем его поминутно…
Нет, пожалуй, что
Без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.

 

“До свидания!”

Когда мы увидимся снова? -
Никто не ответит заранее…
Сказать остается два слова,

До свидания!

 

Слово – это начало начал. Первое слово было у Бога. Бог создал творение свое словом, а человека по образу и подобию своему. Мы продолжаем себя творить тем же, т. е. словом, ибо слово – это программа к действию, рожденная мысль.  

Спросили Иисуса Христа:

- Отчего страдаем мы, наставник? 

- Страдаете от злословия своего.

  

Уши и глаза – это прямой вход в центр мозга. Что слышим, что видим, тем и запитываемся, то и получаем. Скажите 1000 раз человеку: «Свинья», - и он захрюкает.  

 

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести. 

 

4. Актуализация ранее приобретенных знаний.

Всегда ли мы понимаем, о чем говорим? Прочитаем разрушительные фразы, подумаем, что они несут нашему здоровью. (См. прикрепленный файл).

 

Будем мы употреблять эти выражения?

Актуализация и обогащение субъектного опыта обучающихся

 

Еще больший ущерб здоровью наносит сквернословие. В христианстве сквернословие является одним из смертных грехов. И это тоже неспроста. Произносить скверну - значит наносить огромный вред душе. Русский ученый Иван Белявский одним из первых доказал, что каждое произнесенное или услышанное человеком слово несет в себе энергетический заряд, воздействующий на человека. Несколько лет ученый и его единомышленники вели наблюдения за двумя группами людей. Первая состояла из тех, кто матерился по поводу и без повода, вторая – из принципиальных противников сквернословия. И вот что показали наблюдения. У матершинников очень быстро появлялись возрастные изменения на клеточном уровне и различные хронические заболевания. Во второй группе, наоборот, общее состояние организма было на 5, 10, а порой и на 15 лет моложе их официального возраста.

Какой мы сделаем вывод? 

Мат опасен для здоровья. В американских семьях есть интересный обычай. Когда дети приносят с улицы бранные слова, родители заставляют их вымыть рот с мылом. Потому что мерзкие слова пачкают и сознание, и душу, и слух, и произносящий их рот. Неплохо бы и нам ввести подобный обычай.

 

Итак, мыслью можно лечить и разрушать. Энергия мысли – самая сильная! Управлять своими мыслями под силу каждому.

 

Прочитаем и запомним следующую мудрость нашего занятия.

Следи за своими мыслями
они становятся словами,

следи за своими словами
они становятся твоими поступками,

следи за своими поступками,
они становятся твоими привычками,

следи за своими привычками,
потому что они становятся твоим характером,

следи за своим характером,
потому что он станет твоей судьбой.

 

6. Рефлексия

Каждая ваша хорошая мысль, каждое слово – это аффирмация. Аффирмация – это положительное утверждение. Я предлагаю вам составить для себя те утверждения, которые будут способствовать восстановлению вашего здоровья. Но произносить их надо не один раз и не один день. Заряжайте себя каждый день позитивными утверждениями и новой порцией здоровья.

 

Исцеляющие аффирмации:

Каждый день я становлюсь всё здоровее и здоровее.

Я ем насыщенную здоровьем пищу. 

Моё зрение стопроцентно!

Я хорошо сплю каждую ночь, и просыпаюсь бодрым и весёлым каждое утро!

Я люблю тренировки, и тренируюсь ежедневно.

Я благодарна за своё душевное и физическое здоровье!

Отличное здоровье - это для меня!

Каждая клеточка моего тела здорова!

Моя иммунная система очень сильна и легко справляется с любым видом бактерий, микробов и вирусов.

Каждый орган моего тела здоров и прекрасно функционирует!

Моё тело полно энергии!

В течение всего дня я полна энергии и вдохновения!

Каждый мой вздох наполняет меня энергией!

Я люблю себя!

Я излучаю энергию здоровья и благополучия!

Обменные процессы моего организма работают отменно, наполняя мой организм энергией здоровья и избавляя меня от всего устаревшего и ненужного!

Я купаюсь в водах здоровья.

Мое тело – храм силы и любви.

Мне приятно осознавать свое здоровье.

Я прекрасно себя чувствую.

Силы переполняют меня.

Я абсолютно здоров

С каждым днем мне становиться все лучше и лучше.

