Урок достаточно сложен и для преподавателя и для студентов, но его проведение повышает мотивацию обучения математики, развивает когнитивные способности студентов, дает ощущение успеха учащимися при решении достаточности сложных задач

Сценарий урока рассчитан на 90 минут.

 

Технологическая карта учебного занятия

 

Группа

12Х

Тема

Дифференцирование функции

Тема урока

 

Решение задач на оптимизацию с помощью производной

Вид урока

Урок-обобщение

Цели урока:

- сформировать у учащихся представление о задачах, решаемых методами математического анализа;

- закрепить умения вычислять производную, находить максимум и минимум функции;

- обучить составлению математической модели практической задачи на оптимизацию;

- отработать решение задач по составленному алгоритму.

 

Компетенции, формируемые на уроке

Общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные.

Оборудование

Справочные таблицы, раздаточный материал, тексты с заданиями для самостоятельной работы.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1

Организация начала занятия, обеспечение полной готовности к работе

Цели

Сообщение темы урока, постановка цели урока, сообщение этапов урока

Длительность этапа

 

3 минуты

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная

Содержание

1. Дежурные, раздать тетради.

2. Проверить наличие.

3. Сформулировать тему урока

Решение задач на оптимизацию методами математического анализа.

ЭТАП 2

Актуализация  опорных  знаний 

Цели

Повторить основные понятия.  Проверить готовность к работе с изученными понятиями. Закрепить изученный материал.

Длительность этапа

5 минут

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная (при выполнении проверочной работы), коллективная (при проверке)

Функции преподавателя на данном этапе

Организационная

Основные виды деятельности преподавателя

Координатор действий

Основные виды деятельности студента

Заполнение индивидуального листа-самоконтроля (бумажный вариант). Проверка результатов по образцу.

 

Содержание

Сегодня нам на занятии понадобятся знания по вычислению  производной элементарных функций и  алгоритм вычисления наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке с помощью производной.

Заполнить таблицы в Приложении 1

ЭТАП 3

Мотивация

Цель

Настроить учащихся на формулировку целей и организацию своей деятельности

Длительность этапа

7мин

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная

Функции преподавателя на данном этапе

Организует беседу, обобщает

Основные виды деятельности преподавателя

Ставит проблемную задачу

Основные виды деятельности студента

Внимательно слушают, обсуждают предложенное задание, формулируют цель.

Содержание

1. В рассказе Л.Н. Толстого “Много ли человеку земли надо” крестьянин Пахом мечтает о собственной земле. Когда он, наконец, собрал желаемую сумму и предстал перед барином, тот ответил ему: “Сколько за день земли обойдешь, вся твоя будет за тысячу рублей. Но если к заходу солнца не вернешься на место, с которого вышел, пропали твои деньги”. Выбежал утром Пахом, прибежал на место и упал без чувств….

Скажите, какую геометрическую фигуру должен был обойти Пахом, чтобы получить максимальную площадь земли? Ведь возможности Пахома не безграничны.

 

Ответы студентов.

 

 2. Несколько упростим задачу: каким должен быть прямоугольник, чтобы его площадь при заданном периметре была максимальной? Задачи такого типа, называемые задачами на оптимизацию, хорошо решаются методами математического анализа с помощью производной. При решении таких задач выделяют три этапа:

1) моделирование;

2) решение внутри математической проблемы;

3) критическое осмысление полученных результатов.

 

ЭТАП 4

Изучение и закрепление нового материала

Цели

- создать технологическую карту решения задач данного типа при решении задачи-образца;

- решить с использованием данной карты предложенные задачи (фронтально).

Длительность этапа

50  минут

Форма организации деятельности учащихся

Смотрят  презентацию, слушают учителя, записывают в тетрадь

Функции преподавателя на данном этапе

Объясняет новый материал

Основные виды деятельности преподавателя

Организует беседу, обобщает

Основные виды деятельности студента

Запись определений, отметка о выполнении в индивидуальном листе самоконтроля.

Содержание

1. Условие задачи. Какую наибольшую площадь может иметь прямоугольник периметром 40 км?

Заполнение таблицы в Приложение 2.

2. Решение задачи 2.Заполнение таблицы.

3. Решение задачи 3. Заполнение таблицы.

ЭТАП 5

Закрепление полученных знаний

Цели

Закрепить полученные знания, начать вырабатывать умения по их применению. Работа по парам. Формирование умений и навыков применять полученные знания в ходе решения типичных задач.

Длительность этапа

15 минут

Форма организации деятельности учащихся

Работают в парах: выполняют задания по учебнику

 

Функции преподавателя на данном этапе

Консультирование, контроль

Основные виды деятельности преподавателя

Отвечает на вопросы учащихся, возникших в ходе выполнения самостоятельной работы

Основные виды деятельности студента

Заполнение индивидуального листа-самоконтроля (бумажный вариант).

Содержание

Задание 4.

Выбрать из предложенных задач ту, что решается с помощью данного метода и решить ее.

ЭТАП 6

Подведение итогов занятия. Объяснение домашнего задания

Цели

Разбор сложных заданий. Обобщение знаний, полученных на уроке. Дать анализ и оценку успешности достижения цели. Объяснение домашнего задания

Длительность этапа

5 минут

Форма организации деятельности учащихся

Записывают домашнее задание:

придумать аналогичную задачу, записать ее и решить в соответствии с данной схемой.

Функции преподавателя на данном этапе

Координатор

Основные виды деятельности преподавателя

Выполняет инструктаж по домашнему заданию

Основные виды деятельности студента

Заполнение индивидуального листа-самоконтроля (бумажный вариант).

ЭТАП 7

Окончание урока

Цель

Отметить ответы учащихся. Рефлексия занятия, Поблагодарить за сотрудничество и успешную работу.

Длительность этапа

5 минут

 

 

Использованная литература

Математика. Н.В. Богомолов. М.; Дрофа, 2010. 395с.

Сборник задач по математике.  Н.В. Богомолов. М.; Дрофа, 2010. 205с.

Математика 10-11кл. М. И. Башмаков. М.; Академия, 2010. 319с.

Математика Сборник задач. 10-11кл. М. И. Башмаков. М.; Академия, 2010. 251с.

www.school.edu.ru/dok edu. asp

Ирина Анатольевна Плотникова, преподаватель математики и физики технологического колледжа №28 Москвы

В прикрепленных файлах:

Раздаточный материал для студентов

Технологическая карта решения задач на оптимизацию

Приложения

Презентация