В первую очередь компьютер незаменим для работы над проектами и исследованиями. Он помогает анализировать и систематизировать информации. Компьютерные презентации нужны при защите проекта. Для успешной работы на уроке используются компьютерные программы контроля, компьютерные иллюстрации. Наиболее сложная технология - компьютерное моделирование. Ее преимущества:

  1. Облегчает усвоение нового материала.

2.      Превращает процесс решения задач в увлекательную развивающую игру.

 

3.      Помогает проверять выдвинутые гипотезы.

 

4.      Помогает самостоятельно изучать явления.

 

5.      Позволяет анализировать физические процессы.

 

6.      Помогает продемонстрировать любое явление.

 

7.      Позволяет увидеть «невидимые» процессы.

 

8.      Помогает выполнить любую лабораторную работу за короткий срок.

 

 

Таким образом, компьютер позволяет учителю не только иллюстрировать объяснение нового материала, но и организовать познавательную исследовательскую работу учащихся, что особенно ценно в условиях нехватки приборов.

Компьютерное моделирование я осуществляю с помощью программы «Живая физика». Это комплект компьютерных исследований, компьютерных экспериментов, динамических иллюстраций, самостоятельных и лабораторных работ по основным разделам физики. Хочу показать в качестве примера, как мы выполняем небольшие исследования и решаем задачи по некоторым темам.

 

Тема «Архимедова сила» (см. фото 1).

Компьютерное исследование зависимости силы Архимеда от параметров жидкости и тела.

Ученики с помощью «мыши» открывают модель. Задают регуляторами размеры и массу тела, плотность жидкости и нажимают кнопку «старт». Тело на тросе погружается в жидкость. На экране высвечиваются значения давления и силы натяжения, плотности тела. Я предлагаю ученикам задания:

1. Рассчитать силу Архимеда, выбрав нужные данные. Решение такое:

 

Fa= т

2. Объяснить значения давления и силы натяжения троса. Решение:

T-Fa=mg   T=mg+F =gV( ж)   Т=384,5Н

Р=

3. Спрогнозировать, как будут меняться давление, сила натяжения троса, глубина погружения тела, сила Архимеда если:

- увеличивать массу тела,

- увеличивать плотность жидкости,

- уменьшать размеры тела.

Проверить свою гипотезу на модели и объяснить ее.

После проделанной работы ученики делают вывод, что сила Архимеда увеличивается с увеличением размеров тела и плотности жидкости, глубина погружения растет с ростом массы и уменьшением плотности жидкости, сила натяжения троса зависит от разности плотностей тела и жидкости и от объема тела.

 

Тема «Закон сохранения энергии» (см. фото 2).

На экране представлен компьютерный эксперимент торможения автомобиля.

Ученики задают регуляторами значение коэффициента трения, массы и скорости и нажимают «старт». Автомобиль проезжает определенный путь и останавливается. Я предлагаю ученикам:

1) записать закон сохранения энергии для данной ситуации,

2) рассчитать силу трения

решение:  mv2/2=FтрS,

3) объяснить, какие величины изменятся при изменении коэффициента трения и почему. Проверить выводы на компьютере,

4) исследовать, от каких параметров зависит тормозной путь машины.

После выполнения заданий ученики приходят к выводу, что тормозной путь увеличивается с ростом коэффициента трения, массы и начальной скорости, поэтому машину, мчащуюся по скользкой дороге, трудно остановить.

 

Тема «К.п.д. наклонной плоскости» (см. фото 3).

Ученикам предлагается выполнить лабораторную работу с помощью компьютера, цель - выяснить, от чего зависит к.п.д. наклонной плоскости, объяснить смысл этой величины. Инструкцию к работе ученики конструируют самостоятельно таким образом:

1. Установить значения коэффициента трения и угла наклона подъемника.

2. Вывести формулу для расчета к.п.д. (к.п.д.=mgh/ .

3. Рассчитать к.п.д., используя значения потенциальной энергии и работы подъемника, выведенные на экран.

4. Повторить эксперимент 5 раз, меняя значения коэффициента трения и угла наклона

5. Сделать вывод: чем больше коэффициент трения и меньше угол, тем кпд меньше.   

 

Тема «Дифракция света», компьютерный эксперимент (см. фото 4,5).

На экране показана модель явления дифракции света с помощью дифракционной решетки. Я предлагаю изменить длину падающей волны и период решетки несколько раз, проанализировать формулу на экране h=  и написать тезисный конспект. Например:

1. Чем больше длина волны, тем шире спектр.

2. Решетка является спектральным прибором.

3. Чем больше период решетки, тем более четкий спектр дает решетка.

4. С помощью дифракционной решетки можно точно определить длину световой волны.

 

Программа также содержит большое число красочных демонстрационных экспериментов, на показ которых тратиться не более двух минут.

                       

Тема «Броуновское движение» (см. фото 6).

Ученики рассматривают модель движения броуновских частиц и отвечают на вопросы:

1. Почему движение частиц подтверждает гипотезу о беспорядочном и непрерывном движении молекул?          

2. Все ли тела могут совершать броуновское движение?

3. Как измениться броуновское движение с увеличением температуры?

 

Конечно, нельзя исключать значимость физических экспериментов и лабораторных работ, но в условиях современной школы комплексное использование разных видов работы дает хороший результат.

 

Наталья Дресвянникова, учитель физики гимназии города Вятские Поляны Кировской области, участница XII конкурса методических разработок «Сто друзей»