Я люблю ту еду, которая полезна для здоровья.

Я люблю каждую клеточку своего тела.

Я постоянно ищу новые пути для оздоровления тела.

Я возвращаю свое тело к оптимальному состоянию здоровья, обеспечивая его всем, что необходимо.

Я нахожусь в здоровом ритме жизни!

Я легко исцеляюсь!

Мой организм -  самоисцеляющийся механизм!

Моя жизнь сбалансирована: работа, отдых и развлечения – всему свое время.

Во сне я полностью исцеляюсь и наполняюсь энергией здоровья!

Я сплю здоровым, крепким сном.

Я люблю все то, что помогает сохранить отличное здоровье!

Мой Ангел Хранитель оберегает меня и заботится о моём благополучии!

Здоровье – это мое Божественное право, и я им пользуюсь сполна!

Я здорова сегодня и всегда!

Я пью живую воду из источника вечной молодости и красоты!

Я нахожусь в гармонии с частью своего Я, которое знает секреты исцеления.

Мой разум всегда настроен на здоровье!

Здоровье живет в моем разуме.

Я принимаю свою силу и свое исцеление.

Мой здоровый дух созидает здоровое тело.

Я всегда окружена светом исцеляющей любви!

Я веду активный образ жизни и поддерживаю себя в прекрасной форме.

В моем рационе есть место только для полезных продуктов, необходимых для здоровья моего любимого тела.

Все мои органы работают идеально!

Я люблю свой организм и забочусь о нем!

У меня отличное здоровье и прекрасный обмен веществ!

Все, что я ем, приносит мне только пользу!

Мой организм обновляется и молодеет!

Жизнь вечна и полна радости!

Я расслабляюсь и позволяю жизни легко и свободно течь во мне.

Я наполняюсь энергией вечной молодости и красоты!

Кто-нибудь хочет прочитать, что получилось?

После тех целительных фраз, которые вы для себя выбрали, запишите последнюю мудрость этого занятия.

Каждый день повторяйте для себя, чего вы хотите в жизни. Говорите так, будто все это у вас уже есть.

Исключите из аффирмаций частицу «не».

 

Закончить наше занятие хочу еще одной притчей.

Маленький мальчик в индийском племени спрашивает у дедушки:
- Дедушка, а это правда, что в человеке живут два волка: один - темный, а второй - светлый?
- Да, - отвечает дедушка, это правда. И эти два волка ведут между собой борьбу.
- А кто же победит? - спросил мальчик.
- Тот, кого ты будешь кормить.

Чему учит эта притча?

Подведение итогов занятия  

Что полезного вы узнали на этом занятии? Будете ли вы пользоваться полученными знаниями?

Хотите ли вы задать вопрос?

 

А теперь положите на левую руку то, что вы получили сегодня от занятия, а на правую – то, что вложили в него, и поаплодируем себе и друг другу!

 

Используемая литература и источники:

И.В. Дубровина. Практическая психология образования – Москва: ТЦ “Сфера”, 1997

Полная энциклопедия здоровья Луизы Хей - Москва: Олма-Пресс Образование 2004

Виилма Л. Прощаю себе  ООО «Издательский центр» «У-Фактория» 2000

Синельников В.В. «Тайны подсознания» М: ЗАО Центрполиграф, 2008

А.Левшинов. – СПб: Издательство «Прайм – Еврознак», 2004

Юрий Мизун. Космос и здоровье. Как уберечь себя и избежать болезней. Вече. АСТ Москва 1997

http://my.mail.ru/video/mail/lvlaskina/663.

 

Лекторий №2 для учеников 5-11 классов на тему «Мир в твоей тарелке»

Цель: формировать культуру питания как составляющую здорового образа жизни.

Задачи:

- выработка мотивированного отношения обучающихся к проблеме питания;

- корректировка представлений о полезной и здоровой пище;

- побуждение школьников к самопознанию и самосовершенствованию, использованию полученных знаний для укрепления здоровья;

- формирование умения правильно пополнять свой организм питательными веществами;

- расширение знаний и навыков по гигиенической культуре;

- формирование навыков самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;

- расширение кругозора школьников в области здорового питания;

- воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношения к своему здоровью.


Оборудование: бланки анкет, лото «Вредно – полезно», листы с изображением круга, кухонный инвентарь, овощи, фрукты, памятки «Правила здорового питания». 

 

Эксперт по здоровому питанию – медсестра-диетолог.

 

Ход занятия

 

1. Вступительное слово учителя

На вопрос, как нужно есть, чтобы быть здоровым, еще недавно отвечали: много, жирно и вкусно. Сегодня все больше и больше людей соглашается с тем, что мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить, причем долго и счастливо. Обычно такое прозрение наступает после того, как над нами прогремел гром и поставлен очень неприятный диагноз. Вы лежите в отделении гастроэнтерологии, следовательно, имеете проблемы, вызванные неправильным питанием. Сегодня мы попытаемся разобраться, какое питание принесет пользу вашему здоровью, каким продуктам следует отдавать предпочтение.

 

2. Вызов: расскажите, как вы питаетесь?

Попробуйте вспомнить, что и в какое время вы едите обычно? 

Питаетесь в школьной столовой или покупаете перекус в магазине?

Чтобы узнать о себе больше, ответьте на вопросы анкеты, подсчитайте набранные баллы, сделайте выводы.

Анкета

1. Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?

А) всегда, круглый год – 5 баллов

Б) иногда, когда заставляют – 2 балла

В) никогда – 0 баллов.

2. Сколько раз в день вы едите?

А) 4-6 раз – 5 баллов

Б) 3 раза – 3 балла

В) 2 раза – 0 баллов

Г) 8-7 раз, сколько захочу – 0 баллов.

3. Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?

А) ежедневно, несколько раз – 5 баллов

Б) 2-3 раза в неделю – 3 балла

В) очень редко – 1 балл

Г) никогда – 0 баллов.

4. Когда и что вы едите на ночь?

А) мясо с гарниром в 9 часов – 1 балл

Б) кашу молочную в 9 часов – 2 балла

В) стакан кефира или молока в 9 часов – 5 баллов

Г) ем, когда захочу и что захочу, до 11 часов – 0 баллов.

5. Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?

А) иногда петрушку и укроп в супе, салате – 1 балл

Б) лук и чеснок не ем никогда – 0 баллов

В) все это употребляю ежедневно в небольшом количестве – 5 баллов

Г) ем иногда, или когда заставляют – 2 балла.

 

Подсчитывается количество баллов.

Если вы набрали 13-15 баллов, то вы достаточно употребляете в пищу овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.

Если вы набрали 9 – 12 баллов, то это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, едите, когда и что придется. Но у вас дома об этом заботиться кто-то другой, так что вы достаточно правильно питаетесь.

0 – 9 баллов. Вам нужно задуматься о своем питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее вы этим займетесь, тем лучше будет ваше здоровье.

 

3. Актуализация ранее полученных знаний.

Ежедневный рацион большинства людей, к сожалению, далек от идеала. Между тем питание и здоровье стали проблемой далеко не сегодня. Салернский кодекс здоровья XIV века советует:

«…Ты за еду никогда не садись, не узнав, что желудок пуст и свободен от пищи, какую ты съел перед этим…».

«Ужин чрезмерный отнюдь не полезен для наших желудков; чтобы спокойно спалось, перед сном наедаться не надо».

«Если ты хочешь здоровье вернуть и не ведать болезни, тягость забот отгони и считай недостойным сердиться, скромно обедай, о винах забудь, не сочти бесполезным бодрствовать после еды, полуденного сна избегая».

 

Без умений, без специальных знаний и навыков в таком деле, как полноценное, здоровое питание, порочный круг не разорвать. Давайте разберемся в потребностях нашего организма, научимся  давать ему то, что необходимо для активной жизни и борьбы с болезнями.

 

А знаете ли вы? (викторина для учащихся 9-11 классов)

Давайте выясним, что вы знаете о питании. Трудно отделить правду от фантазии из-за умелого маркетинга, проводимого компаниями, производящими продукты питания. Проверьте ваши знания. Скажите, правда или нет?

 

Белок может откладываться в виде жира.

Алкоголь может быть использован, чтобы обеспечить энергию мышцам.

Нужно есть мясо, чтобы получать достаточное количество белка.

Высокобелковая диета очень опасна.

Незаменимые жирные кислоты (НЖК) снижают риск сердечных заболеваний.

Маргарины, содержащие углеводы, вредны; масло содержит только натуральные составляющие, это лучший выбор с точки зрения здоровья.

Холестерин – жировая субстанция, содержащаяся в животном жире.

Организм сам может производить холестерин, даже если вы не принимаете его в пищу.

Углеводы должны занимать большую часть вашего рациона.

Для того чтобы сжечь жир, вы должны потреблять углеводы.

Минералы необходимы для свертывания крови.

Витамины могут производиться организмом.

 

Вот ответы. Взгляните и оцените ваши знания.

Правда: вопросы 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. 11.

Ложь: 2, 3, 12.

 

С учащимися 5-8 классов мы поиграем в лото «Вредно-полезно». Ведущий называет продукт, а вы должны накрыть его красным жетоном «Вредно» или зеленым «Полезно» и обосновать свою точку зрения.

 

 

 

Яблоки, апельсины, бананы

 

Сдобные булки, пирожки, хлеб из муки высшего сорта, подслащенные макаронные изделия

 

Жирная свинина

 

Хлеб из муки грубого помола или с отрубями

 

Копченая и сырокопченая колбаса, сосиски

 

Супы овощные, супы на нежирных мясных или рыбных бульонах

Молоко, твердые сыры, творог, неподслащенные кисломолочные продукты

Вареная или тушеная индейка, нежирное куриное мясо или говядина

 

Чипсы, фрукты в шоколаде или глазури

 

Газированные напитки

 

Свежие овощи и фрукты

Плавленые сыры, копченые сыры, глазированные сырки

 

 

 

 

 

Жевательная резинка

 

Несладкие каши

 

Макаронные изделия из твердых сортов пшеницы, рис

 

Готовые супы, супы на бульонных кубиках

 

Соленые орехи, орехи в сахаре

 

Шоколад, кофе со сливками

 

Минеральная вода без газа

 

Тушеные овощи

 

Зелень

 

Пепси-кола, кока-кола

 

Алкоголь

 

Свежие, сушеные или консервированные фрукты без сахара

 

 

 

Соленые сухарики, кириешки

 

Творог

 

Фастфуд

 

 

Газированная вода и соки промышленного производства.

 

 

Зелёные овощи

 

Яйца

 

Пиво

 

    Молочные продукты

 

Твердый сыр

 

Жевательная резинка

 

Клубника, малина, смородина

 

Морская рыба

 

Комментарии  эксперта.

 

Газированная вода и соки промышленного производства.

Напитки промышленного производства одинаково сильно провоцируют развитие заболеваний сосудов вне зависимости от того, содержится в них сахар, или нет. Эксперты из Ассоциации кардиологов Великобритании проанализировали данные 2.500 человек. В результате было обнаружено, что люди, употребляющие напитки промышленного производства, страдают от болезней сердечно-сосудистой системы на 61% чаще тех, кто исключил их из своего рациона.

Фастфуд.

Любителям всевозможных консервантов, диоксинов, вкусовых добавок, эссенций, эмульгаторов, подсластителей, канцерогена, острых приправ и консервов следует знать, что быстрая еда, пришедшая к нам с Запада с красивым названием «Фастфуд», не просто очень вредна для нашего организма, а катастрофически опасна и несет серьезную угрозу нашему здоровью. Помимо того что наш желудок и кишечник просто-напросто не приучен к такой пище, жирной и тяжелой, она не содержит никаких полезных веществ, она очень жирная, содержит много калорий. Куда легче и полезней для нашего организма употреблять в пищу то, что веками ели наши предки - традиционные каши из различных круп, первые блюда на обед и множество своих овощей и фруктов, которые несут наименьшую опасность возникновения на них аллергии. В пунктах питания с подобным названием - вроде «Макдональдса» или «Кентаки Чикенз» - буквально все продукты жарения - сэндвичи, гамбургеры, картофель фри и жареные куры - содержат окисленный холестерин, который способствует ускорению развития атеросклеротических бляшек на стенках сосудов. Кроме этого, частое употребление быстрой пищи чревато возникновением сердечных заболеваний, аллергии, ожирения, диабета, расстройством желудка и печени.

Жевательная резинка.

Основа жвачки - резиновая субстанция из синтетических полимеров, к которым могут добавлять смолы хвойных деревьев или сок дерева саподилла.

В жвачке можно найти подсластители, ароматизаторы, красители, консерванты, загустители, стабилизаторы, глазирователи. Многие жуют резинку часами, но максимум 10 минут 3-4 раза в день. Когда вы жуёте, полость рта контактирует с внешней средой - микробы собираются во рту. Использовать жвачку можно лишь после еды. Иначе выделяется слюна, потом рефлекторно желудочный сок. А пища не поступает - страдает слизистая оболочка желудка, может возникнуть гастрит.

 

3. Актуализация и обогащение субъектного опыта обучающихся.

Творческое задание: «Загляни в свою тарелку»

Теперь, когда мы выяснили, что углеводы, жиры и белки – необходимое топливо, а витамины и минералы нам просто необходимы, самое время заглянуть в свою тарелку. Перед вами на листочках начертан круг, символизирующий тарелку. Разделите тарелку на части и нарисуйте свой обед. Проверьте, какая пища занимает больше всего места. Обучающиеся демонстрируют свои тарелки.

 

Комментарии эксперта.

Углеводная пища должна занимать там больше всего места, к примеру, овощи и рис. Самая маленькая площадь должна быть с высоким содержанием белка: мясо и рыба. Если именно эту картину вы созерцаете на своем блюде, то оптимальное соотношение питательных веществ – углеводов, жиров и белков – достигнуто, замечательно! Если большая часть тарелки покрыта мясом или рыбой, то ваш рацион содержит избыток «жирных» калорий, а это ведет к ожирению и повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний.

 

4. Ролевая игра-импровизация.

Важно не только то, что мы едим, но и как мы это делаем.

Ролевая игра-импровизация: ужин в семейном кругу (дети делятся на разновозрастные группы, договариваются о том, что будут изображать). 

 

Как вы думаете, принесет ли пользу пища, съеденная в такой обстановке? Почему?

Собралась семья за обедом или ужином, и пошли разборки, выяснения отношений, планирование важных и трудных дел. Спросите-ка у родителей, что они только что проглотили. А сами вы заметили, сколько пищи перекочевало в ваш желудок, не оставив о себе никаких приятных воспоминаний и даже не дав чувства сытости? Это прямой путь к гастриту. И не только… Мы пропускаем самую ценную, энергетическую, часть пищи. Чтобы этого не случилось, кушайте в тишине, как рекомендовали наши предки: «Когда я ем, я глух и нем».

 

Сосредоточьтесь на вкусе пищи, отбросив все остальные мысли. Усвоение тонких, насыщенных Живой Силой компонентов происходит только во рту. Нужно делать не менее 40 жевательных движений на одно глотательное. И не отвлекаться. Если, тщательно жуя, думаете о неприятном или желаете кому-нибудь зла, то пища становится ядом.

 

5. Творческое задание. Радость от свидания с кастрюлей

С премудростями поглощения пищи разобрались, перейдем к законам готовки. Да, да, и здесь свои правила. Посмотрим сценку: «Мама попросила приготовить обед».

 

Что вы заметили? Какие ошибки допустила наша повариха? (беспорядок на кухне, миска с отбитой эмалью, без фартука, волосы распущены, шум, споры, разговоры по телефону, ругалась, чистя лук, готовила без настроения, не помыла руки и овощи)

 

Как вы думаете, еда получилась вкусной и полезной?

Собираясь приготовить вкусную еду, следует настроиться на хороший лад, налить в кастрюлю воды и подумать: «Сейчас сварю совершенно замечательный суп, невероятно вкусный, просто восторг! А мясо выйдет нежным и мягким!». Улыбайтесь, улыбайтесь! Смеяться очень полезно. Но я ведь не предлагаю вам желать картошке доброго утра и спрашивать лук о самочувствии. Опытные хозяйки, простоявшие у плиты десяток лет, очень хорошо знают: если подошла к разделочной доске с мрачным настроением и подумала: «О, черт! Как мне надоела эта возня с луком и морковкой!» - все, ничего вкусного не получится.

Поэтому, начиная кашеварить, постарайтесь выбросить из головы негативные мысли, не смотрите боевики и ужастики, не слушайте рок, не ругайтесь с домашними, не болтайте по телефону – и суп выйдет на славу.  

 

Комментарии эксперта: гигиена продуктов питания.
Пища может служить не только источником необходимых и полезных пищевых веществ, но и носителем ряда вредных (и даже опасных) для организма микробов, бактерий. Они попадают в пищу различными путями: в результате загрязнения воды, используемой для приготовления пищи, при нарушениях санитарных правил в процессе производства этих продуктов, при загрязнении продуктов мухами и другими насекомыми и др. Яйца могут быть причиной массовых заболеваний сальмонеллезом. Для того чтобы избежать этого, яйца следует обязательно варить, не использовать их в сыром виде. Однако важнейшим фактором все же остается несоблюдение элементарных правил личной гигиены. Вот почему все эти заболевания нередко называют «болезнями грязных рук».
Отсюда первое правило профилактики кишечных инфекций - обязательно мойте руки перед тем, как начать прием пищи.
Второе правило - обязательное тщательное мытье кипяченой водой овощей и фруктов, которые вы используете в питании без дополнительной тепловой обработки, в особенности тех, которые растут на земле (огурцы, помидоры, укроп, петрушка, клубника и т.д.). Это необходимо по той же причине, что и мытье рук. В земле «прячутся» сотни болезнетворных микроорганизмов, которые легко попадают на поверхность овощей и фруктов, а оттуда в желудочно-кишечный тракт.
Наконец, третье правило, очень близкое по смыслу к первым двум, - соблюдение максимальной чистоты на кухне. Дело в том, что несъеденные остатки пищи, невымытая грязная посуда, грязный кухонный стол - прекрасное «поле деятельности» для различных микробов, которые с «удовольствием» интенсивно растут в этих условиях и легко могут продлить затем свой рост в пищеварительном тракте взрослых и детей.

 

Употребляете ли вы пищу, приготовленную или разогретую в микроволновой печи?

 

Комментарии эксперта.

Вред микроволновки давно научно доказан. Микроволновая печь имеет в своем составе магнетрон. В нем как раз и заключается вред микроволновки. Это устройство, которое преобразует электрическую энергию в сверх-высокочастотное (СВЧ) электрическое поле. Это поле как раз и взаимодействует с молекулами воды в пище. Поэтому посуда, в которой находится пища, не нагревается в микроволновке сама по себе, а только от нагретой пищи. Микроволны так действуют на молекулы воды в пище, что те начинают вращаться с частотой миллионы раз в секунду. Возникает молекулярное трение, которое как раз и нагревает пищу. Но такое трение причиняет ущерб молекулам и волокнам пищи, микроволны в процессе излучения убивают все живое в пище, вызывая ее распад. советские ученые исследовали тысячи рабочих, которые работали с радарными установками и получали микроволновое излучение, схожее по воздействию микроволновых печей. В результате исследований советских ученых было опубликовано международное предупреждение о том, что микроволновые печи и другие электромагнитные устройства представляют опасность для здоровья человека, и с 1976 года применение микроволновых печей в СССР было запрещено, к сожалению, только на некоторое время.

Вот данные и факты от проведенного в США в 1992 году исследования «Приготовление пищи в микроволновой печи»: «С медицинской точки зрения, считается, что введение в человеческий организм молекул, подвергшихся воздействию микроволн, имеет гораздо больше шансов причинить вред, чем пользу. Пища из микроволновой печи содержит микроволновую энергию в молекулах, которая не присутствует в пищевых продуктах, приготовленных традиционным путём». Отмечено, что аминокислоты, которые находятся в продуктах, под воздействием микроволн преобразуются в токсичные формы. Исследование установило изменение состава крови у людей, которые употребляли разогретые в микроволновке овощи и молоко. То есть съеденные после микроволной печи продукты приводили к изменениям крови. Уровень холестерина повышался, а гемоглобина снижался.

 

6. Мотивация мыслительной деятельности учащихся.

Продукты могут быть лекарством

С помощью многих продуктов питания народная медицина издревле лечит самые разные недуги.

Возьмем, к примеру, молоко. Какую песенку вы знаете про этот замечательный продукт? («Пейте, дети, молоко, будете здоровы!»)

Вскипятите  стакан молока, добавьте 1 чайную ложку меда, выпейте перед сном. Помогает от кашля. 

При насморке закапайте в нос свежеотжатый чесночный или луковый сок, смешанный с молоком.

От икоты выпейте маленькими глотками стакан теплого молока.

 

Отгадайте загадку:

Овощ этот очень крут!

Убивает всех вокруг.

Помогут фитонциды

От оспы и чумы.

И вылечить простуду

Им тоже сможем мы                                           

 

Лук считался у египетских крестьян не только одним из любимейших кушаний, но и священным растением. Скромная луковица своей формой напоминала древним Луну. Жрецы не принимали в пищу лук – земное подобие Луны.

В отличие от жрецов рабы и крестьяне при постройке пирамиды Хеопса съели лука и чеснока на сумму 1600 талантов серебра, что в переводе  на наши деньги составляет 2 миллиона рублей.

Если в городе свирепствует эпидемия гриппа, надо каждый день есть лук и чеснок. Не зря говорили в старину – «Лук от семи недуг».

 

Отгадайте загадку:

Лето целое старалась:

Одевалась, одевалась…

А как осень подошла,

Нам одежды отдала.

Сотню одежонок

Сложили мы в бочонок                                          

 

В капусте содержится очень  много витаминов. Издавна на Руси квасили капусту. В квашеном виде капуста не только хорошо сохраняется, но главное – в ней сохраняются витамины. Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук вез с собой на корабле 60 бочек квашеной капусты. Именно благодаря квашеной капусте, Кук и его спутники были здоровы и выдержали испытания на своем пути.

Теперь-то мы знаем, что не потерять бодрость и сохранить здоровье отважным мореплавателям помогли содержащиеся в квашеной капусте витамины.

Мало кто знает, что капусту впервые попробовали в Испании. Там ее называли «ащи». Возможно, от этого названия образовано слово «щи». Римляне по форме овоща называли его «капут», что означает «голова».

 

Отгадайте загадку:

В бордовых корнеплодах

Лекарство от запоров.

Давленье понижает

И кровь оздоровляет.

Салат – от ожиренья.

А сок – от воспаленья                                         

 

Свекла у древних персов служила символом ссор, раздоров и сплетен. Кто хотел насолить недругу, подбрасывал ему в дом ветвистую свеклу. Свеклу вручали и незадачливому жениху у саксов. Это означало, что молодой человек не понравился девушке.

 

Отгадайте еще загадку:

Ягода красна,

Ягода вкусна.

Режь да соли!

Ешь да хвали!                                                      

 

Помидоры родом из Южной Америки. Местные народы называли его «томаталь», что означало «крупная ягода». А в Италии помидоры называли «золотыми яблоками».

 

7. Рефлексия.

Творческая группа старшеклассников вызвалась приготовить фруктовый салат и угостить им всех присутствующих. Включим негромкую приятную музыку, и, пока наши кулинары с удовольствием колдуют над яблоками и бананами, мы вспомним все, что узнали на этом занятии, и составим памятку.

 

«Правила здорового питания»

1. Пища должна быть разнообразной (растительной и животной).
2. Необходимо поддерживать нормальный вес.
3. Больше употреблять фруктов и овощей.
4. Меньше употреблять сладкого, соленого, копченого,

5. Не употреблять газированные напитки, фастфуд, чипсы, сухарики.
6. Не использовать в пищу немытые овощи, фрукты и ягоды.
7. Соблюдать режим питания.

 

А каким должен быть этот режим?

Вместе с детьми заполняется таблица.
Режим питания




Первая смена


Вторая смена


Первый завтрак


7.00-8.00


8.00-8.30


Второй завтрак


11.00


нет


Обед


15.00


12.30


Полдник


нет


16.30


Ужин


20.00


20.30

 

Всем обучающимся раздаются памятки.

 

Учитель: Повесьте эту памятку над своим рабочим столом. Каждую неделю, например в субботу, проверь себя и выстави себе отметку.  За каждое выполняемое правило ставится один балл.

 

Дети угощаются фруктовым салатом и расходятся по палатам.

 

Используемая литература и источники:

Энциклопедия для детей. Т.2 Биология. М.: Аванта+, 1995.

Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. М.: АСТ-Пресс, 1998.

Захаров В.И. Здоровье в руках человека (пословицы, поговорки, афоризмы). Кишинев: Штиинца, 1972

Сборник сценариев Рябцевой И. Ю., Ждановой Л. Ф. "Приходите к нам на праздник" - Ярославль: "Академия развития", 1999.

http://www.zdoroviedetey.ru/node/2868

http://do.gendocs.ru/docs/index-783.html  

 

Наталья Егоренко, учитель русского языка и литературы внутрибольничной школы при ГДБ №1 (педчасть), структурное подразделение средней школы №23, город Тольятти, Самарская область


В прикрепленном файле – разрушительные фразы.

Фото: http://facepla.net